Красота в фильмах Гильермо дель Торо

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Хронос»
«Хронос»

Визуальный язык этого сказочника трудно спутать с другими волшебными фильмами. И даже в тех картинах, где он выступает продюсером, угадывается уникальное видение и стиль режиссёра, и это при том, что Гильермо дель Торо, наученный собственным горьким опытом, старается давать полную свободу своим «подопечным». Но пиетет и безмолвное вдохновение его образами и фантазией лишь подтверждают, насколько сильно его влияние на кинематографистов, да и зрителей тоже. В честь выхода нового фильма мексиканского режиссёра вспоминаем самые красивые картины Гильермо. Но помним, что красота — в глазах смотрящего.

«Хронос» (Cronos), 1992

«Хронос» — первый полнометражный фильм Гильермо дель Торо и дебютный штрих в осмыслении темы вампиризма. Позже он применит «прорисовку» при работе над продолжением фильма «Блейд». Но в этой картине уже начинают выкристаллизовываться художественные и нарративные приёмы режиссёра: заигрывание со светом и композицией, смешение сказочности и реальности, механизма и жизни. «Хронос» — замысловатое (и в плане дизайна) устройство, которое в XVI веке изобрёл алхимик, гнавшийся за вечной жизнью. Механизм способен одарить носителя бесконечностью дней и ночей, его нужно лишь подпитывать кровью. Эта золотистая безделушка волей случая оказывается в антикварной лавке, а её владелец сперва даже не догадывается, какой артефакт оказался в его руках. Зато это понимает умирающий миллионер, пытающийся обмануть время и саму смерть.

«Лабиринт Фавна» (Pan’s Labyrinth), 2006

«Лабиринт Фавна»
«Лабиринт Фавна»

Возможно, один из важнейших фильмов в карьере Гильермо дель Торо. После премьеры картины на Каннском кинофестивале зал одарил режиссёра 22-минутными овациями. Гильермо признали как большого мастера, и с этого момента за каждым его проектом начинают пристально следить и критики, и новообращённые поклонники. Именно в «Лабиринте Фавна» режиссёр реализовал ставший впоследствии практически визитной карточкой неоднозначный счастливый финал.

Девочка Офелия вместе с беременной матерью переезжает жить к отчиму — фашистскому капитану, ведущему борьбу с повстанцами в Испании 1944 года. Среди деревьев она обнаруживает развалины старинного лабиринта, а после находки к ней является Фавн — древнее мифическое существо, он раскрывает тайну рождения Офелии. На самом деле она пропавшая принцесса сказочного королевства, которую уже долгое время разыскивают безутешные родители. И чтобы вернуться домой, ей необходимо выполнить несколько увлекательных, странных, пугающих и сложных заданий. В этой картине сказка и реальность стремительно несутся навстречу друг другу, но замирают в последнюю секунду у призрачной линии, разделяющей эти два мира. Плотные, насыщенные тона царства магии и холодные, отталкивающие и жестокие цвета вокруг безжалостного военного. Невероятные создания, порождённые фантазией дель Торо, поражают и мгновенно запоминаются, будь то феи, Фавн или чудовище без глаз, в сцене с которым режиссёр повторяет картину «Сатурн, пожирающий своего сына». В «Лабиринте» со всей красотой и мощью проявился талант Гильермо, как сказочника, так и художника, в совершенстве освоившего искусство пластического грима.

«Хеллбой II: Золотая армия» (Hellboy II: The Golden Army), 2008

«Хеллбой II: Золотая армия»
«Хеллбой II: Золотая армия»

Если в первой части истории о бойце из Ада явно ощущалось вдохновение историями и образами, созданными Говардом Лавкрафтом, то во второй части Гильермо дель Торо сделал ставку на фольклорность и мифологию. Бледнолицые и благородные древние эльфы, много лет назад изгнанные человеческим родом в катакомбы, решают отомстить людям и устроить геноцид. Безжалостный лидер решает пробудить непобедимую армию чудовищ, которая и должна поставить точку в истории людей.

В этом фильме, как и в предыдущих, безошибочно угадывается и почерк, и умение Гильермо переосмысливать знакомые сказочные образы. И в то же время «Хеллбой» задаёт новый виток в карьере режиссёра: в картине появляются отчётливые романтическая и любовная линии, которые мы увидим уже и в следующих фильмах.

«Багровый пик» (Crimson Peak), 2015

«Багровый пик»
«Багровый пик»

И в «Багровом пике» мелодраматическая составляющая творчества дель Торо раскрылась в полной мере. Картина — история одной любви и одной семьи, в которой замешаны корысть, страсть, убийства, раскаяние и призраки. В этот раз большую часть действия режиссёр помещает в декорации обедневшего семейного имения, стены (и подвал) этого родового гнезда хранят страшные и опасные тайны. Юная свободолюбивая писательница влюбляется в предпринимателя, романтика, верящего в свои идеи, но раз за разом упускающего удачу из рук. Это знакомство оборачивается браком, и вот уже героиня вместе с мужем и его сестрой уезжает жить в имение Багровый пик, вместе с приданым прихватив одну скрытую деталь — девушка может видеть призраков. Но подобное, конечно, не входило в планы брата и сестры. Великолепная готическая история Гильермо дель Торо в очередной раз демонстрирует, как мастерски режиссёр обращается с темой призраков и вестников с того света. Как и в фильме «Хребет дьявола», потусторонние силы не двигают сюжет прямо, привидения — лишь проводники, что подсказывают героям. И вновь, присмотревшись к каждому из умерших, зритель может догадаться, как закончил свой век этот человек. Точно такой же ход Гильермо задействовал, когда создавал образ умершего мальчика из всё того же «Хребта дьявола». Убрав всё не от мира сего из этой картины, мы получили бы драматичный триллер с детективной составляющей. Но Гильермо дель Торо не был бы собой, не добавь он в этот мир мрачной сказочности или сказочной мрачности.

«Форма воды» (The Shape of Water), 2017

«Форма воды»

До этого мы сказали, что «Лабиринт Фавна» — возможно, один из важнейших в фильмографии режиссёра, потому что за это звание с ним может побороться «Форма воды». Удивительная история любви немой девушки и сказочного создания, случившаяся в период холодной войны, когда главенствовала формула «человек человеку враг» (хотя мало что изменилось и сейчас). Эта картина завоевала сразу четыре статуэтки «Оскар» в номинациях «Лучший фильм»,«Лучший режиссёр», «Лучший саундтрек» и «Лучший художник-постановщик». Конечно, на первом плане красуется романтическая линия главных героев, но в то же время «Форма воды» не только про любовь, не только про «он+она». Это история про всех «не таких», одиноких, борющихся за свою жизнь и заслуживших счастье. И опять же, на месте мифического чудовища мог оказаться просто человек, отличающийся от окружающих, но в том и дело, что сказка — ложь, но… Гильермо снова филигранно обращается с композицией и художественными элементами. Тайная лаборатория, как и положено, — холодное, тёмное, грубое место. Квартира героини и всё её окружение — тёплое, ностальгическое, уютное, притягательное. «Чудовище» не может описать свои чувства словами, как и она, но может показать их. Двое немых изобретают свой язык, и в этой тишине рождается удивительное чувство, которое, как водится, спасёт нас всех.

Читайте также
Враг в отражении: злодеи и антигерои кинокомиксов
В этом году до широкого зрителя наконец доберётся фильм «Морбиус», кинокомикс про одного из врагов Человека-паука, в котором главную роль исполнил Джаред Лето...
Эван Питерс вне «Американской истории ужасов»
Решили взглянуть на образы и героев актёра вне масштабного проекта.
6 примечательных слэшеров: шёпоты и крики
От мамблгора Адама Вингарда, напоминающего одновременно американское инди и инферна...
5 фильмов, снятых по сериалам: космос, собаки, готика и секретные агенты
Популярные сериалы, движимые фанатской любовью и заманчивыми рейтингами, нередко пе...
5 неочевидных рождественских фильмов: олени, зомби, ультранасилие, эльфы
Соня Бессонова предлагает не самые банальные фильмы.
Сериалы на каникулы: детективы, триллеры и супергерои
Собрали подборку сериалов, о которых писала Татьяна Алёшичева в течение всего года, если вдруг вы пропустили. Выбирайте, что посмотрите на новогодних праздник...
Также рекомендуем
Человек в космосе, секретные агенты-любовники за ужином, Тони Хоук снова в рампе
Мы потихоньку привыкаем к цифровым релизам, но пока график премьер замедлился, предлагаем оглянуться и&nb...
От мамблгора Адама Вингарда, напоминающего одновременно американское инди и инфернальный «Один дома».
Влад Шуравин вспоминает 5 выдающихся, но не самых очевидных чёрных комедий.
Человек в космосе, секретные агенты-любовники за ужином, Тони Хоук снова в рампе
Мы потихоньку привыкаем к цифровым релизам, но пока график премьер замедлился, предлагаем оглянуться и&nb...
От мамблгора Адама Вингарда, напоминающего одновременно американское инди и инфернальный «Один дома».
Влад Шуравин вспоминает 5 выдающихся, но не самых очевидных чёрных комедий.

Последние новости

Вторая «Головоломка» идёт на рекорд первой половины 2024-го года
Мультфильм стартует выше ожиданий аналитиков в бокс-офисе.
«Мне немного не по себе»: Рассел Кроу о сиквеле «Гладиатора»
Фильм уже стал одним из самых дорогостоящих в истории.
«Я умер насмерть»: Дэвид Линч о том, чему его научил провал «Дюны»
Режиссёр понял ценность права на финальный монтаж.
00:00