Ожившие картины в фильме Тима Бёртона «Сонная Лощина»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фильмы Тима Бёртона вот уже десятки лет затягивают зрителя в мир готического орнамента, мрачных героев и тёмных сказок без начала и конца. «Сонная Лощина» — один из наиболее выдающихся примеров. Вместе с оператором, художником-постановщиком и художником по костюмам режиссёру удалось создать картину, которая вот уже более двадцати лет снова и снова «кидает» зрителя в конец XVIII века, время, наполненное загадками и мистикой. Екатерина Кузнецова отыскивает цитаты художественных картин, метафоры и отсылки в фильме Бёртона и обнаруживает подсказки в самых неожиданных кадрах. 


Молодой констебль Икабод Крейн приезжает в небольшое селение под названием Сонная Лощина для того, чтобы расследовать загадочные убийства. Местные жители уверены, что никакой загадки здесь нет: виновник всего этого безумия уже известен! Однако, когда Икабод узнаёт, что все преступления приписывают Всаднику без головы, двадцать лет назад убитому в бою и похороненному неподалёку, констебль яростно отрицает эти взбалмошные суеверия, потому что до этого присягнул науке и логике. Он начинает расследование с чистого листа, вооружившись своими самодельными научными приборами. 

На начальных этапах подготовки к съёмкам оператор Эммануэль Любецки предложил Бёртону выдержать «Сонную Лощину» в монохромном, практически чёрно-белом ключе. Режиссёру эта идея понравилась, и в итоге весь фильм снимали с использованием синего фильтра, что придало ему нужную атмосферу: ощущение постоянного присутствия в этой истории тёмной магии, будто мир загробный беспардонно вторгается в мир живых. 


(sic!) Кстати, интересный факт. Чтобы кровь казалась красной с учётом фильтра, в качестве реквизита использовали ярко-оранжевую жидкость. Этот приём было решено усилить с помощью контрастных акцентов в одежде главных героев. За создание костюмов отвечала Коллин Этвуд, которая сотрудничала с Тимом Бёртоном почти на всех его фильмах и за дизайн костюмов к фильму «Алиса в Стране чудес» была удостоена премии «Оскар». 

Этвуд рассказывала, что решила не столько отталкиваться от исторически точных образов, сколько уделить внимание именно смыслам. Одна из главных задач любого художника в киноиндустрии — отразить внутренний мир героя, и при создании этого «отражения» художница использовала живопись эпохи, в которую погружены персонажи картины Бёртона. 



Например, подобный цветовой акцент в костюмах можно увидеть на картине «Семья Джорджа Вашингтона» художника Эдуарда Саважа, которая была создана в 1789 году. Практически чёрно-белое сочетание в одежде Вашингтона и более мягкие, светлые тона у платьев дам — именно такой контраст мы видим в сцене у камина, когда Икабод Крейн только поселился в доме Балтуса Ван Тассела и попросил всех важных персон собраться в одной комнате. 

Пока констебль продирается через запутанное дело как через намертво сплетённые ветки в лесу, окружающем Сонную Лощину, разгадка всё это время находится рядом с ним; изо дня в день причина всех бед щеголяет в выдающихся по красоте костюмах, в которые «зашиты» недостающие подсказки. 



Как мы узнаём в конце, главная злодейка фильма, пробудившая Всадника, — это леди Мэри Ван Тассел. Для создания её финального образа Коллин Этвуд вдохновлялась известной картиной Эдварда Бёрн-Джонса «Сидония фон Борк» и сценой на балу из винтажного фильма «Мария-Антуанетта» 1938 года. 

Сидония фон Борк была богатой и влиятельной женщиной в средневековой Голландии, которую в XVII веке казнили как ведьму. Считалось, что она околдовывала всех вокруг себя, а её чары неминуемо становились причиной смерти. Леди Мэри оказывается поразительно похожа на образ, который закрепился за реальной Сидонией, и в этом платье она и погибает, увлечённая в загробный мир своим слугой — Всадником. 


Этвуд также рассказывала, что витиеватые, сплетённые друг с другом узоры и цветочно-древесные мотивы характерны для всех платьев Мэри Ван Тассел. Художница объяснила, что изначальным вдохновением служила кора дерева. Этвуд хотелось, чтобы героиня чувствовала себя как будто заодно с лесом, в котором выросла, однако выделялась на его фоне как нечто уникальное и величественное — нечто из другого мира. 

«Сонная Лощина» получила множество наград и была в том числе номинирована на «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Художник-постановщик Рик Хейнрикс признавался, что строил декорации к фильму «как обрамление к невероятным костюмам Коллин». И действительно, как бы ни пугали в фильме страшные безголовые трупы и Всадник с безумным взглядом и заточенными под клыки зубами — запомнить хочется не эти ужасы, а притягательную магию художественного полотна. 


Читайте также
Алфавит американского андеграунда: Роберт Бранаман
Роберт Бранаман (1933–)  Учитывая беспрецедентно густонаселённый характер буквы «Б», посвящаем этот выпуск ещё одному её пред...
Алфавит американского андеграунда: Роберт Нельсон
Роберт Нельсон (1930–2012) Художник, фильммейкер, преподаватель, строитель домов, энтузиаст коллективных арт-проектов. Муж и соавтор...
Алфавит американского андеграунда: Мари Менкен
Мари Менкен (1909–1970) Художница. Жена и соавтор Уилларда Мааса. Кинематографистка, снимавшая маленькие фильмы для друзей. Хозяйка (вме...
Алфавит американского андеграунда: Уиллард Маас
Уиллард Маас (1906–1971) Фрэнсис Уиллард Маас родился в Линдси, штат Калифорния, в богатой семье немецкого происхождения. Окончил...
Алфавит американского андеграунда: Джордж Ландоу
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orphan Morphan, Apollo Jize — драматург, писатель, композитор, театральный пос...
Алфавит американского андеграунда: Тони Конрад
Тони Конрад (1940–2016) Математик по диплому, программист по профессии, музыкант по призванию, супрематист по складу ума и кинематографист по иронии...
Также рекомендуем
Мы продолжаем рассказывать о режиссёрах, которые оставили заметный след в индустрии создания к...
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Для любителей костюмных фильмов вспоминаем ещё несколько картин.
25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — авто...
Мы продолжаем рассказывать о режиссёрах, которые оставили заметный след в индустрии создания к...
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Для любителей костюмных фильмов вспоминаем ещё несколько картин.
25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — авто...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00