Молот и горяч. «Папа, сдохни» — самый кровавый и смешной русский фильм года

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На российских экранах «Папа, сдохни» — дебют 29-летнего Кирилла Соколова, сходу взявшего главный приз на фестивале «Окно в Европу» и заслужившего сравнений с Тарантино, Родригесом и всеми великими певцами жестости из Южной Кореи. Обаянию разудалого русского комикса поддалась и Анастасия Сенченко.

Матвей (Александр Кузнецов) с молотком за спиной готовится нажать на дверной звонок. Карусель сверхкрупных планов — напряжённый взгляд, сжатый кулак, кнопка. И герою, и зрителю требуется время на то, чтобы решиться. Мы набираем побольше воздуха и задерживаем дыхание. Впереди полуторачасовой кровавый аттракцион. Если говорить без ложных приличий, на грубом и всё упрощающем языке самого фильма, то «Папа, сдохни» Кирилла Соколова — это неснятая русская новелла «Города грехов».


За дверью героя совсем не ждёт Андрей Геннадьевич (Виталий Хаев) — опер, при котором не то что подчинённые, даже соседские собаки предпочитают помалкивать. Человек, о котором ходят легенды, а Матвей — слушатель мало того что легковерный, но ещё и предвзятый. Он влюблён в дочь опера Олю (Евгения Крегжде) — неудачливую актрису, «заказывающую» своему бойфренду своего же отца.

Когда Матвей переступит порог квартиры, они с Андреем Геннадьевичем сойдутся в схватке едва ли не в фильм длиной. Меняться будет только её характер и интонация. Драматические взгляды за поеданием колбасы не менее заряжены, чем сцены яростного членовредительства. Их разделяют несколько секунд паузы, как в вестернах — секунды на самой высокой точке американских горок перед свободным падением.

«Папа, сдохни!» действительно похож на парк развлечений. Сцены насилия своей изобретательностью, детальностью и литрами бутафорской крови провоцируют выработку адреналина. А чёткость их исполнения и обилие цитат гарантируют, что эта карусель уже не раз испытана. Соколов в своём парке главный фокусник: сначала он с помощью крупных планов или замедленной съёмки представляет нам всю «наживку»: вот молоток, вот, неподалеку, табельное оружие, ружьё, телевизор (заранее знаешь, что полетит, но зато как он полетит — увидеть стоит). А потом превращает всё это в коллаж для киноманов.

Эта чёрная комедия — задорный и освежающий микс из Тарантино и Родригеса, Пака Чхан-Ука и Денни Бойла, Джона Ву и Гая Ричи. Герой Александра Кузнецова прекрасно встраивается в один ряд с их типичными персонажами-отморозками, а Виталий Хаев в роли опера заставляет вспомнить свою, может быть, лучшую роль в кино. Более десяти лет назад его капитан милиции в «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова не мог понять новое поколение в лице Вали (Иван Чурсин). В новой декаде — новый молодой герой, теперь с молотком, но конфликт остаётся неизменным.


Из всех ранее перечисленных классиков жанра Кирилл Соколов ближе всего к Роберту Родригесу. Развёрнутые боевые сцены, как по комиксу, с экспрессивными ракурсами и эффектными ударами, родом из «Музыканта». Возможно, не последнюю роль сыграло то, что оба дебюта сняты по подробным режиссёрским раскадровкам, так что ничего лишнего не могло просочиться. Оба режиссёра к тому же, похоже, явные поклонники комикса. Да и что такое эти раскадровки, как не комикс?

Заявленная в слогане традиционная тема «знакомства с родителями» — трамплин для другого популярного в кино сюжета — «женщина, ради которой стоит убивать». Родригес полностью превращает свой фильм в графический роман и отчасти жертвует динамикой. Соколов делает ставку на ритмическую чёткость движений, ставит боевые сцены как танец и в этом, конечно, смотрит на восток, в сторону корейских боевиков.

В итоге картина — привлекательный и изобретательный микс всего, удачно наложившийся на местный контекст времени. Матвей среди традиционного в последнее время для русского кинопаноптикума — персонаж удивительно безликий. В то время как его противники очень конкретны: опер-взяточник, закрывающий глаза на самые дикие преступления, его сослуживец Евгенич в роли местного Уолтера Уайта, актриса-неудачница. Каждый из них готов к тому, что в один прекрасный момент в дверь может постучать человек с молотком, и вопроса «за что?» как-то не возникнет. Всегда есть за что.

Читайте также
«Дамбо» Тима Бёртона: о теле, для ушей
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney — «Дамбо» Тима Бёртона, объединивший в...
«И что, это — всё?» В прокат выходит «Пляжный бездельник»
Автор «Гуммо» и «Отвязных каникул», сценарист «Деток» и «Кен Парка» Хармони Корин представляет новый фильм «Пляжный бездельник», в котором Мэтт...
Феномен китайского аниме: «Хрустальное небо вчерашнего дня»
С 14 марта в ограниченном, но оттого лишь более притягательном российском прокате — китайское (внезапно) аниме с поэт...
«Время возмездия»: старомодные развлечения Николь Кидман
В российском прокате хмурый детектив и «история одной женщины» одновременно — «Время возмездия» победительницы «Санденса» Карин Кусамы. Об ...
«Vox Lux»: глас популистский
С 7 марта в прокате амбициозный фильм о всех проблемах XXI века тридцатилетнего Брэди Корбета («Детство лидера»), участвовавший...
«Родители лёгкого поведения»: внезапно лучшая комедия года
С 7 марта в кино, казалось бы, проходная комедия с Алеком Болдуином и Сальмой Хайек «Родители лёгкого поведения». Однако проходи...
Также рекомендуем

Последние новости

Опубликован новый трейлер мини-сериала «Сочувствующий»
Релиз шпионской драмы назначен на 14 апреля.
Бретт Голдстин подписался на второй сезон «Терапии»
Актёр появится в эпизодической роли в собственном шоу.
Алан Ричсон сыграет в боевике «Боевая машина»
От режиссёра фильма «Телохранитель киллера».
Стив Йоки напишет новый сценарий «Звёздного пути 4»
С Крисом Пайном и Закари Куинто в главных ролях.
00:00