Экранизируй это: «Дьявол и тёмная вода» Стюарта Тёртона (2020)

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детектива «Дьявол и тёмная вода»
КИНОТВ

Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детектива «Дьявол и тёмная вода», который как чёрт из табакерки выскочил из-под пера Стюарта Тёртона. Быстро определяемся с режиссёром, а дальше фантазируем смело и свободно, благо запретить нам никто не в силах, ни чёрт, ни сам дьявол.

Три года назад 37-летний англичанин Стюарт Тёртон взорвался сверхновой на небосклоне классического детектива: его дебютный роман «Семь смертей Эвелины Хардкасл» дал фанатам жанра то, что мы и не надеялись снова прочесть, — Джона Диксона Карра, только Карра эпохи квестов и интерактивных игр. Головоломность загадки убийства в поместье 1920-х годов, эффектная и единственно возможная развязка, заставляющая читателей хлопнуть себя по лбу, — «Мы всю дорогу смотрели, но не видели, слушали, но не слышали, интерпретировали с точностью до наоборот, а это ж всю дорогу было у нас под носом!» — заставляет вспомнить слова, сказанные некогда о Карре Агатой Кристи: «Он — единственный, кому всю дорогу удаётся обводить меня вокруг пальца и в итоге оставлять в дураках!» Для современного читателя, которого интернет сделал эдаким информационным многостаночником, Тёртон перешил старомодную задачку по сезону, заставив расследовать преступление осуждённую душу некоего преступника, которая переселяется из одного подозреваемого в другого и смотрит один и тот же день, предшествовавший убийству на балу, глазами разных фигурантов дела. Впрочем, и в этом Тёртон лишь адаптировал к нынешним стандартам многопотоковой информации приём, открытый Карром: в его исторических детективах герои, современники писателя, так же перемещались в тела давно почивших людей, чтобы расследовать нерешённые убийства былых веков — кто по нашёптыванию дьявола («Дьявол в бархате», 1951), кто силой своего любопытства («Пылай, огонь!», 1957). Но не будем останавливаться на «Эвелине» более подробно: возможно, мы ещё вернемся к этой книге, пока Netflix, приобретший права на семисерийную экранизацию, будет копаться на стадии подготовительных работ.

Стюарт Тёртон
Стюарт Тёртон
Sourcebooks Landmark
Sourcebooks Landmark

Изначально Тёртон задумал детектив с традиционной конструкцией. Усложнить его следователем, перемещающимся из тела в тело персонажей, и ещё кое-какими условиями игры на выживание подсказали ему издатели. Так что над книгой корпел он долго, трудно, тем большее облегчение испытал, когда оказалось, что не зря: переводы на 28 языков, колоссальные тиражи, восторги прессы и знатоков жанра, премии, тот же Netflix — и безбедное, безмятежное существование. Опьянённый, Тёртон довольно скоро, в отличие от долго рождавшейся первой книги, произвёл на свет дочку и второй роман «Дьявол и тёмная вода» — настоящий праздничный торт в морду поклонникам герметичного детектива, приправленного всякой чертовщиной. Невоздержанность — главная черта новой книги, и черта симпатичная, учитывая, что это невоздержанность парня, празднующего свою победу. Он назначает правила — как именинник на балу в свою честь. И эти правила — ужасы и трупы на каждом шагу, морская авантюра, поножовщина и мелодрама в дозах, противоречащих всяким представлениям о вкусе и чувстве меры. Но ему — можно. Это вроде того, как когда пьянство проистекает от глубокой радости, — ведь любо-дорого посмотреть, в отличие от тех случаев, когда напиваются с горя. Дьявол тут уже бесстыже нашёптывает в уши пассажирам корабля Ост-Индской компании, совершающего в 1634 году путешествие с загадочным грузом из Джакарты в Амстердам, — и это тот же самый дьявол, что шептал сдержанному профессору в карровском «Дьяволе в бархате», превращая его в героя плаща и шпаги стародавних времен. Авантюру Тёртон украшает финалом, который следует признать сладчайшей фантазией всех поклонников детектива, финалом, которого мы жаждали, но боялись спросить. Впрочем, здесь кроется один нюанс: именно в силу этих обстоятельств разгадка убийств в новом романе, самостоятельное восстановление полной картины преступления до того, как её раскроет автор, не вполне по силам читателю. Личность убийцы после совершения последнего из убийств — тут да, определяется довольно чётко. Но все эти спецэффекты — призрачный прокажённый, вылезавший в открытом море из воды и оставлявший огненные отпечатки ладоней на отвесном корпусе корабля, шёпот, который слышали одновременно во всех корабельных отсеках, — объяснение всего этого будет чем-то сродни тем девицам, что вылезают из праздничного торта на мальчишнике перед свадьбой, и заставит нас вспомнить ещё одну важную фразу из того панегирика, который Кристи посвятила Карру: «Он играет краплёными картами».

И поскольку краплёными картами лучше всего вести стремительную игру, представляется неуместным тот факт, что вопрос экранизации «Дьявола» рассматривается сейчас тоже в многосерийном телевизионном формате. Тут больше подойдёт мгновенное, не дающее опомниться кинозрелище — не зря же большинство рецензентов в один голос расписывают «Дьявола» как Шерлока Холмса, вынужденного орудовать посреди «Пиратов Карибского моря».


Кино про колоритных мужиков в стиле «мордой в торт» — это уже получается Гай Ричи”.


Очевидная кандидатура режиссёра напрашивается: создатель первых «Пиратов» Гор Вербински также является создателем безукоризненно жуткого ремейка японского «Звонка», и этот второй его дар пригодится, когда из воды полезет тварь в бинтах, а корабль начнут испещрять рисунки хвостатого глаза, которые повлекут воспоминания одного из следователей, бывшего солдата Арента Хейса, на 30 лет назад, в его отроческие дни, когда такой же рисунок, сперва появившийся на его запястье, затем на деревьях в лесу, стал провозвестником жутких дьявольских событий в родной Голландии.

Но есть два важных обстоятельства, которые важно соблюсти, чтобы экранизация была признана адекватной духу романа. Первое — это уже упоминавшийся эстетический принцип «мордой в торт». Второе — колоритные мужики: матросня, набранная из бывших уголовников, сдерживающие их мушкетёры, корабельное начальство, представляющее коллекцию типов, в которых сделавшие их незаменимыми на своих постах лидерские качества сочетаются, а иногда и проистекают из весьма разнородных социальных комплексов.

А кино про колоритных мужиков в стиле «мордой в торт» — это уже получается Гай Ричи. По морю его герои пока не ходили, только Мадонну он как-то пытался бросить на необитаемом острове — почему бы не воспользоваться таким прекрасным предлогом? Есть даже персонажи, прямо портретно написанные под актёров — любимцев Ричи. Например, капитан стражи Якоб Дрехт, голубоглазый блондин-бородач, добродушный, пока не настал черёд арифметики выживания, хороший друг и подпевала ночных пьяных песен — пока дружба не идёт вразрез с интересами службы: Чарли Ханнэм.

Гай Ричи и Чарли Ханнэм на съёмках фильма «Джентльмены»/«Вольга»

А вот в прочие «очевидные» выборы Ричи хотелось бы вмешаться и сильно их откорректировать. Например, генерал-губернатор, властный урод с орлиным носом и чёрными волосами вокруг лысины-тонзуры и его тень — такой же, только никакой, с бесцветными интонациями гофмейстер. Ричи взял бы Марка Стронга и Рэйфа Файнса. И всё было бы хорошо, но есть одна сцена, когда генерал-губернатор спускает штаны, чтобы его жена выполнила супружеские обязанности, и мы видим его вялые тощие ляжки. Это очень важная характеристика, и это точно не Марк Стронг. А вот Рэйф Файнс с его скользящим даром проецировать любой темперамент, и бесцветный, и властный, легко рокируется на место генерал-губернатора. Что же до гофмейстера, лично у меня на протяжении прочтения перед глазами стоял Альберт Филозов, особенно его герой — секретарь поместья в «Дикой охоте короля Стаха». Филозова мы реанимировать, увы, не можем, а вот обратить свою рыжевато-бледную масть в некое безликое-бесцветное состояние под силу Юэну МакГрегору. А его рубильник, под любыми актёрскими красками сигнализирующий о сексапильности актёра, пригодится, когда и у гофмейстера обнаружатся свои сердечные интересы и завидное упорство, чтобы их себе обеспечить.

Возможно, на роль зверюги-боцмана Йоханнеса Вика, хозяйствующего на матросской половине корабля, превращая её в плаху, где казнь творится без суда и следствия, Ричи взял бы Тома Харди. Но, опять-таки, как покажут события, сексуальность боцмана должна быть более вкрадчивой, сочащейся сквозь жестокость, — и, пожалуй, тут больше подойдет Джай Кортни.

Jacob
Isabel
Crauwels

Конечно, тощий двухметровый старик-пастор Зандер Керш — это Джеймс Кромвель. Его воспитанница, пронырливая, временами до противного, полукровка Изабель — Зендея, которую мы только что смотрели в «Дюне» (заодно в районе гранд-финала пригодится её умелость в танцах, отточенная актрисой за время многолетних съёмок в «Танцевальной лихорадке»). А вот за наш выбор капитана Ричи б нас высек, но — у кино свои законы. Капитан Кроуэлс проводит закатный час всегда в одиночестве, глядя в море, свободный от матросской грязи, которая была с ним весь день, и от светской болтовни, которая будет с ним весь вечер. Это его час, когда красота мира равна его красоте, красоте его угловатого лица и широкоплечей фигуры, которую этот разорившийся аристократ рядит в немыслимой дороговизны и выделки одеяния, описания многоцветности которых занимают добрую треть книги. Да, психологически писан он поглубже, чем привык загребать тот актёр, на которого мы метим, но здесь — кино, здесь нужен в первую очередь нездешне красивый взрослый рыжий мужчина «с чёрными завитками на груди». А потому отличным выбором будет Крис Кармак. Нынешнее поколение телезрителей знает его более мягкую сторону по роли гея и кантри-певца в «Нэшвилле» и доктора в «Анатомии страсти». Но есть у него сторона и властная, и жестокая, позволявшая его герою сперва сколачивать вокруг себя команду друзей, а потом скармливать их акулам, чтобы снимать снафф, — в «Челюстях 3D». И закат будет страшно ему к лицу. А глаза у него как раз цвета морских глубин — как и просил Тёртон.

Капитан Кроуэлс, донашивающий роскошные одеяния своих разорившихся предков, научился ориентироваться в море по звёздам, чтобы вернуть своей фамилии былую славу и богатство. А вот его прямая противоположность — мастер-негоциант, а по-нашему — завхоз, Рейньер Ван Схотен: тот выбился из самой грязи, упорно постигая арифметику и учёт, чтобы власть имущие скрепя сердце за умение награждали его почётными должностями в обход своих юных родственников. Добродушный и дружелюбный, по ходу плавания он спивается, превращаясь в шматок злоязычного жира. Этот характер прекрасно покажет пробившийся на вершину мира через уличные банды и тюрьму Марк Уолберг — и как раз тот факт, что Ричи пока ещё не работал с этим актёром, следует признать великим упущением с его стороны: они просто рождены друг для друга!

Энни Мёрфи в образе Алексис Клэр Роуз в сериале «Шиттс Крик»/CBC Television

Весёлую вдову Кресси, неутомимую болтушку и кокетку, не знавшую ни приступов дурного расположения духа, ни хандры и всегда пребывавшую в состоянии неги, благо рядом непременно находился горячий и богатый поклонник, — её бы задорно показали и Эмма Стоун, и Марго Робби, но оставим этих актрис про запас, ведь на сегодняшнем телевидении есть просто-напросто такая, как описал Тёртон, всеми обожаемая, растиражированная на мемы героиня: Алексис из удостоенного в прошлом году всех мыслимых премий «Эмми» ситкома о разорившихся миллионерах «Шиттс Крик». Её и пересадим на наш кинокорабль прямо оттуда без изменений — актрису Энни Мёрфи.

И, наконец, наши следователи. В романе их три. Собственно — Шерлок XVII века, конфетно-красивый чернокудрый щуплый коротышка Сэмми Пипс, ленивый, надменный, беспечный, высокомерный, насвистывающий над трупами, самовлюблённый, одним словом — Дэйв Франко.

Но Пипс всю дорогу сидит в камере, он арестован по неизвестным до поры нам причинам приказом генерал-губернатора, потому и дело не движется, что он не может обследовать судно, только узнаёт о новых фактах от выгуливающего его в кандалах в полночь верного помощника Арента Хейса. По сути, пока ближе к финалу Пипс не вырвется из заточенья, — что положит конец потустороннему мороку и необъяснимым по технике исполнения убийствам — следствие ведут 45-летний громила Хейс, этакий экзистенциально раненный несчастным детством, телесно раненный на бесконечных войнах в годы молодости добрый христианин в душе с привычками добродушного мальчишки и даром разруливать всякие мужицкие разборки, и его горячая поклонница — жена губернатора Сара Вессел с её каштановыми кудрями, зелёными глазами, талантом к лéкарству и умением бесстрашно копаться в самых жутких ранах. И поскольку мы работаем в эстетике «мордой в торт» — а не устроить ли нам полное счастье и не возродить ли наш любимый дуэт из завершившегося детективного сериала «Кости»: дуэт копавшейся в трупах антрополога-криминалиста Темпоранс Бреннан и работавшего за неё кулаками агента ФБР Бута, Эмили Дешанель и Дэвида Бореаназа? Сериал, 12 лет баловавший нас порой совершенно потусторонними и неразрешимыми загадками, в которых Бреннан, изучив останки, обнаруживала совершенно бренную суть, четыре года назад оборвался внезапно, по признанию Дешанель, не только для зрителей, но и для изумительного коллектива исполнителей, когда интерес к нему был на пике. Остались неутолённость и недосказанность. Нужно, я считаю, завершить этот гештальт — праздничным тортом и салютом, какие представляет из себя тёртоновская неразбериха на корабле. И пусть начнётся праздник!


Читайте также
#комикс-код: если бы улицы могли говорить
Неграфический роман о (кино)комиксах как воплощении совр...
Смотреть аниме: дзёсэй — трудности реальных отношений
Взрослые истории в японской анимации и манге делятся на...
Экранизируй это: «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (2017)
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях...
История одного саундтрека: «Карнавал»
О самой светлой работе Татьяны Лиозновой.
Также рекомендуем
Собрали всё о проектах, которыми британец порадует нас в будущем.
Мечтаем о звёздном касте детектива с Алексеем Васильевым.
«Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона, 200820 июля в российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Бельк...
Вплетаем Филисити Джонс и Дэниела Рэдклиффа в ткань повествования несуществующего (и зря!) фильма.
Собрали всё о проектах, которыми британец порадует нас в будущем.
Мечтаем о звёздном касте детектива с Алексеем Васильевым.
«Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона, 200820 июля в российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Бельк...
Вплетаем Филисити Джонс и Дэниела Рэдклиффа в ткань повествования несуществующего (и зря!) фильма.

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00