«Труп невесты» режиссёр Тим Бёртон выпустил в 2005 году, и работа сразу имела оглушительный успех, лента была номинирована на «Оскар» как «Лучший анимационный полнометражный фильм» и вошла в список самых кассовых кукольных мультфильмов. И если интерес к кукольной анимации до Бёртона был минимален, то после его первого анимационного фильма («Кошмар перед Рождеством», где Бёртон выступил создателем и продюсером) «Труп невесты» (и жанр в целом) сразу привлёк к себе внимание аудитории. Екатерина Кузнецова рассказывает, какими художественными метафорами и картинами вдохновлялся режиссёр при создании столь незабываемых персонажей.
Сюжет разворачивается в викторианской Англии, очень мрачной и почти лишённой цвета. Главный герой, неуклюжий и скромный Виктор, сын разбогатевших рыботорговцев, вот-вот должен жениться на Виктории, дочери обедневших аристократов. Однако свадебные планы рушатся — Виктор случайно надевает кольцо на палец умершей девушки Эмили и оказывается вовлечён в необычный водоворот, застряв между миром живых и мёртвых. Интересный визуальный приём, который сразу бросается в глаза, когда мы знакомимся с потусторонней реальностью: загробный мир оказывается в разы ярче и веселее, чем живой, — и выглядит это крайне иронично.
Известно, что Тима Бёртона очень вдохновляли его спутницы, для него они были не только верными подругами, но и переменчивыми музами. Однако есть ещё один человек, который точно повлиял на режиссёра, пока он создавал «Труп невесты», хотя сам Бёртон его никогда не упоминал. Это знаменитый художник Эдвард Мунк. Всем известна его картина «Крик», однако помимо неё художник оставил после себя внушительное наследие, в том числе графические работы.
Стиль Мунка аккуратно вписывается в рамки экспрессионизма. Работы художника — это радикальный перенос внутренних эмоций наружу, отпечаток фантазии на полотнах внешнего мира. Тяжёлые переживания наносились на холст самыми яркими и безумными красками — Мунк провёл довольно много времени в психиатрической лечебнице и всю жизнь боролся с демонами, которых и рисовал. «Труп невесты» восхитительным образом проецирует такие же переживания: палитра живого мира безжизненная, а мир мёртвых бушует красками. Картина «Танец жизни» — точно проекция сцены про вечеринку с плясками мертвецов.
Образ героев фильма напоминает людей с полотен Мунка. Неживые, безумные, с тёмными кругами под глазами. Мёртвая невеста Эмили как две капли воды похожа на девушку с картины «Мадонна» — портрет возлюбленной художника. Затворники Мунк и Бёртон схожи не только переносом своих демонов на холст или экран, даже музы творцов (не)случайным образом пересекаются. Знаменитого режиссёра больше десяти лет вдохновляла актриса Хелена Бонем Картер, а Мунк из раза в раз рисовал возлюбленную Эву Мудоччи. Мёртвую невесту как раз озвучила Хелена, так что можно сказать, что образ Эмили вдохновлён двумя прекрасными женщинами — одна подарила ей голос, а другая — лик.
Образ девушки, связанной со смертью, очень часто появлялся в картинах Мунка. Например, на картине «Две женщины на берегу» девушка смотрит куда-то вдаль, а рядом с ней сидит женщина в чёрном, будто сама смерть во плоти. История случайной помолвки Эмили и Виктора напоминает картину «Два человека. Одинокие». На почти монохромной картине изображены мужчина в смокинге и женщина в белом платье, стоящие у берега реки (берег реки — ещё один частый сюжет у Мунка — словно граница миров, судьбоносный водораздел), которые, как может показаться, не очень-то хотят быть вместе, но не видят другого выхода.
Виктор хочет убежать от мёртвой невесты и обманом заставляет её вернуть его в мир живых. Первым делом он приходит к своей возлюбленной Виктории. Он забирается в покои девушки ночью через окно и пытается объясниться, пока его не настигает разозлённая Эмили. Ночную сцену у окна Эдвард Мунк изобразил в своей работе «Поцелуй у окна». Виктор и Виктория, очевидно, тоже хотели бы слиться в поцелуе, но им мешает нерешительность обоих и строгие викторианские нравы.
Ещё один частый сюжет картин Мунка — толпа, будто окружившая зрителя. Круглые блюдца глаз, зеленоватые оттенки кожи, кровавые закаты помогали художнику воссоздавать в его работах атмосферу безумия. Толпа, наступающая на главных героев в реальном мире и в мире мёртвых, — отсылки к картинам «Тревога» и «Вечер на улице Карла Юхана». И от этого ужаса хочется бежать и кричать, повторяя ту самую картину «Крик».
И всё же «Труп невесты» заканчивается хеппи-эндом. Эмили отомщена и находит покой, злодей повержен, а влюблённые снова вместе. Они обретают счастье, хоть и в таком безрадостном монохромном мире. Герои знают, что разноцветное веселье и вечная жизнь с танцами и плясками ждут своего часа, но по ту сторону реки.