Смотреть аниме: дзёсэй — трудности реальных отношений

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Взрослые истории в японской анимации
КИНОТВ

Взрослые истории в японской анимации и манге делятся на два ключевых типа. О сэйнене, жанре для юношей, мы уже успели поговорить — пришло время историй для женщин. Встречайте: дзёсэй!


Немного теории

Дзёсэй (яп. 女性) — жанр в манге и аниме, целевая аудитория которого — девушки в возрасте от 18 до 45 лет. Буквальный перевод названия — «женщина», что и отражает демографическую группу — как и в случае с сэйненом. Иногда дзёсэй также именуют рэдису или рэдикоми — японские варианты lady и lady comic соответственно, хотя термин «дзёсэй» появился в результате попыток дистанцироваться от неправильного образа женской манги в обществе.

Во многом дзёсэй перенимает темы у манги, нацеленной на более младшую аудиторию — сёдзё. Истории выходят в тематических журналах и нередко вращаются вокруг отношений более взрослых героинь, причём, в отличие от манги для девочек, о «конфетной» любви речь не идёт — большой упор делается на реализм.

Истории любви в дзёсэе не всегда имеют счастливый конец. И, как и в сёдзё, нередко в сюжетах фигурирует однополая любовь. А иногда романтики нет вовсе: например, сюжет может выстраиваться вокруг карьеры девушки. Разброс тем довольно велик, а отдельные истории не вписываются в формальные рамки. Истории для взрослых всё же достаточно разнообразны, поэтому самый верный способ определить жанр — посмотреть, в каком журнале издаётся манга. В числе самых известных дзёсэй-изданий можно вспомнить Comic Yuri Hime, Cocohana, Kiss, Monthly Comic Zero Sum и Petit Comic.


Последний из первых

Дзёсэй является, пожалуй, самой молодой демографической группой в манге. Во многом это связано с историей издания журналов: долгое время индустрия была полностью оккупирована мужчинами, а сюжеты сёнэна слабо отличались от таковых в сёдзё. Бум манги и приход в индустрию девушек в 1960-х стал причиной рождения первых журналов для женщин. Первым специализированным дзёсэй-изданием стал Be Love, дебютный выпуск которого вышел в октябре 1980 года. Специализация Be Love — истории о повседневной жизни с упором на реалистичность.

Обложка первого выпуска журнала Be Love
Обложка первого выпуска журнала Be Love
Обложка 11 выпуска журнала Be Love
Обложка 11 выпуска журнала Be Love

Если к концу 1980-го дзёсэй-изданий набиралось едва ли не пара-тройка, то к концу десятилетия их количество перевалило за 50: женщины, чьё влияние в обществе испытывало рост с 1970-х, находили в манге не только интересные сюжеты. Для многих офисных работниц и домохозяек дзёсэй стал символом эмансипации. При этом важно отметить, что ранние примеры, всё чаще называемые рэдису, страдали от низкого качества и обилия «грязи» — откровенного изображения секса и других вещей, считающихся табуированными. В 1990-х для дистанцирования от сложившегося облика историй для женщин и был введён термин дзёсэй, которым начали обозначать более тонкую интеллектуальную мангу.


Поездка за границу

Обложки выпусков манги «Счастливая мания»
Обложки выпусков манги «Счастливая мания»

Интересная деталь: дзёсэй — самый малопредставленный за границей Японии жанр. Причина уже была озвучена выше — «рискованность» контента: подростковые комиксы редко выходили за рамки приличия (хотя отдельные сёнэн-манги того же Го Нагаи и проверяли границы жанра на прочность), а в сэйнене с самого начала хватало умных работ, не вращающихся вокруг интимных отношений. Рэдису же нередко являлись не чем иным, как дешёвой порнографией. Сложившийся негативный портрет на долгие годы отвернул от жанра зарубежных издателей: первые американские издания начали выходить только в 2003 году.

Помимо провокационного содержания, издатели сталкивались ещё и с проблемой репрезентации: западные женщины менее охотнфо смотрели в сторону комиксов и манги, поэтому издавать пусть даже очень хорошие истории было большим риском. «Счастливая мания» Моёко Анно стала первой дзёсэй-мангой на американском рынке.

Главная героиня истории — 24-летняя Каёко Шигета, которая работает в книжном магазине и страдает от нехватки любви, из-за чего цепляется за любую возможность почувствовать человеческое тепло. Снова и снова девушка «западает» не на тех парней: кто-то не хочет отношений и довольствуется сексом по дружбе, кто-то хочет свободных отношений, а один из избранников и вовсе оказывается сталкером, который в конечном счёте похищает Шигету. По мотивам манги, кстати, есть и сериал: он выходил в 1998 году, но не добился той же популярности, что и первоисточник.


Романтика и немного ужаса

Если же говорить о ранних примерах дзёсэй-аниме, стоит упомянуть «Молочную страсть: Догэндзака, я люблю тебя» — OVA, вышедшее в 1990 году. В основу получасового аниме легла манга «Молочная страсть» Моризоно Милк, известной дзёсэй-мангаки, специализирующейся на эротике для женщин. В центре сюжета OVA — владелец отеля для свиданий, который влюбляется в своего менеджера. Развитию отношений героев мешает разница в социальном статусе. «Молочная страсть» не добилась популярности в формате аниме: мультфильм называют крайне скучным и затянутым.

В числе ранних примеров дзёсэй-сериалов можно вспомнить «Улыбнись, Кико-тян», снятый по одноимённой манге Цубасы Нуноуры. Кико Ниномия — четырёхлетняя девочка-вундеркинд, способная на многие нетипичные для своего возраста вещи — от самостоятельного похода в магазин за покупками до вмешательства в личную жизнь воспитательницы Мегуми-сенсей. Развитая не по годам девочка при этом ведёт себя довольно странно: она практически не разговаривает и способна на множество акробатических трюков, которые исполняет по поводу и без.

Стоит упомянуть и «Магазинчик ужасов» — четырёхсерийный OVA, вышедший в 1999 году. В основу сериала легла манга Мацури Акино, причём за десять томов успело произойти куда больше событий, чем показано в OVA. Каждый эпизод рассказывает о новых покупателях странного зоомагазина графа Ди. В лавке графа можно приобрести не просто животных, а воплощение надежд отдельно взятого человека. Всё, что нужно, — заключить с графом контракт, в котором описаны правила ухода за приобретённым питомцем, в случае несоблюдения которых магазин снимает с себя всю ответственность. Почти все истории заканчиваются смертью покупателей, эти случаи пытается расследовать полиция, однако снова и снова детективы утыкаются в непробиваемую стену: на месте преступления присутствуют только тело, домашнее животное и тот самый контракт, который освобождает Ди от ответственности.


Красота повседневности

Несмотря на все трудности жанра, можно вспомнить немало примеров действительно удачных дзёсэй-аниме. В 2006 году по мотивам манги «Мёд и клевер» Тики Умино начал выходить одноимённый сериал. Аниме в жанре «ломтик жизни» рассказывает о трёх друзьях: Юте Такэмото, Синобу Морите и Такуми Маяме. Младший из них, Юта, учится в художественном колледже на архитектора, а его сенпаи — скульптор и дизайнер. В самом начале истории они знакомятся с Хагуми Ханамото — юной художницей, в которую моментально влюбляются Юта и Синобу.

Сериал сосредоточен на теме поиска себя и непростых отношениях героев: в фокус попадают не только вышеобозначенная четвёрка, но и немало других героев. Тот же Маяма безответно влюблён во вдову Рику Хараду, в то время как его самого любит мастер керамики Аюми Ямада. Помимо сложных отношений, «Мёд и клевер» немало экранного времени уделяет эпизодам про работу и студенческую жизнь.

В том же году состоялась и премьера «Наны» — аниме, снятого по одноимённой манге Ай Ядзавы. История рассказывает о двух девушках с одним именем, Нане Комацу и Нане Осаки. Они случайно встречаются в поезде, но вскоре теряют друг друга. Судьба играет приятную шутку, и обе они умудряются забронировать одну квартиру, с чего и начинается их совместная жизнь. Комацу — наивная и влюбчивая, в то время как Осаки солирует в панк-группе и стремится к успеху.

Кадр из аниме «Нана»/Madhouse
Кадр из аниме «Нана»/Madhouse

Кадр из аниме «Нана»/Madhouse

«Нана» вновь рассказывает о красоте повседневности и простой жизни героинь, а также их отношениях с парнями и друг другом. Сюжет преимущественно драматический: совместная жизнь сильно меняет обеих девушек, причём история охватывает сразу несколько лет, в ходе которых героини переживают множество трудных моментов.


Разнообразие реальности

Продолжая тему повседневной жизни девушек, можно вспомнить «Принцессу Медузу» — мангу и аниме о девушках-отаку, проживающих в апартаментах в Токио. В центре сюжета — Цукими Курасита, помешанная на медузах: они не только напоминают ей о красивых платьях, словно созданных для принцесс, но и прочно сидят в памяти из-за воспоминаний о погибшей матери, вместе с которой Цукими ходила в океанариум. Девушка мечтает стать иллюстратором, что поможет ей работать из дома и избегать ненужных социальных контактов. Главное правило жилого комплекса — никаких парней, и Цукими совершенно случайно его нарушает, пригласив в гости Кураносукэ Коибути — парня-кроссдрессера.

Сюжет захватывает тему взросления и отношений, как и в большинстве предыдущих примеров. «Принцесса Медуза» неплохо выстраивает драму и при этом отлично справляется с юмористической разрядкой. Без сложных отношений опять же никуда: в Цукуми влюбляется старший брат Кураносукэ, сама девушка якобы любит Соко Инари, риэлтора.

Фрагмент из манги «Брошенный кролик»/Shodensha
Фрагмент из манги «Брошенный кролик»/Shodensha
Кадр из аниме «Брошенный кролик»/Production I.G
Кадр из аниме «Брошенный кролик»/Production I.G

Если же хочется чего-то не про сложные любовные отношения, стоит обратить внимание на «Брошенного кролика» — аниме 2010 года. В центре внимания — тридцатилетний клерк Дайкити Кавати, который на похоронах своего дедушки встречает Рин Кагу — незаконнорождённую дочь погибшего от неизвестной женщины. В семью Рин никто принимать не хочет, поэтому одинокий Дайкити решает взять девочку к себе и воспитать самостоятельно.

Аниме рассказывает о том, как Дайкити пытается воспитывать Рин: он не только постоянно спрашивает совета у коллег, у которых есть свои дети, но и спокойно принимает решение о понижении в должности, чтобы больше времени проводить с девочкой.


И немного о другом

Продолжая тему сюжетов, отличных от романтики, стоит затронуть, к примеру, «Яркую Тихаю» — аниме, близкое к спокону. Главная героиня, Тихая Аясэ, долгое время живёт мечтой об успехе сестры, но в какой-то момент понимает, что нужно пытаться достичь чего-то самостоятельно. Так в Тихае пробуждается любовь к каруте — японской карточной игре, в которой нужно как можно быстрее найти продолжение стиха, предложенного ведущим. Девушка ставит перед собой цель стать королевой каруты, и первым шагом на этом пути для неё становится создание клуба каруты, где она встречается с двумя друзьями и проводит время за карточной игрой.

Карута, правда, не настолько сложна и занимательна, как, например, го или сёги, поэтому отношения героев и особенности их поведения всё же занимают большую долю хронометража сериала. В целом это прекрасный пример истории — «ломтика жизни» с интересной ноткой в виде необычной игры, малоизвестной за пределами Японии.

К совсем уж радикально отличающимся шоу можно смело отнести «Кафе “У белого медведя”» — о буднях кафе, которым управляет, как понятно из названия, белый медведь. Он очень обаятелен и харизматичен, что постоянно притягивает всё новых посетителей — как животных, так и людей. Сюжет стартует с того, как очень ленивый Панда пытается устроиться на полставки в кафе. С работой не срастается, но Панда настолько влюбляется в атмосферу и каламбуры владельца, что становится завсегдатаем.

«Кафе “У белого медведя”» можно смело относить к иясикею: здесь практически ничего не происходит, а юмор крайне лёгок и ненапряжен. Это очень медленное аниме, сюжет почти не движется с места на протяжении 50 серий. Впрочем, это совсем не минус: сериал может служить отличной отдушиной после тяжёлых рабочих будней.

Дзёсэй — многогранный и сложный жанр, в котором тем не менее хватает своих жемчужин, проходить мимо которых не стоит всем любителям японской анимации. Текст затрагивает только некоторые из интересных (или важных для жанра) тайтлов, в то время как их количество переваливает за сотню. И, пожалуй, каждый сможет найти в дзёсэе что-то по душе. А мы отправляемся дальше: в следующий раз поговорим о хорроре в аниме. Японской анимации с её уникальным взглядом есть чем удивить.


Читайте также
Экранизируй это: «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (2017)
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях...
История одного саундтрека: «Карнавал»
О самой светлой работе Татьяны Лиозновой.
«Фрэнк Герберт, написавший книгу в 60-х, вероятно, был гомофобом»: Стеллан Скарсгард о «Дюне»
В этом материале Стеллан Скарсгард рассказывает о работе над своим персонажем.
«Он строит другую Вселенную в другом мире для вас!»: Тимоти Шаламе и Зендея о фильме «Дюна»
Продолжаем серию материалов, в которой создатели фильма...
Также рекомендуем
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей...
Сергей Сергиенко — о создателе «Евангелиона».
Новое аниме от культового режиссёра Масааки Юасы.
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей...
Сергей Сергиенко — о создателе «Евангелиона».
Новое аниме от культового режиссёра Масааки Юасы.

Последние новости

Опубликован новый трейлер мини-сериала «Сочувствующий»
Релиз шпионской драмы назначен на 14 апреля.
Бретт Голдстин подписался на второй сезон «Терапии»
Актёр появится в эпизодической роли в собственном шоу.
Алан Ричсон сыграет в боевике «Боевая машина»
От режиссёра фильма «Телохранитель киллера».
Стив Йоки напишет новый сценарий «Звёздного пути 4»
С Крисом Пайном и Закари Куинто в главных ролях.
00:00