#комикс-код: стакан наполовину обречён, или триумф антиутопии

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Алексей Филиппов продолжает описывать генетический код
КИНОТВ

Алексей Филиппов продолжает описывать генетический код (кино)комиксов, и в этой части мы узнаем, почему почти каждый комикс-сюжет можно окрестить антиутопией, как подростковые драмы становятся проводниками в мир изъянов общественного устройства и как герои масскульта предстают перед нами в роли граждан утопий.

У героя/героини не может быть всё хорошо — тогда не будет истории. 

Наиболее ярко это демонстрируют сюжеты антиутопического толка, где то, что кажется идеальной инфраструктурой для жизни человека, города и мира, оборачивается колесом Молоха, который не везёт людей, а едет на них.

Тут бы припомнить видные образчики жанра. «V значит Вендетта» (2005), экранизированную так далеко от бунтарского антитэтчеровского первоисточника Алана Мура, что вместо зубов — одни дёсны. «Сквозь снег», фильм Пон Джун Хо или сериал Netflix, где поезд классового неравенства мчится по вечной зиме борьбы за выживание. Недавнего «Локи», в конце концов, где интерьеры Управления временными изменениями (УВИ) напоминали о «Бразилии» (1984) Терри Гиллиама и других гротескных бюрократических муравейниках. 

Кадр из фильма «Бразилия»/Regency Enterprises
Кадр из фильма «Бразилия»/Regency Enterprises

Но это гуглится. А поиски самой неожиданной или даже продуманной антиутопии — задача неблагодарная, да и бесперспективная: «Что для нижних потолок — для верхних сугубо пол». В рамках «еретического» подхода хочется предложить каждый комикс-сюжет рассматривать как антиутопию, а следовательно, если продолжать линию «кинокомикс — квинтэссенция массовой культуры», то в это множество попадает почти каждый фильм/сериал, рассчитанный на шум, мем и гам.

Ведь общество, верим мы в его осознанность или нет, стратегически выгодно расположилось между (несбыточной) утопией — и вечно откладываемой противоположностью.

Вот гремящая уже месяц «Игра в кальмара» — антиутопия или реальность, чуть приукрашенная в рамках эффектного концепта? А х/ф «Отец» с Энтони Хопкинсом — (почти) моноспектакль среди занавесов деменции или антиутопия в рамках одной отдельно взятой старости? Нужен ли нам «Бегущий по лезвию», когда есть Антон Шагин, бегущий от тени чернобыльской катастрофы («В субботу»), которая, как объяснил заядлым скептикам сериал-плач от HBO, — прямое следствие несостоятельности советской утопии?

Обложка комикса The Amazing Spider-Man #2/Marvel Comics
Обложка комикса The Amazing Spider-Man #2/Marvel Comics
Постер фильма «Человек-паук: Возвращение домой»/Marvel Studios
Постер фильма «Человек-паук: Возвращение домой»/Marvel Studios

Если детство — это почти всегда парадиз, островок утопии; во всяком случае, кинематографический его эквивалент старается оградить белый домик и святую троицу мама — папа — я от социальных невзгод. То лавина подростковых драм — введение в антиутопию. Знакомство с изъянами общественного устройства: коммуникативного, гендерного, телесного, экономического. Так у Джона Уоттса в радужной джонхьюзовской субурбии «Человека-паука» появляется лишившийся бизнеса Стервятник (Майкл Китон), вытесненный с рынка корпорацией Тони Старка, у которой человеческое лицо — но под хай-тек-забралом.

Да и вообще супергерои, которым, как мы усвоили, напрасно отказывают во всём человеческом, борются не за город-сад, не за колбасу в каждый дом — а лишь за статус-кво, за то, чтобы мегаполис не провалился в геенну огненную. И растущее число суперзлодеев, вдохновлённых, порождённых или вызванных героями чести и суперсилы, — не это ли классический пример дистопии, которая не пугает Большим Братом, а смотрит прогноз катастроф на завтра и констатирует: «Будет хуже». 

В 2021 году вообще тяжело бояться негативных утопий. Потому что в них заложено представление о некоем идеале — пускай его можно испачкать и исказить помыслами недобросовестных пользователей. Плохая новость в том, что для происходящего в мире никто не придумал стройного концепта. «Игра в кальмара» хотя бы предлагает мерч и куш, «Сквозь снег» позволяет ощутить и даже пройти дистанцию между классами, дистопия «Танкистки», сестры «Безумного Макса», — как минимум угарная.

Трейлер фильма «Танкистка»/United Artists, Trilogy Entertainment Group

Всевидящее око Интернета и спецслужб, запретительные законы и всемирный правый поворот, полупропускное состояние границ и повсеместно растущее напряжение, выливающееся то в погромы, то в штурмы, то в шутинги, — это не изнанка выхолощенного, но жестокого порядка, а события через улицу от видимого благополучия и через стену — от, так сказать, богатства. Неслучайно ни борьба Бэтмена, ни война против Таноса не нисходят до локального масштаба. Проще по щелчку испарить половину населения планеты, чем досконально выписать быт, кайф и кошмар пары кварталов (великому Дэвиду Саймону для «симулятора улицы» в «Двойке» понадобилось три сезона скрупулёзного сторителлинга, какие там фильмы или дюжина серий).

Кинокомикс как частный случай широкой картины мира зачастую избегает неровностей ландшафта, не вдаваясь в подробности: ни взросления героинь «Призрачного мира», которых просто всё бесит (и пугает будущее), ни, условно, геополитической истории Ваканды. Так ромкоммунистический «Тед Лассо» во втором сезоне берёт персонажей из Нигерии и Ганы, не озаботившись ни исторической перспективой, ни погрешностью нарциссизма малых различий. Вот (супер)герои масскульта и выглядят гражданами утопии в бренном мире — да и подростки, в общем, тоже.

Государство и общество тут — тени на стене пещеры, абстракции уровня античного рока. Тоже, кстати, примера алгоритма, который держит все судьбы мира в одной папочке, следя за исполнением предначертанного. И этот высокий пафос вписывается в повседневность без швов не только у Зака Снайдера с его вечным возвращением и духом музыки, и даже у Алекса Гарленда, придумавшего в «Разрабах» цифровой фатум.

Колин Фаррелл (слева) и Йоргос Лантимос (справа) на съёмках фильма «Убийство священного оленя»/Element Pictures, A24, Film4
Колин Фаррелл (слева) и Йоргос Лантимос (справа) на съёмках фильма «Убийство священного оленя»/Element Pictures, A24, Film4

Античную трагедию поселить в один обыкновенный дом не постеснялся — конечно, грек — Йоргос Лантимос, который играл не в кальмара, но в «Лобстера». И продолживший проверку современной рациональности на прочность в «Убийстве священного оленя» — фильме, снятом с дистанции божественного (не)вмешательства.

Так обрушивается камера — и несчастье — на О Дэ Су в начале «Олдбоя». Так социальное, экономическое и мифологическое смешиваются на улицах отчаявшегося мегаполиса в «Акире». Так кинокомикс и всю индустрию развлечений можно воспринимать как предостережение и мотивирующее иносказание — или же расчётливый обман, удобное обобщение без лайфхаков для (у)личного использования.

Зависит от того, какой вопрос задавать будущему. «Будет хуже?» Или: «Насколько?»


Читайте также
Экранизируй это: «Дьявол и тёмная вода» Стюарта Тёртона (2020)
Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детекти...
#комикс-код: если бы улицы могли говорить
Неграфический роман о (кино)комиксах как воплощении совр...
Смотреть аниме: дзёсэй — трудности реальных отношений
Взрослые истории в японской анимации и манге делятся на...
Экранизируй это: «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (2017)
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях...
История одного саундтрека: «Карнавал»
О самой светлой работе Татьяны Лиозновой.
Также рекомендуем
Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное ди...
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
Тимур Алиев рассказывает, как сериал работает с темой семьи и взросления.
Книги о кино, сериалах и киноиндустрии, вышедших в мае в России и за рубежом.
Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное ди...
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
Тимур Алиев рассказывает, как сериал работает с темой семьи и взросления.
Книги о кино, сериалах и киноиндустрии, вышедших в мае в России и за рубежом.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00