Краткий гид по главным вурдалакам кинематографа: вампиры как дух времени

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»
Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»

Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана: от глухонемых кровопийц, общающихся на языке жестов, до светящегося, словно диско-шар, Роберта Паттинсона.

Клыкастые иммигранты и кровопийцы-аристократы

Упыри появлялись на больших экранах задолго до выхода культового «Носферату». В «Доме дьявола» Мельеса злодей превращался в летучую мышь, а в «Вампире» 1913 года роковая женщина, обольстившая героя, оказывалась настоящей кровопийцей (метафора зависимых манипулятивных отношений, как видите, не нова). И всё-таки каноничный образ чудовища устоялся после премьеры двух фильмов: «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау (1922) и «Дракулы» режиссёрского дуэта Браунинг — Фройнд (1931). Оба, что примечательно, задумывались как экранизации оригинального романа Брэма Стокера, вот только немецкому постановщику повезло меньше, и права на первоисточник он не получил. Пришлось выкручиваться, меняя сюжетные детали и героев, а центрального персонажа переименовывать в бесславного Орлока.

«Дракула» 1931
«Дракула» 1931

У Мурнау получился не обаятельный богач-чужеземец, а настоящее чудовище: лысый, с гигантским носом и когтистыми пальцами, он больше напоминал персонажа мрачных сказок братьев Гримм. Аутентичный Дракула Стокера, напротив, подкупал своим буржуазным очарованием: за гигантским плащом, очаровательной улыбкой и гипнотическим взглядом сложно было распознать кровожадного хищника. Правда, двух этих чудовищ объединял один важный, пускай и не во всём сознательный социальный комментарий. И Дракула, и Носферату — иностранцы, чужаки, которых боится цивилизованный мир. Именно так представляли себе мигрантов обеспеченные европейские и американские граждане (у Мурнау и вовсе получился фильм — предвестие нацизма). Такая оптика позже переосмыслится, например, в «Наде» Алмерейды c Дэвидом Линчем — там семья приезжих кровопийц пытается выжить в неприветливом Нью-Йорке.

Как победить вампира: святая вода, солнечный свет и осиновый кол — ваши лучшие друзья.

Другие фильмы: «Вампир» (1932), «Дракула» (1958), «Носферату, призрак ночи» (1978).

Нестареющие интеллектуалы и меланхоличные эстеты

Классический вампир — почти всегда высокопарный буржуа. С Дракулой всё более или менее просто: это олицетворение отжившей, но не сдающейся аристократии. Она будет преследовать новый мир, вцепится в его тонкую бесхребетную шею и выпьет все соки из счастливого будущего. Однако поистине утончённые вампиры нашли своё место в кинематографе лишь спустя десятки лет после выхода культового хоррора с Белой Лугоши. В 1995 году мастер американского андеграунда Абель Феррара выпустил чёрно-белый триллер «Зависимость» про жизнь нью-йоркских интеллектуалов и ловко зарифмовал кровопийство с наркотической ломкой. В 2013-м Джим Джармуш сделал вампирами двух взбалмошных художников с говорящими именами — Адама и Еву. Они слушали старый винил, обсуждали искусство и ностальгировали по временам, когда трава была зеленее, а кровь — чище.

Кадр из фильма «Выживут только любовники»
Кадр из фильма «Выживут только любовники»

В 1983 году в фильме Тони Скотта «Голод» роль вампира исполнил Дэвид Боуи. Причудливая внешность звезды, обскурные треки Bauhaus на фоне и неспешная арт-стилистика фильма превратили вурдалаков из чужаков в широком смысле слова в чужаков философских. Другое мировоззрение, другие ценности и совсем другие страхи: свободное время они проводят за игрой на фортепиано и томно всматриваются в дымку ночного города — поди разбери, что у них на душе (если она вообще есть).

В постмодернистском байопике «Тень вампира», который повествует о создании культового «Носферату», упырь становится символом противоборства искусства и жизни. Мурнау (Джон Малкович) берёт на роль в своём новом фильме настоящего вампира (Уиллем Дефо): тот постепенно убивает членов съёмочной группы и спорит с самовольными продюсерами. Одиозный Макс Шрек (так зовут актёра, исполнившего роль Орлока) — олицетворение природной жестокости, а сама картина поднимает острый моральный вопрос: где грань между экранным и реальным миром и как её отыскать художнику? Пока приглашённый вурдалак пьёт кровь главной актрисы, Мурнау сладострастно фиксирует смерть девушки на камеру — шедевр готов, но какой ценой?

Как победить вампира: отвлечь его раритетной пластинкой Joy Division и раздвинуть бархатные шторы, купленные на барахолке.

Другие сериалы: «Жажда» (2009), «Дракула» (2020).

Вампиры-романтики

Когда ты проживаешь третье столетие, впору задуматься о серьёзных отношениях. Вампиры — большие романтики, и началось это у них ещё со Стокера. Дракула, который отправился за невестой Джонатана Харкера, похожей на его старую возлюбленную, — персонаж во многом трагический. Он пытается обернуть время вспять и добиться хотя бы иллюзии тех чувств, что делали его живым. «Интервью с вампиром» — большая костюмная мелодрама о том, как тяжело сохранить в себе остатки искренности и человечности. «Сумерки» — подростковый кинороман о первой школьной влюблённости, враждебности взрослого мира и кровососущем одиночестве. Особенно интересно в этом ключе раскрывался «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы: в руках мастера первоисточник наполняется эротическими подтекстами, а сам фильм размышляет о границах сексуального и сексуальности.

Кадр из фильма «Дракула»
Кадр из фильма «Дракула»

Последнее во второй половине XX века стало визитной карточкой хорроров о вампирах. Кровожадные создания представились зрителю с неожиданной стороны: эротизм их голода (сосать кровь из шеи — вполне себе многозначная аллюзия) быстро приобщил вурдалаков к квир-сообществу. В «Дочерях тьмы» девушку Валери зачаровывает европейка Батори. А в гениальном мамблгоре Ларри Фессендена «Привычка» вампиризм становится не только метафорой абьюзивных отношений (главный герой превращается в переносной кровяной пакет для своей девушки), но и рифмуется с неразборчивыми половыми связями. Акт кровососания происходит, как правило, в момент страстного секса.

Как победить вампира: «Понимаешь, проблема не в тебе — она во мне…»

Другие фильмы: «Сын полуночи» (2011), «Кровавое лето» (2014).

Угнетённые вампиры

Хотя сюда же можно вписать и квир-вампиров, куда интереснее сосредоточиться на других, более уникальных кейсах. Вурдалаки (впрочем, как и большинство других монстров) всегда олицетворяли социальные и национальные меньшинства. Гай Мэддин выкрутил этот концепт до максимума и в своём немом балете «Дракула: Страницы из дневника девственницы» сделал злодея азиатом. Тему вампиризма не раз перенимал и blaxploitation — эксплуатационные фильмы, спекулирующие на сюжетах о и для темнокожих. Например, в «Блакуле» поднималась проблема расового неравенства, а сам фильм больше напоминал шуточную вариацию стокеровской готики. Темнокожая парочка боролась с бременем кровопийства в «Ганджа и Хесс», и даже Спайк Ли, мастер «чёрного» кино, снял хоррор «Сладкая кровь Иисуса» — совершенно нетипичную вампирскую историю, корнями больше уходящую в мифологию, чем в готическую классику.

Кадр из фильма «Сладкая кровь Иисуса»
Кадр из фильма «Сладкая кровь Иисуса»

Впрочем, самым удивительным и незаслуженно забытым инклюзивным вампирским фильмом всё ещё остаётся «Дефула» (первая часть названия — от слова deaf, немой). Первый фильм в истории кино, снятый на языке жестов, может, и не стал народным хитом, но заметно расширил границы жанра. Здесь и богословские сюжеты, и уникальный метод актёрской игры, и, в конце концов, малобюджетное переложение культовой стокеровской истории — кто бы мог подумать, что самый выдающийся «ремейк» «Дракулы» будет всё объяснять зрителю буквально на пальцах.

Как победить вампира: не относиться к нему предвзято и не злить голодного кровопийцу.

Другие фильмы: «Вампир в Бруклине» (1994), «Королева проклятых» (2002).

Вампиры как дух времени

Если вампиры — привет из прошлого века, значит, и представлять они собой должны устаревшую нравственность. В отечественном фильме «Упырь» кровопийцы олицетворяли бандитизм 90-х, избавиться от которого так же сложно, как и от смертельно опасного вируса (теперь, по прошествии двух лет, мы можем об этом заявлять ответственно). В «Девушке, которая возвращается одна ночью домой» Аны Лили Амирпур речь, напротив, идёт о настоящем. Душный, грязный Иран — идеальное место для утончённой и меланхоличной вампирши в хиджабе. Никто не замечает горы трупов, сложенные в овраге, а, помимо кровопийц, в городе хватает других проблем, угрожающих жизни (наркоторговцы, убийцы и так далее).

Кадр из фильма «Девушка, которая возвращается одна ночью домой»
Кадр из фильма «Девушка, которая возвращается одна ночью домой»

Нацизм, который предвосхитил «Носферату», нашёл своё отражение и в новейших фильмах о вампирах. В сиквеле «Блейда» Гильермо дель Торо невероятно сильные упыри хотят очистить расу кровопийц, а полукровка в исполнении Уэсли Снайпса бросает им вызов. В «Воинах света» вампирская эпидемия олицетворяла кровожадный мир капитализма. А в «Почти стемнело» Кэтрин Бигелоу и «Пропащих ребятах» Джоэла Шумахера чудовищами стали люмпены, панки и наркоманы — неблагополучная часть американского общества, которая заражает своей нравственной болезнью даже самых стойких героев.

Как победить вампира: переждать, когда на чудовищ перестанут обращать внимание, — они им, к сожалению, только кормятся.

Другие фильмы: «Кровопийцы» (2021), «Вампиры средней полосы» (2021–).

Укус на прощание

Эта классификация вампиров, разумеется, не полная. Вурдалаки могут выглядеть как зомби и импульсивные чудовища, ведомые слепой жаждой крови («Земля вампиров»), а могут оказаться сломленными людьми, переживающими болезнь («Моё сердце не будет биться, пока ты не прикажешь»). Среди них есть и крылатые кровопийцы («Якудза-апокалипсис: Великая война в преступном мире»), и галантные обходительные кавалеры («Кровь Дракулы»). В отличие от зомби, чей образ куда сложнее интерпретировать в сексуальном ключе, наследники Дракулы смогли стать не только политическим и социальным, но и мелодраматическим символом. В это непростое время, когда вампиры бродят на каждом шагу, надо уметь отличать одного от другого: самые злые и безжалостные, как водится, куда больше похожи на людей, а тесные костюмы предпочитают стильным плащам.

Читайте также
История одного саундтрека: «Морфий» Алексея Балабанова
Как романсы начала XX века нашли место в фильме.
Экранизируй это: «Тайная история» Донны Тартт (1992)
Алексей Васильев продолжает создавать выдуманные экранизации
Экранизируй это: «Дэниел Мартин» Джона Фаулза (1977)
Подбираем актёрский состав для выдуманной экранизации
Сладкий Берлинер: Егор Москвитин и Берлинский фестиваль. День 5
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
Экранизируй это: «Мертвецы не катаются на лыжах» Патрисии Мойес (1959)
Мечтаем о звёздном касте детектива с Алексеем Васильевым.
Также рекомендуем
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...

Последние новости

Ральф Маччио — обладатель новой звезды на «Аллее славы»
Которую установили рядом со звездой Пэта Мориты.
Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
00:00