История одного саундтрека: «Любовники с Нового моста» Леоса Каракса

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

 Артём Макарский в регулярной рубрике о лучших саундтреках рассказывает о полном музыки фильме режиссёра — и помогает чуть лучше понять его любовь к звуку.

Фото: Gaumont

«Иногда я предпочту оставить двадцать франков в музыкальном автомате, чем потратить их на поход в кино» — так описал свою «любовь» к кинематографу Леос Каракс в разговоре с Филиппом Гаррелем в 1984 году. Много лет спустя, в 2014 году, в одном из немногочисленных интервью (которое он дал израильскому изданию Haaretz) он будет ещё более откровенен: «Я не хотел работать в кино. Я хотел связать свою жизнь с музыкой. Но у меня не было достаточного таланта. Мне нужна была музыка, но я ей — нет, поэтому я рад, что нашёл себя хотя бы в кино». Именно так французский режиссёр рассказывал свою давнюю мечту — создать мюзикл. Теперь, когда с выходом «Аннетт» она наконец осуществилась, самое время посмотреть на музыку в фильмографии Каракса — и в очередной раз отметить, что она вообще-то была там всегда.

Фильм «Парень встречает девушку» сразу впечатлял идеально подобранной песней Джо Лемер (которую, к слову, написал Серж Генсбур) — и запомнился танцем со сковородкой под «Holiday In Cambodia» Dead Kennedys. Незабываемая проходка Дени Лавана под «Modern Love» Боуи и драка под «Танец рыцарей» из «Ромео и Джульетты» Прокофьева были одними из самых ярких сцен «Дурной крови». Напряжённая музыка Скотта Уокера задавала настроение фильму «Пола X» — в одном из эпизодов её исполнял оркестр, участниками которого были, например, Тилль Линдеманн и Кристоф Шнайдер из Rammstein, а дирижировал ими режиссёр Шарунас Бартас. Выход всё того же Дени Лавана в образе месье Говно в альманахе «Токио!» и нарушение покоя прохожих в Сибуе, конечно же, сопровождались темой Годзиллы. Наконец, «Корпорация “Святые моторы”» также выделялась музыкальными эпизодами: Кайли Миноуг исполнила пронзительную песню «Who Were We» на стихи Каракса, а Лаван сыграл на аккордеоне кавер на «Let My Baby Ride» блюзмена Р. Л. Бернсайда.

Фото: Gaumont

Фото: Gaumont

Однако именно «Любовники с Нового моста» кажутся самым музыкальным фильмом Каракса (пока). Музыку он слышал повсюду — в пролёте вертолётов, в работе механизмов в поездах метро, в вертящемся винте мотора баржи. В документальном фильме «Мистер X» о режиссёре с восторгом отзывается Хармони Корин: «Он находит красоту в гротеске и мерзость в том, что многие посчитали бы красивым». Всё, даже транспорт, даже голоса прохожих, подчиняется прихоти Каракса, выстраивается в некий ритм, в котором живут его герои, — и это, конечно, намеренный эффект. В одном из интервью он сравнивал себя с композитором, описывая процесс монтажа, и старался работать со звуком так, как никто другой.

Любой фильм Каракса можно с лёгкостью описать одним или двумя предложениями, но каким бы ни был этот пересказ, он будет начисто лишён всей поэзии, которую можно найти в самом фильме. В «Любовниках» клошар Алекс Воган — в роли человека с таким именем у Каракса в третий раз появляется Дени Лаван — влюбляется в сбежавшую из дома и вынужденную ночевать на улице художницу Мишель (её, в свою очередь, играет Жюльетт Бинош). Это история не только о любви, но и о контроле, а также о суровой парижской реальности, вертящейся вокруг моста Пон-Нёф в первом округе, который хотя бы ненадолго, но появлялся в каждом фильме Каракса, как минимум до «Аннетт». Реальность, впрочем, время от времени разрывают фантастические эпизоды — и музыка тут играет в такие моменты, возможно, главную роль.В новой «Великой» всего десять эпизодов и к середине сезона героиня еще только начинает
планировать убийство мужа-тирана. Так что героине Эль Фаннинг в этот раз, видимо, не
придется делить Речь Посполитую с Австрией и Пруссией, присоединять Крым, подавлять
восстание Пугачева и усмирять политические и экономические амбиции церкви. У нее другая
задача — противостоять домашнему насилию и закрепощению женщины патриархальным обществом.
Добившись успеха в этом личном конфликте, она и жизнь всего общества сделает более
гуманной и справедливой — такова идея сериала.

В самом начале она в качестве увертюры задаёт тон — а затем надолго затихает для того, чтобы придать репортажу из жизни парижских бездомных ощущение документальности. Когда она возникнет вновь, её будет играть в переходе метро виолончелист — и поиск музыканта станет для героев чем-то вроде погони. В этой сцене музыка звучит всё чётче, когда герои приближаются к исполнителю: Каракс внимательно относится к монтажу звука и игре с эффектами. То же можно сказать о сцене, в которой играет любимец Каракса Дэвид Боуи: пока Алекс и Мишель ещё только подходят к дискотеке, где звучит песня «Time Will Crawl», всё слышится несколько приглушённо.

Каракс обстоятельно и с некоторым юмором подходит к выбору композиций — из Бенджамина Бриттена он выбирает вариации на темы Фрэнка Бриджа, отсылая к тому, что фамилия учителя британского композитора переводится как «мост». Когда герои возвращаются на Пон-Нёф, играет посвящение Арво Пярта тому же Бриттену — напоминая о том, что произошло в фильме ранее. Наконец, Сену Каракс параллелит с Дунаем, включая «На прекрасном голубом Дунае» в одном из самых лучших моментов фильма — и уж точно лучшем в музыкальном плане.

В Америке «Любовники» вышли под слегка дурацким названием «Любовники на мосту» и спустя восемь лет, в 1999 году, но критика благосклонно приняла фильм, не в последнюю очередь благодаря его музыкальным моментам. Как о нём написали в The New York Times, это не мюзикл, но он мог бы им быть. В одной центральных сцен «Любовников» звучит разом большая часть саундтрека — и это показывает радикальный подход Каракса к работе со звуком. Это сцена празднования двухсотлетия Французской революции — во время фейерверков Алекс и Мишель танцуют на мосту, стреляют из пистолета, веселятся и едут на катере по Сене.

«Город полон музыки», — говорит Мишель Алексу, и Каракс это с лёгкостью доказывает. Во время танцев на Пон-Нёфе лейтмотивом звучит французский вальс, сыгранный аккордеонистом Жо Прива, но вот герои идут по мосту, и музыка постоянно меняется, пересекаясь друг с другом: кроме Штрауса, герои танцуют под Игги Попа, Public Enemy и ливийскую певицу Файруз. Для Каракса всегда было важно радио — в том, как ищется сигнал, как отстранённо звучат голоса дикторов, он находил чуть ли не больше приятного, чем собственно в музыке.

Каракс переносит этот поиск нужного ритма в плоскость звука: песни сменяют друг друга так, как будто кто-то крутит туда-сюда тумблер на магнитофоне. При этом никаких помех здесь нет — наоборот, эти переходы достаточно плавны: Каракс делает из пяти композиций одну, и достаточно цельную. Сцена на мосту продолжается не менее яркой композицией, которая, впрочем, звучит сама по себе — третий струнный квартет Шостаковича, впрочем, Каракс тут тоже проявляет изобретательность и сначала обрывает мелодию после нескольких аккордов, а затем даёт зрителю прослушать полный отрывок.

Эта эклектика распространяется и на весь саундтрек к фильму, в котором чинная европейская классика спокойно сочетается с ритуальными танцами Бурунди, а музыка часто заменяет необходимость что-то сказать. Сюжет «Любовников» отсылал к «Огням большого города» Чаплина (кому-то французский фильм и вовсе кажетсяосовремениванием классической истории). И Каракс, конечно, временами будто стремится к тому, чтобы сделать немое кино в то время, когда звуковое уже изобретено. Любовь режиссёра к Чаплину и немому кино уже была заметна в «Дурной крови», где играла тема из «Огней рампы» и изображение вдруг становилось стилизованным под тридцатые годы. В отличие от «Крови», Алекс тут поначалу практически ничего не говорит — и, знакомясь с Мишель, преодолевает своё нежелание говорить, но с голосом приходит и музыка.

Как говорилось в другом фильме Каракса, «включи музыку, пока грусть не завладела нами» — и в «Любовниках» песня Les Rita Mitsouko «Les amants» уже только на титрах сменяется еле слышным шумом города. «Любовники» — это немного сказочный, слегка нереальный фильм, и Каракс в итоге этим шумом возвращает нас в реальность. Но не своих героев.

Читайте также
Смотреть аниме: махо-сёдзё — волшебство на ладони
Волшебство, друзья и опасные враги — девочки-волшебницы сталкиваются с этим ежедневно. По крайней мере, если верить аниме в жанре махо-сёдзё, о котором пойдёт...
Смотреть аниме: исекай — Страна чудес как пункт назначения
Фэнтези, фантастика и мистика — давние гости в аниме, но всё чаще подобные истории существуют в эдаком вакууме. Это правило призван встряхнуть исекай, чьи сюж...
История одного саундтрека: «Das Boot» Вольфганга Петерсена 
Артём Макарский рассказывает, чем примечательна музыка Клауса Дольдингера.
Смотреть аниме: сёдзё — любовь и прочие неприятности
Сергей Сергиенко продолжает рассказывать про аниме! Романтика, сестринство, однополая любовь и немного фантастики — всё это (и даже больше) относится...
Смотреть аниме: спокон — быстрее, выше, сильнее!
Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вида спорта. На этот раз именно о нём и п...
История одного саундтрека: «Танцор диско»
Артём Макарский рассуждает о том, как западное восприятие может помешать просмотру.
Также рекомендуем
Артём Макарский весь год рассказыв...
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.
Чем музыка в «Атланте» отличается от других сериалов.
Как Стэнли Кубрик переизобрёл само понятие саундтрека.
Артём Макарский весь год рассказыв...
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.
Чем музыка в «Атланте» отличается от других сериалов.
Как Стэнли Кубрик переизобрёл само понятие саундтрека.

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00