Франц Роговски: «Я сыграл Птицу без сценария»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Птица», «Про:взгляд»

Фильм «Птица» режиссёра Андреа Арнольд с Францем Роговски и Барри Кеоганом в главных ролях выходит в российский прокат 28 ноября. Фильм о девушке Бэйли (дебютантка Никия Адамс) и её новом знакомом, похожем на странную птицу, впервые был показан на Каннском кинофестивале. Картина была в конкурсе и получила хорошие отзывы критиков. Многие остались разочарованы отсутствием призов у картины. В том числе и Сусанна Альперина, которой фильм понравился и даже навеял воспоминания о Карлсоне, с той лишь разницей, что у Астрид Линдгрен — малыш, а в «Птице» — подросток и его история взросления. После премьеры в Каннах наш автор взяла интервью у исполнителя роли Птицы — известного немецкого актёра Франца Роговски.

Андреа Арнольд — британский режиссёр с мировым именем. Как случилось, что вы стали частью «Птицы»?

Франц Роговски: Андреа решила, что я буду играть в «Птице» главную роль, ещё не поговорив со мной, и просто меня пригласила. И это было невероятное предложение, от которого было невозможно отказаться. Я в это время снимался в другом фильме, и мне позвонил продюсер и пригласил на встречу. Я прилетел, и через три часа мы с Андреа встретились за ужином. Это был прекрасный разговор, она поделилась со мной разными идеями. Сценария тогда ещё не было, мне нечего было прочитать, но я знал её предыдущие работы, и этого было достаточно.

Что вас заинтересовало в вашем персонаже?

Франц Роговски: Я сразу понял, что хочу принять участие в этом фильме. Она описала сцену, где герой, почти обнажённый, стоит на крыше небоскрёба. Сразу решил: это должен быть я! Она назвала его отчасти Мэри Поппинс, отчасти ангелом-хранителем. В итоге трансформация человека в птицу создана в первую очередь с помощью разных объективов и технических приёмов. И, конечно же, за счет актёрской игры. В фильме использована максимум половина снятого нами материала. Большая часть трансформации туда не попала, так что в фильме вы видите только верхушку айсберга. И такое же впечатление у меня было от встречи с Андреа: она, как настоящий художник, рассказывает только про верхушку айсберга, а глубину ещё предстоит постичь.

Фото с премьеры «Птицы», Corbis/Getty Images

У вашего персонажа нет предыстории, мы не знаем всего, что с ним случилось. Вы придумали для себя, что с ним происходило, обсуждали ли это с режиссёром?

Франц Роговски: Всё, что я знал, — что у моего персонажа есть отец, так как он говорит, что ищет его. И я спросил себя, что могу сделать, чтобы защитить его. И принял эту неопределённость.

“ День за днем мы вместе открывали для себя Птицу.

Нам всем нужен был такой воображаемый друг во время взросления. Что вы привнесли в образ Птицы от себя?

Франц Роговски: Всё, что у меня есть. Я тоже взрослел, пережил переходный возраст, когда ты ещё ребёнок, но уже хочешь быть независимым от родителей. Происходят шокирующие встречи с собственным телом и психикой. В жизни резко появляется множество взрослых вещей. Фильмы всегда рассказывают о столкновении человеческой природы и культуры. И о том, что в эту борьбу вовлечён весь окружающий мир. Мы рассказываем историю человека, который ищет свой путь в мире людей, окружённом природой. Мне кажется, что в этом и есть главный смысл.

Каков, на ваш взгляд, наиболее точный референс вашего персонажа: Мэри Поппинс, чёрный лебедь, ангел-хранитель или, возможно, Карлсон?

Франц Роговски: Из-за того, что я не готовился, у меня не было референсов. Я просто приходил на съёмки и пробовал. Я не смотрел фильмы про Мэри Поппинс и не стал это делать только из-за того, что Андреа её упомянула. Если бы она хотела, чтобы я подготовился, то дала бы мне сценарий. Так что я просто доверялся ей, открывался полностью, чтобы она могла использовать все мои умения, краски, способности для создания своей картины. Она посылала мне видео с летящими птицами, изображения обнажённого человека, пролетающего над пейзажем и водой. Она отправила мне 20 песен, в основном, современных композиторов, а также — духовную музыку. Я слушал это в целом около ста часов до начала съёмок, смотрел видео и фото, которые прислала Андреа, и создавал у себя в фантазии мир, наполненный энергией, которая, как мне представлялось, ей нужна. Но определённого культурного референса у меня не было.

«Птица», «Про:взгляд»

То есть у вас не было полного сценария, даже накануне съёмок?

Франц Роговски: Нет, у меня ничего не было! Я знал только, что фильм называется «Птица», что Птица — это я, но фильм не про меня, а про девочку Бэйли. И даже это я узнал только за день до съёмок. Я знал про костюм, что в какой-то момент у меня будут перья, — то есть я всё-таки буду настоящей птицей. Сценарий был, но появлялся примерно в понедельник — на предстоящую неделю. Это был такой целенаправленный подход — не знать всё наперёд и привнести самого себя в работу.

В фильме вы «разговариваете» буквально на языке тела. Это работа хореографа или импровизация?

Франц Роговски: В основном импровизация. Андреа просто говорила: «Можешь сделать пируэт?» И я делал.

Это ваш первый опыт с таким подходом к съёмкам — без подготовки?

Франц Роговски: Я начинал свою карьеру в кино с мамблкора — чистой импровизации. Не уверен, что это обязательное условие для мамблкора, но у нас было так. Якоб Ласс, режиссёр моего первого фильма, называет свои сценарии скелетами — там есть суть истории, обозначены темы, но это просто мотивации, а не диалоги. И в каждом дубле всё происходит по-разному. В одном он просит тебя быть интровертом, а в следующем — экстравертом. Это отдельный подход, требующий большого напряжения. Так что я умею работать в «технике» импровизации.

Каково было работать с подростками?

Франц Роговски: Никия большой молодец, это же её первая роль. Для Андреа вообще в целом интересно работать с непрофессиональными актёрами: её вдохновляет реальность, интересна живопись настоящими красками. Многое в фильме, в том числе и эти актёры, связано с её собственными детскими воспоминаниями. Например, дом, в котором живут дети в «Птице», их комнаты похожи на тот дом, в котором она сама выросла. Сама история отчасти основана на её опыте. Она сама заботилась о других детях в семье, родителям было не до того. Выбирая актрису, Андреа искала ту, что сможет не притворяться, что знает этот мир. Так она нашла Никию.

«Птица», «Про:взгляд»

То есть фильм личный для режиссёра, но есть ли в нём что-то личное и для вас?

Франц Роговски: Конечно. Я много работал над физической стороной своего персонажа: как он ходит, как стоит. В этом я опирался на свой опыт артиста современного танца. Это очень личное для меня. Мы толком об этом не говорили, но я пользовался именно этим привычным мне языком.

Когда вы выбираете роль, что заставляет вас заинтересоваться проектом? Сценарий, разговор с режиссёром?

Франц Роговски: Обычно важны три вещи: люди, с которыми будешь работать, сам проект и деньги, которые на нём заработаешь. В каждом случае я надеюсь, что получится собрать хотя бы два из трёх пунктов. Замечательно участвовать в интересном проекте с хорошими людьми, или в интересном проекте не с такими хорошими людьми, но за хорошие деньги. Похуже — плохой фильм за хорошие деньги, от такого остаётся неприятное чувство.

Очень сложно найти интересную историю. Меня привлекает творческая работа с независимыми людьми, которые ищут свой язык, а не просто создают продукт для рынка. Но кто знает… Возможно, вскоре вы увидите меня в сериале. Бывают отличные сериалы, но они работают совсем не так, как фильмы. Бывают очень личные, но всё равно работать с таким большим количеством людей — совсем другая вещь. Но обычно я работаю с режиссёрами, которые сами пишут сценарии своих фильмов, создают свои миры. Так что в первую очередь ищу интересные истории.

Вы думаете о международной карьере, о Голливуде?

Франц Роговски: Конечно, но тут не мне выбирать. Пока я не получал интересных предложений из Голливуда. Там много замечательных людей. Но я немец и не буду сам навязываться.

В прошлом году на Каннском фестивале вы стояли со всеми вместе в очереди на фильм. Я даже попросила вас сфотографироваться и храню это фото. Что Канны значат для вашей карьеры?

Франц Роговски: Я был там четыре раза. Одним из первых крупных кинематографистов, с кем мне довелось работать, был Михаэль Ханеке, и я был с ним в Каннах с фильмом «Хэппи-энд». Это была моя первая красная дорожка. Я ужасно волновался, мы с ним сидели в машине минут 40 перед этим, ждали, пока откроют дверь. Там были только мы двое и Изабель Юппер, никто не говорил ни слова. Все волновались. И спустя почти 10 лет ощущения такие же: к этому нельзя привыкнуть. Я до сих пор удивляюсь тому, что кто-то хочет посмотреть фильмы со мной. И что меня берут в кино — сам бы я этого не сделал.

Франц Роговски, The New York Times

То есть вы очень самокритичны?

Франц Роговски: Я собираюсь пойти на психотерапию.

Вы уделяете большое внимание стилю и моде. В фильмах это, конечно, часть мира. В «Птице», например, вы носите килт. Но вы и в жизни одеваетесь очень ярко. Это важно для вас?

Франц Роговски: Костюмы играют огромную роль в создании персонажей. Когда актёр не знает, что делать, он надевает костюм и худеет, снова надевает костюм, красит волосы — и половина работы сделана. Это правда помогает.

У вас не было дома птицы в детстве?

Франц Роговски: Нет. Но были моменты, когда она была мне нужна. Сейчас мне кажется, что моё тотемное животное — смесь совы и черепахи.

Сова — это мудрость, а черепаха?

Франц Роговски: Черепаха — потому что я несу тяжёлый груз на своих плечах.

Читайте также
Одри Диван о фильме «Эммануэль»: «В неизведанном состоит часть удовольствия»
Посмотрела фильм во время фестиваля в Сан-Себастьяне и поговорили о нём с режиссёром....
«Главное — борьба с зависимостью»: интервью с актрисой Келли Макдональд
Поговорили о «Вампирах лёгкого поведения» и материнстве.
«Кино — искусство грубое»: интервью с Николаем Ларионовым и Юлией Марченко
О драме «Вечная зима», феномене посттравмы и хорроре в российском кино.
«С талантами всегда легко и весело»: интервью с Ольгой Ланд — режиссёром комедии «Новый год в Берёзовке»
«Работа с известным человеком похожа на работу дрессировщика. Испугаешься — сожрут»...
Режиссёр Анна Кузнецова и актриса Дарья Савельева: «Как автор ты всё равно не сможешь уйти от себя»
Поговорили о «Каникулах» и о тернистом пути до больших экранов.
Интервью с Элайджей Вудом: «В Новой Зеландии ты каждый день видишь рассвет, который просто взрывает тебе мозг»
Актёр рассказал о работе над ролью, сотрудничестве с режиссёром Антом Тимпсоном и в...
Также рекомендуем
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магичес...
Рассказываем о главных фильмах фестиваля.
28 июня 1963 года в  издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново де...
В субботу, 14 августа, завершился 74-й фестиваль в Локарно. «Золотой леопард» достался индонезийцу Эдвину за сентиментал...
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магичес...
Рассказываем о главных фильмах фестиваля.
28 июня 1963 года в  издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново де...
В субботу, 14 августа, завершился 74-й фестиваль в Локарно. «Золотой леопард» достался индонезийцу Эдвину за сентиментал...

Последние новости

Увольнение из «Крика» стало для Мелиссы Барреры самым тёмным периодом в жизни
Актриса пыталась справиться с травмой на протяжении года.
Франц Роговски: «Я сыграл Птицу без сценария»
Как превратиться в «Птицу» и отыскать своего персонажа наощупь.
Чад Стахелски бесплатно работал над аниме «Лазарь»
Постановщик «Джона Уика» большой фанат работ Синъитиро Ватанабэ.
00:00