Картина в картине: «Начало» Кристофера Нолана и Мауриц Корнелис Эшер

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

При создании ленты  режиссёр, оператор и художник-постановщик часто вдохновляются картинами классических художников — мировые шедевры живописи и правда содержат в себе всё, что нужно кадру, — идеальную композицию, цветовую гамму и освещение. Однако можно ли при создании фильма, вдохновившись работами живописца, вплести сами идеи художника-графика не только в визуальное повествование, но даже в структуру сценария? Можно. Получится фильм «Начало». Екатерина Кузнецова рассказывает, как Кристофер Нолан в своей ленте оживил картины Маурица Корнелиса Эшера.


Кристофер Нолан загорелся идеей фильма ещё в юности, и сложная концепция сна во сне много лет ждала своего часа, перед тем как режиссёр добился признания и мог снимать всё, что захочет, получив от продюсеров полный карт-бланш. В сценарную основу легли размышления о том, как отличить сон от реальности и что самые прочные идеи, которые формируются и укрепляются в нашем сознании, — это те, которые мы приобретаем как раз неосознанно, во сне.

Визуально мир сна в «Начале» не отличается от реального мира. Для того, чтобы показать зрителю, где мы в данный момент находимся, Нолан применяет приём архитектурных парадоксов. Например, режиссёр прибегает к демонстрации самого известного из них — лестнице Пенроуза. Она замыкается сама на себе, как бесконечная петля.


Первым художником, который начал создавать архитектурные парадоксы, был Мауриц Корнелис Эшер — нидерландский художник-график, работавший в ХХ веке. Эшер всю свою жизнь исследовал симметрию и понятие бесконечности, создавая уникальные по смыслу литографии и гравюры, на которых были изображены невозможные в жизни трёхмерные объекты. Стиль, в котором работал Эшер, называется имп-арт, от английского impossible art — направление, изображающее парадоксальные фигуры. Именно ему пришла в голову идея создать бесконечную лестницу, которая уходит вверх, продолжается сбоку и одновременно идёт вниз. Одни из самых известных его работ на эту тему — «Дом лестниц», «Относительность» и «Водопад». Игра с архитектурным пространством забавляла художника, и эта же страсть к психологической игре всегда выгодно отличала Кристофера Нолана от коллег по цеху, оставляя ощущения от его фильмов, как будто побывал в психологическом лабиринте (чего стоит один «Мементо», который Нолан снял в самом начале карьеры).


Созданием мира в «Начале» занимается талантливая Ариадна — архитектор, изменяющая пространство во сне одним намерением и силой мысли. Ариадна подхватывает законы сна на ходу — «складывает» улицы Парижа, как книгу, делает мост из прямой дороги и создаёт бесконечный проход с помощью двух огромных дверей-зеркал. Тут мы снова возвращаемся к Эшеру и его гравюре «Галерея» и литографии «Магическое зеркало». Именно такую галерею создаёт Ариадна при помощи зеркал, и Кобб впервые объясняет ей один из важнейших законов работы со снами: никогда не создавать реальные места по памяти, потому что это может окончательно запутать архитектора в ощущении «сон/реальность».


Знаменитая сцена с вращающимся коридором отеля — отсылка к картине «Другой мир». И хотя художник не мог показать вращение пространства, которое мы видим в сцене со сменой гравитации, всё же Эшер решил эту проблему. На картине мы видим птицу с человеческим лицом, находящуюся одновременно в трёх проекциях: мы смотрим на неё прямо, снизу и сверху, и не остаётся сомнений, что это не три копии, а одна и та же птица.


Помимо картин, упомянутых выше, Нолан наверняка вдохновлялся всем творчеством Эшера — очевидное сходство можно найти и в менее важных деталях. Например, сцена с Коббом и Ариадной в парижском кафе на улице по архитектуре очень похожа на ксилографию «Натюрморт и улица», а первая сцена фильма с Коббом на песке и захлёстывающими его волнами — на литографию «Фосфоресцирующее море».


В своих работах Эшер нечасто использовал цвет, и его картины получались в довольно приглушённой, почти монохромной цветовой палитре. Таким мы видим настроение в фильме: цвета неяркие, будто покрытые патиной. Всеми визуальными методами нас зазывают в мир сна, где решить психологическую задачку важнее, чем отвлекаться на что-то другое. Да и разве нам часто снятся яркие сны? Цвет в них (если он вообще есть) именно такой, как показано в фильме.

После того как погружаешься в мир магических переходов, зеркальных пространств и секретных уровней, остаётся только один вопрос. Как узнать, что находишься в чужом сне, а не в своём? Очень просто. В таком случае лестница Эшера приведёт не туда, куда нужно тебе, а туда, куда задумал истинный архитектор.

Читайте также
«Фиалка в парнике»: Зинаида Пронченко сидит дома
Карантинный блог Зинаиды Пронченко. Заметки на манжетах домашней футболки Olympique de Marseille, не покидая комнаты. Автор иллюстрации: Катя Гендикова (...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 10
День десятый на Потсдамер-плац. Фиалка комментирует итоги фестиваля.Иллюстрации: Катя ГендиковаУходя, уходи, комментирую раздачу мишек. Что ж, вот вам па...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 9
Фестиваль подходит к концу, а Зинаида Пронченко и рада: скука как на интервью, так и на показах — пора домой.Иллюстрации: Катя Гендикова День девятый, н...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 7
Берлинале 2020, день седьмой: нежность Фиалки обманчива — не пробрать её ни Салли Поттер, ни Бурхану Курбани, ни даже Илье Хржановскому со своим «Дау».Иллюстр...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 6
В сегодняшнем дневнике Фиалка с Потсдамер-плац смотрит сандэнсовский хит «Никогда, редко, иногда, всегда», «Женщину, которая ушла» режиссёра Хон Сан Су и ходи...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 5
День пятый на Потсдамер-плац, Зинаида Пронченко ругает Абеля Феррару и благоволит истории Дельпина и Керверна. Иллюстрации: Катя Гендикова Я плани...
Также рекомендуем
Марк Руффало. Getty Images2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США объявила забастовку, требуя от Альянса продюсеров кино...
Юлия Салихова сгруппировала большую часть выступлений британца по жанрам.
Как Кристофер Нолан снял главную картину кинопремии этого года.
Марк Руффало. Getty Images2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США объявила забастовку, требуя от Альянса продюсеров кино...
Юлия Салихова сгруппировала большую часть выступлений британца по жанрам.
Как Кристофер Нолан снял главную картину кинопремии этого года.

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00