Во Владикавказе, столице Северной Осетии, в течение пяти жарких летних дней, с 19 по 23 августа, прошла первая лаборатория региональной киножурналистики «Наш экран», на которую собрались 20 журналистов, работающих в региональных медиа — на телевидении, радио, в газетах и журналах. Здесь не было опытных критиков и киноведов, хотя у многих журналистов в портфолио уже есть кинорецензии и интервью с представителями киноиндустрии. Это был скорее образовательный проект, в ходе которого региональным журналистам предстояло посетить 10 мастер-классов представителей разных кинопрофессий и в ходе этих встреч набрать в свою копилку навыки и умения, которые в будущем помогут им писать о кино.
Пилотный проект Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России собрал представителей Казани, Орла, Воронежа, Санкт-Петербурга, Пензы, Великого Новгорода, Уфы, Вологды и других городов России. Проект был осуществлён при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а организационную поддержку мероприятию оказывали Союз кинематографистов РФ и его Северо-Осетинское региональное подразделение, а также Министерство культуры и Комитет по печати РСО-Алания.
Для показов фильмов и следовавших за ними мастер-классов приглашённых экспертов был выбран Дом кино Владикавказа — здание с традициями, но, к сожалению, уже несколько отставшее от технических требований современного кино, что создало свою атмосферу погружения в киноиндустрию: казалось, что все фильмы были сняты не сегодня и не сейчас, а в уютном «вчера», хотя для некоторых новинок, например фильма «9 секунд» Олега Штрома, основанного на реальных трагических событиях 2010 года, это было далеко не так — этот фильм ждёт премьерный показ в Москве в ближайшие недели. Но качество звука и экрана (отнесём эти проблемы к огрехам первого проекта) не помешало бурным дискуссиям в ходе каждого мастер-класса — дневного (в 12 часов) и вечернего (в 17 часов).
Приглашённым экспертам был дан карт-бланш на выбор фильмов, и ими стали «Календарь ма(й)я» Виктории Фанасютиной, «Отель» Александра Балуева, «Храм» Рауфа Кубаева, «Дневник поэта» о башкирском поэте и драматурге Рами Гарипове в режиссуре Булата Юсупова, подборка анимации в разных техниках и другие, в том числе классика — «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова. Определённой проблемой лаборатории стало отсутствие единой выбранной концепции. Так как каждый эксперт предлагал свой фильм для своего мастер-класса, не было единой темы, объединившей все эти пять дней, и, соответственно, не было последовательности в эмоциональном восприятии фильмов в течение этого времени.
Также фильмы были очень разными по требованиям к эмоциональной стойкости, а несколько из них требовали от зрителей выдержки и крепости нервной системы: например, фильм «Храм» (2022) с Андреем Соколовым в главной роли бывшего афганца Григория, отдающего деньги на строительство храма, рассказывал историю похищения двух девушек и содержания их в рабстве в подвале, что вызвало неприятие и отторжение многих участников лаборатории.
Журналисты из разных регионов России проявили большой интерес к процессу общения с экспертами и в течение трёх часов каждый день (по полтора часа утром и вечером) задавали свои вопросы операторам, режиссёрам, продюсерам игрового, документального и анимационного кино, а также актёрам, киносценаристам и киноведам. Частично дискуссии содержали высказываемые оценки просмотренных фильмов, но самыми продуктивными стали именно лайфхаки по пониманию фильмов и руководства к действию по написанию кинорецензий от представителей разных кинопрофессий. Иногда даже сами эксперты подключались к беседам и обсуждениям, отчего мастер-классы становились ещё более жаркими, с абсолютно разными позициями в восприятии показанного кино.
Все эксперты подошли к своим мастер-классам с эмоциями и большой отдачей — например актриса «Папиных дочек», снявшаяся более чем в 40 проектах, Ольга Хохлова устроила мини-концерт, а также делилась интересными эпизодами из своей съёмочной жизни, в том числе и рассказом о несостоявшейся роли ведьмы в Мексике, от которой её отговорил православный батюшка. Многие из встреч с экспертами стали окошками в детали и кухню определённых профессий — так было, например, в случае оператора Александра Носовского (на лаборатории были представлены три его картины), поделившегося тем, как болезненно воспринимает исчезающий в слое времени мир: Носовский даже считает, что болен хронофобией и пытается, как Марсель Пруст, зафиксировать каждое мгновение, находясь в хроническом поиске утраченного времени. Носовский на примере «Отеля», «Девяти дней» и детского «Календаря ма(й)я» показал, как оператор визуально выстраивает цвет и фреймы для каждого из своих фильмов, создавая уникальную колористику и особенности кадров для каждого из них, а также поделился секретами поиска локаций — так, в случае «Календаря ма(й)я» вместо Калининграда в итоге был выбран Санкт-Петербург.
Интереснейшими инсайтами в продюсирование современного кино поделился Юрий Обухов, продюсер фильма «9 секунд» о подвиге современного героя, 19-летнего бурятского матроса Алдара Цыденжапова, который скоро увидят российские зрители. Для создания фильма, идея которого также пришла ему лично, продюсер поговорил с семьёй погибшего, договорился о съёмках в буддистском дацане в Бурятии, а также в течение трёх лет работал со сценаристом фильма Мариной Довгер, чтобы реальное жизненное событие превратилось в качественную и трогательную киноисторию. Таким образом, как объяснил Обухов, период препродакшен подчас может стать самым важным в кинопроцессе — сами же съёмки во Владивостоке заняли лишь несколько месяцев.
Также была насыщенной лекция о состоянии современной мультипликации и фестивалей. Куратором выступила продюсер анимационного кино и киновед со вгиковским образованием Алёна Сычёва. Она рассказала о местах и фестивалях, где можно посмотреть современную анимацию, поделилась особенностями составления программ анимации для крупнейших киносмотров страны (ММКФ, «Окно в Европу» и других), а также поведала о региональных студиях анимации и их представителях. После этой лекции, кажется, почти все участники научились быть внимательными к разным техникам, использующимся в анимации, и к особенностям построения сюжета в этом киножанре.
И, наконец, очень важной в плане выделения реперных точек в написании кинорецензии стала лекция кинокритика «Российской газеты» Максима Васюнова. Васюнов в виде презентации обратил внимание журналистов на те вопросы, которые надо себе задать при написании рецензии: для чего режиссёр поставил этот фильм именно сейчас, что он может дать современному зрителю, зачем его смотреть сегодня и на какие референсы в киноиндустрии он опирается. Васюнов очень грамотно показал участникам, что любое кино — это часть кинопроцесса и истории кино, и, чтобы его проанализировать, надо быть насмотренным, а также не бояться чётко занять определенную личную позицию, так как именно она в первую очередь запомнится читателям. Васюнов также посоветовал быть демократичными по отношению к зрителям и не общаться с ними в текстах свысока.
Филипп Кудряшов, председатель Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов РФ, хорошо модерировал некоторые из дискуссий и проявил дружеское участие и интерес к каждому из участников. Хочется отметить, что некоторые из экспертов проявили определённую снисходительность к региональным журналистам, подчёркивая их географическую привязанность к рабочим местам — так, киновед Светлана Старостина из Пензы настаивала на том, что региональному журналисту недоступно то, что открывается москвичам, и потому стоит сфокусироваться на деятелях кино из региона, а также пытаться получить кинообразование дома путём регулярных видеопросмотров. Но, как доказала сама проведённая во Владикавказе лаборатория, региональные журналисты, так же как и их коллеги из столицы, могут путешествовать и открывать для себя новые фильмы и фестивали. А будущее для российского кинопроцесса и обмена знаниями в индустрии кино, несомненно, в связанности регионов с центром и взаимообогащающем обмене.