От «Однажды в Америке» до «Вавилона»: провалы Голливуда, которые с годами только лучше

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В Россию привезли «Мегалополис» — грандиозный долгострой маэстро Фрэнсиса Форда Копполы, который снят им на собственные сбережения и к которому режиссёр шёл 40 лет. Одни считают этот фильм затянутой и бессмысленной фиксацией почтенного дедушки на Римской империи и золотистом светофильтре. Другие превозносят «Мегалополис» как одно из главных достижений голливудского старожила, в котором замешались монолитность античного эпика и критика современного капиталоцентричного мироустройства, — красивое, многослойное и во всех смыслах большое.

Как бы там ни было, произведение, не оправдавшее себя в финансовом плане, однако обречённое на статус фильма-события, уже можно заценить в наших кинотеатрах. Ну а мы между делом решили вспомнить о других громких голливудских лентах, не сумевших покорить прокат, однако прошедших проверку временем и помилованных публикой спустя годы после своих провальных релизов.

Щедрому Бог подаёт, а у скупого чёрт отбирает.

«Клеопатра», реж. Джозеф Лео Манкевич, Рубен Мамулян, 1963

«Клеопатра», кадр: 20th Century Fox

Четыре года эпичнейших съёмок, хроника которых ничем не уступает жизнеописанию знаменитой царицы египетской. Задумка по-быстрому склепать байопик самой известной женщины античного мира за пару миллионов долларов обернулась каруселью кадровых перестановок и финансовых ударов. В «Клеопатру» приходили и уходили режиссёры и сценаристы, а продюсеры, которые тоже сменяли друг друга, с каждым годом раздували бюджет, колеся со съёмочной группой по всему свету, выстраивая дорогущие декорации и планируя масштабные сцены с огромной массовкой. Этот фильм знатно подпортил и физическое, и ментальное здоровье своим создателям, чуть было не убил кинокомпанию 20th Century Fox, добил как таковую «студийную систему», сложившуюся в эпоху Золотого Голливуда, прервал моду на пышные пеплумы (тогда зрители неистово дурели от титанического «Бен-Гура») и не окупил себя в прокате при баснословном по меркам того времени бюджете 44 миллиона долларов (затраты внушительны, но и результат соответствующий).

Основные причины падения этого колосса на глиняных ногах: хронометраж в четыре часа, техническая необходимость прокатывать картину лишь в тех кинозалах, где имеются специальные проекторы, способные осилить широкоформатную киноплёнку 70 мм, и, как следствие всего вышеперечисленного, повышенные цены на билеты (к чему аудиторию морально подготавливали влиятельные американские СМИ, вовлечённые в одну из самых крупных рекламных кампаний в истории Голливуда). Свои пять копеек вставило и такое явление, как расцвет телевидения, которое становилось общедоступным и постепенно отбирало у киношников хлеб, вынуждая тех идти на необдуманные риски и тратиться на полную катушку. Впрочем, то же телевидение, взяв ленту в эфир, впоследствии и спасло её от краха — картина была тепло принята критиками и получила четыре «Оскара». А ещё «Клеопатра» подарила нам историю одного из самых скандальных служебных романов Голливуда — интрижки между исполнительницей заглавной роли Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном, сыгравшим любовника Клеопатры Марка Антония.

«Вилли Вонка и шоколадная фабрика», реж. Мэл Стюарт, 1971

«Вилли Вонка и шоколадная фабрика», кадр Paramount Pictures

Первая экранизация знаменитой детской книги Роальда Даля — не тот случай, когда недобор по части бокс-офиса был совсем уж катастрофичен. Сама картина стоила три миллиона долларов, собрала чуть больше одного, да и сходу была заочно признана классикой всеми кому не лень. Однако ей, что парадоксально, не удалось даже выйти в ноль, несмотря на то что все составляющие успеха у «Шоколадной фабрики» имелись: сюжет, любимый ребятнёй по всему миру, сочная «техниколоровская» картинка, формат семейного мюзикла, дьявольски харизматичный Джин Уайлдер в роли эксцентричного кондитера Вилли Вонки и беспроигрышная морализаторская история про поиски «золотого билета», танцульки карликов умпа-лумпов и «сладкие» наказания для непослушных спиногрызов.

Занимательный факт: автор книги-первоисточника Роальд Даль отрёкся от этого фильма — студия настояла на том, чтобы изначальную концовку переписали, и проигнорировала претензии писателя, который был против введения в ленту музыкальных номеров. Он даже поклялся, что не допустит, чтобы его повесть была экранизирована вновь, пока он жив. Собственно, автор скончался в 1990-х, Тим Бёртон снял новую адаптацию с Вонкой — Джонни Деппом в нулевых, а Пол Кинг свою с Вонкой — Тимоти Шаламе — в позапрошлом году. Однако именно фильм 1971-го обрёл статус поистине культового произведения, бессмертного и беспрекословно обожаемого. И именно лицо Джина Уайлдера презрительно смотрит на нас в мемах с подписью «Ну, давай, расскажи мне», что тоже о чём-то да говорит.

«Врата рая», реж. Майкл Чимино, 1980

«Врата рая», кадр: United Artists

Режиссёр, который снял очень дорогой и безмерно аутентичный вестерн с восходящими голливудскими звёздами и острой тематикой, попивает шампанское на вечеринке после гран-премьеры своего детища. На пати не пришло больше половины приглашённых гостей. Дебютный показ завершился хиленькими аплодисментами. То, что режиссёр проектировал как четыре часа высокохудожественного экскурса в закат Дикого Запада, когда озлобленные политиканы с бесконечной властью и кучей вооружённых головорезов пошли войной против целой общины, обернулось фиаско стоимостью 40 с лишним миллионов. Режиссёр, быть может, и надеется на лучшее, вот только и ежу понятно, что ленту разгромит пресса, прокат не соберёт и одной десятой части бюджета, а публика реабилитирует данный опус лишь на исходе жизни непонятого творца.

Имя этого режиссёра — Майкл Чимино. В 70-х он выпустил по всем фронтам удачную военную драму «Охотник на оленей», что препарировала ещё не успевшие зажить травмы Вьетнама и была удостоена пяти «Оскаров». После такого триумфа Чимино были готовы доверить любые деньги на реализацию любого проекта, какой только постановщик пожелает. И он поехал в Вайоминг снимать масштабное полотно, в котором переплетаются любовный треугольник и общенациональная трагедия, живопись прерий и грязь поля битвы, тишина одиноко стоящих лачуг и шум оживлённого города XIX века, выстроенного посреди чистого поля на студийные деньги, сорить которыми Чимино очень и очень нравилось (прибавим сюда то, что все причастные отзывались о нём как о настоящем диктаторе на площадке). «Врата рая» — кино очень атмосферное и нагруженное правильными мыслями, однако чересчур размеренное. Даже ту его версию, что удалось урезать до хронометража 2 часа 45 минут в 80-х, смотреть залпом было не то чтобы просто. Чего уж там говорить о расширенной версии длиной в три с половиной часа. Однако то произведение, что в своё время нарекали самым громким провалом в летописи Голливуда, действительно заслуживает полученной спустя три десятка лет ревизии и при должном настрое подарит зрителю незабываемое путешествие в далёкую эпоху, чьи проблемы эхом раздаются и в наши дни.

«Бегущий по лезвию», реж. Ридли Скотт, 1982

«Бегущий по лезвию», кадр: Warner Bros.

До умопомрачения убедительный ретрофутуристичный Лос-Анджелес тогда ещё далёкого 2019 года, объятый вечной ночью. Детектив в исполнении уставшего от легковесных ролей авантюристов Харрисона Форда, слоняющийся по «человейникам» в поисках правды под медитативный электронный саундтрек от Вангелиса. Визионерское чудо в каждом кадре. Трепет перед опасностями высокотехнологичного будущего в каждой реплике. Монолог персонажа Рутгера Хауэра о «мгновениях, которые затеряются, как слёзы в дожде». Застывший на устах зрителя устрашающий вопрос: «Где же всё-таки заканчивается машина и начинается человек?»

Жемчужина киберпанка, снятая по мотивам научной фантастики за авторством писателя-бунтаря Филипа К. Дика. Ленту создатель «Чужого» ваяет долго и мучительно, сначала изнывая от сложности работы на площадке, а после обороняя монтажную комнату от боссов, желающих всё перекроить, постоянно ссорясь то со студийным начальством, то с самим собой. К слову, «Бегущий» располагает сразу несколькими «режиссёрскими версиями» — кажется, что в какой-то момент постановщик сам запутался в том, каким он видит философский сюжет о неонуарном копе будущего, что охотится на взбунтовавшихся против своей программы биоандроидов. Жаль, что столь сильное творческое откровение Ридли Скотта в год выхода мало кто принял и оценил по достоинству, и оно со скрипом собрало минимальную кассу при нехилом бюджете почти в 30 миллионов. Однако сегодня мы продолжаем видеть следы «Бегущего» в сотнях, если не тысячах других произведений подобного толка и уже никак не можем отрицать очевидного: взгляд Скотта на мир грядущего, живущий по суровому закону high tech — low life, всё больше походит на пророческий.

«Однажды в Америке», реж. Серджио Леоне, 1983

«Однажды в Америке», кадр: Warner Bros.

Самым масштабным «недоразумением» в карьере отца жанра спагетти-вестерна стал фильм «900 дней» — большой международный проект о блокаде Ленинграда, почти запущенный в производство, но так и не реализованный автором по причине его смерти. Ну а самым масштабным «недоразумением», которое Серджио Леоне успел застать, стала снятая им гангстерская драма «Однажды в Америке». Точнее, сам фильм назвать «недоразумением» язык не повернётся — в нём превосходно всё, начиная со сложного сценария, повествующего о становлении нью-йоркского криминалитета в годы «сухого закона», и заканчивая режиссёрским методом, который западает в память не меньше, чем лучшие кадры из нетленок Скорсезе или «Крёстного отца».

Неудачным «Однажды в Америке» сделала ситуация в прокате — кино стоимостью 30 миллионов долларов мало того, что из-за опасений продюсеров вышло в обрезанном виде, так ещё и было перемонтировано против воли и изначального плана режиссёра. Случившийся вариант не вызвал ажиотажа ни у зрителей, ни у критиков: шедевр такого уровня не может терпеть искажений и грубого вмешательства. И именно первородная «режиссёрская версия» длительностью 251 минуту, предлагающая зрителю эпичный сюжет, связывающий между собой целые десятилетия в веренице разрозненных воспоминаний протагониста, является той историей, которую смотришь на одном дыхании и проносишь в своём сердце до самого последнего вздоха. Большую роль в восстановлении фильма, который Леоне на первых порах планировал выпустить как две отдельные трёхчасовые картины, сыграли его дети — Андреа и Рафаэлла. Процесс реставрации был осложнён, так как далеко не всё из отснятого, почти десятичасового видеоматериала сохранилось в надлежащем виде, однако потомки Серджио довершили дело отца — в 2012 году «тот самый» «Однажды в Америке» был продемонстрирован на Каннском кинофестивале. Ленту представил Роберт Де Ниро, исполнивший в ней одну из главных ролей.

«Остров головорезов», реж. Ренни Харлин, 1995

«Остров головорезов», кадр: MGM

Знаете, кто погубил именитую студию Carolco Pictures, подарившую нам второго «Терминатора» и франшизу «Рэмбо»? Отвечаем: стриптизёрши и пираты. Первые — героини откровенного фильма «Шоугёлз» Пола Верховена, провалившегося в прокате, еле-еле собрав половину своего 40-миллионного бюджета. Вторые — действующие лица приключенческой ленты подающего надежды постановщика экшенов Ренни Харлина, чьё творение заработало жалкие десять миллионов при стоимости проекта почти в сотню.

Всё то, за что мы полюбили диснеевских «Пиратов Карибского моря», не сработало в образцово-показательном флибустьерском боевике середины 90-х. С одной стороны, повинны рекламщики Carolco, причастные к никакущей маркетинговой поддержке фильма. С другой, дорогое, зрелищное и разудалое месиво под свист сабель и гром корабельных пушек ощущалось чересчур наивным и сумасбродным даже для своего наивного и сумасбродного времени. Иными словами, люди воротили нос от переполненного жанровыми клише фильма-аттракциона, который, признаться честно, местами и вправду кажется недокрученным. Тем не менее «Остров головорезов» обязателен к просмотру всем любителям драйвовых приключений на большом экране, которым по душе чёрные метки, морской бриз, пиратские сокровища и озорное развлекательное кино из той эпохи, когда в кинотеатры ходили не только за катарсисом, но и за весельем.

«Спиди Гонщик», реж. Ларри и Энди Вачовски, 2008

«Спиди Гонщик», кадр: Warner Bros.

Когда братья Вачовски ещё были братьями, а мир не переставал молиться на их «Матрицу», режиссёрский дуэт решил взяться за одновременно самый неожиданный и авангардный свой проект — за экранизацию древнего классического аниме о парнишке, участвующем в безумных гонках на запредельных скоростях. Почему проект неожиданный? А потому, что в те годы японскую анимацию на Западе массовый зритель лелеял не столь живо, как сейчас, и вообще удивительно, как на реализацию концепта Вачовски разрешили выделить 120 миллионов долларов. Почему проект авангардный? А потому, что он выглядит не как кино, а как кислотное ожившее аниме, которое по максимуму задействует потенциал компьютерной графики, игнорируя тогдашнюю моду на реалистичные блокбастеры в тусклых тонах.

Формально бюджет фильма, с производством которого Warner Bros. подумывала стартовать ещё в 1990-х, был отбит в прокате. Вот только грандиозная пиар-кампания, которая обошлась студии ещё в 80 миллионов, в конечном итоге оставила создателей «Спиди Гонщика» в солидном минусе. Нельзя сказать, что аудитория тепло приняла этот экспрессивный калейдоскоп ярких цветов и эпилептичного монтажа: непривычный внешний вид картины, которая, напомним, по сути своей и не фильм вовсе, а аниме с живыми актёрами, многих оттолкнул. Но нет смысла отрицать, что эта лента до сих пор остаётся одной из самых смелых выходок в карьере Вачовски и нынче воспринимается не как неизвестно зачем рождённый кринж из двухтысячных, а как безбашенный эксперимент с формой, на который могли пойти либо психи, либо чёртовы гении.

«Скотт Пилигрим против всех», реж. Эдгар Райт, 2010

«Скотт Пилигрим против всех», кадр: Universal Pictures

Феномен «неуспешного успеха» «Скотта Пилигрима» заключается в том, что гики — читай, целевая аудитория экранизации серии комиксов Брайана Ли О’Мэлли — не смогли вовремя поддержать фильм долларом. Вышедший в прокат одновременно с другими, более конвенциональными блокбастерами нёрдовский шизопродукт мастера визуальной комедии Эдгара Райта привлекал до обидного мало внимания. Студия Universal давала ему деньги на бестселлер, который покорит всех и каждого, а фанаты видеоигр, супергероики, настолок и прочего «задротского» стаффа оказались в меньшинстве, не добрав денежек до покрывания бюджета в 60 миллионов вечнозелёных.

Однако случилось чудо, и со временем культура сама подстроилась под «Скотта Пилигрима»: Marvel возродила кинокомиксы, атрибуты нулевых из надоевшего настоящего перешли в разряд обаятельного ретро, быть «ботаном» уже не зазорно, а мир захлестнула волна ностальгии и любопытства в отношении разного рода инди и «не выстреливших» авторских проектов последних лет. Игра «Скотта Пилигрима» — это игра вдолгую. Будни молодого канадского раздолбая, которые чередуются с жонглированием поп-культурными отсылками, рок-музыкой и прикольными, будто мультяшными драками, пережили сами себя и в конечном счёте забрали то, что им причитается. И теперь «Скотта Пилигрима» мы воспринимаем исключительно как magnum opus и без того щедрого на диковинные штуки Эдгара Райта. Ну а вселенную, нарисованную пером О’Мэлли, — как лучшего друга, наведываться к которому на огонёк нам ни за что не надоест.

«Человек, который убил Дон Кихота», реж. Терри Гиллиам, 2017

«Человек, который убил Дон Кихота», кадр: Amazon MGM Studios

Вот это долгострой так долгострой! Да, не совсем голливудский, однако география его разработки столь обширна, что в этой подборке фильм находится вполне обоснованно. Почти 30 лет режиссёр пытался довести до реализации давнюю мечту — забабахать свой собственный, фантасмагоричный (как и подобает человеку, воспитанному в «Монти Пайтон» и снявшему «Страх и ненависть в Лас-Вегасе») взгляд на литературный шедевр Мигеля де Сервантеса. В 1990 году Гиллиам хотел снять самую что ни на есть прямую экранизацию книги с Шоном Коннери в главной роли — не вышло. Из-за бюджетных несостыковок Гиллиам покинул режиссёрское кресло, а так и не запущенный в производство проект при участии уже других киношников всё равно был закрыт студией. В конце 90-х Терри работает над сценарием новой версии «Дон Кихота» — той, которая и ляжет в основу фильма 2017-го. В объективе «идальго» Жан Рошфор и «оруженосец» Джонни Депп. Однако неудачный выбор локации для съёмок, климат, ухудшающееся состояние здоровья старшего из участников актёрского тандема и нехватка денег от инвесторов опять ставят крест на идее фикс Гиллиама. В 2008-м была предпринята ещё одна попытка засесть за «Дон Кихота», напоровшаяся на очередную проблему с финансированием.

Лишь в середине десятых Терри, опять же пройдя через огонь, воду и колебания креативного процесса, смог наконец-таки отыскать деньги на производство, подобрать достойный каст и довести до ума сценарий, который он со своим соавтором Тони Гризони с начала двухтысячных переписывал чуть ли не каждый год. Правда, из-за конфликта со спонсорами Гиллиам в судебном порядке почти потерял права на показ собственного же «проекта длиною в жизнь» и в итоге не окупил 17 миллионов евро из заложенного бюджета. Впрочем, Каннский фестиваль встретил картину стоячими овациями, профильные специалисты высоко оценили мастерство зверского фантазёра Терри, а мы с вами получили крайне занятное прочтение классики мировой литературы, что переносит похождения витающего в облаках рыцаря Дон Кихота Ламанчского из Испании XVII века в современность, а плутовской роман — в плоскость полудурошного роуд-муви о конфликте туманных иллюзий и вполне себе отчётливого тщеславия.

«Вавилон», реж. Дэмьен Шазелл, 2022

«Вавилон», кадр: Paramount Pictures

Довольно давно автор разрывающихся от буйства музыки и раскалённых эмоций «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» загорелся идеей снять разрывающийся от буйства музыки и раскалённых эмоций фильм про Голливуд 1920-х. Конкретно про тот перелом, когда немое кино уступило место звуковому, а работяги Старого Голливуда столкнулись с выбором — найти в себе силы покорить инновацию или быть сожранными прогрессом. Режиссёр тщательно расписал трёхчасовое любовное письмо «седьмому искусству», отдельные строки в котором были начертаны актёрами мирового уровня: Марго Робби и Брэдом Питтом, а также «штатными» композитором и оператором Шазелла Джастином Гурвицем и Линусом Сандгреном. Грёза о юном кинематографе и юных кинематографистах, сталкивающихся с беспощадным течением времени, неадекватными вечеринками и производственными драмами, выглядит дорого-богато, прекрасно звучит, энергетикой сбивает с ног, а символизмом сносит башню и…

…и умудряется не только провалиться в прокате с бюджетом в 78 миллионов долларов, но и получить довольно средние оценки. Проект, идею которого режиссёр лелеял и носил по продюсерам аж с 2009 года, сумел полноценно воплотиться в жизнь — высокая амбиция Шазелла оказалась удовлетворена. Вот только «Вавилон» не сдюжил с и без того непростой задачей: убедить массового зрителя высидеть до победного конца всё это светопреставление, которое то уходит в чёрную комедию, то ударяется в мелодраму, то претендует на исторически точное полотно, детально исследующее эпоху, то снисходит до стёбной карикатуры. Одни не поняли, зачем и для кого этот фильм вообще был снят. А те, кто понял, не могли оторвать взгляд от финальных титров и в очередной раз осознали, что кино — не просто двигающиеся картинки, а прекрасное живое существо, тернистая эволюция которого восхищает и завораживает.