Фильм «Шагни вперёд»: история в ритме contemporary dance

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Шагни вперёд»
Кадр из фильма «Шагни вперёд»

Антон Фомочкин рассказывает про картину «Шагни вперёд». Особого восторга от ленты кинокритик не испытал, но в это же время жизнеутверждающий фильм Седрика Клипаша может понравиться многим.

Самые нерасторопные зрители растекаются по залу, занимая оставшиеся кресла. Все билеты куплены. Сквозь специальную дыру в кулисе размером с человеческий глаз Элиза (Марион Барбо) заботливо высматривает на первом ряду балкона своего отца (Дени Подалидес) и сестёр. За занавесом, в полутьме танцовщица отдаётся разминочной суете, центральная партия в «Баядерке» требует не только мастерства, но и терпения. В ожидании своего выхода Элиза застаёт бойфренда (и по совместительству партнёра по сцене) в объятиях другой. Едва скрывая растерянность, — руки предательски дрожат — девушка отрабатывает всю программу, прерываясь разве что на успокоительный перекур с видом на Эйфелеву башню. Незадолго до кульминации, поклона и оваций балерина неудачно приземляется на ногу после прыжка. Занавес.

Кадр из фильма «Шагни вперёд»
Кадр из фильма «Шагни вперёд»

Больше нет нужды терпеть — можно наконец снять с лица бесстрастную маску и хорошенько пореветь. Оплакивать отношения, впрочем, хочется значительно меньше, чем карьеру, на которую были положены всё детство, отрочество и юность. Спустя несколько недель авторитетный травматолог сочувственно опишет Элизе совсем незавидные перспективы: не первый разрыв связок, да ещё и со смещением кости, требуется покой. Полная подвижность лодыжки, возможно, будет утеряна. Потребуется ли операция, станет ясно через 3-4 месяца. Нагрузки желательно исключить на пару лет. Помаявшись в родном Париже, для смены обстановки Элиза вместе с подругой Сабриной (Сухейла Якуб) и её поваром-парнем Луи (Пио Мармай) временно переезжает в Бретань, в гостевой дом, предназначенный для артистов всех мастей. По совпадению там же останавливается ансамбль современного танца. Вскоре Элизе надоест чистить морковку и захочется двигаться.


Не считая почтенного к музыке Людвига Минкуса производственного шёпота сценических координаторов, первая реплика (сказанная в полный голос) звучит в новой картине Седрика Клапиша примерно на 14-й минуте.


При должной авторской смелости история Элизы могла бы остаться необременённой словами: последующие рассуждения о контемпорари-свободе и громоздкие сравнения отмеченного травмой человеческого тела, например, с машиной (если не пользоваться — быстро заржавеет) её обесценивают. Завораживающий в своей напряжённой балетной невесомости пролог с «Баядеркой», изящество закулисной жизни которого не уступает фрагментам самой постановки, оказывается прелюдией путанного сочинения на тему любви к современному танцу длиной почти что в два часа. Клапиш — увлечённый зритель, но его страсть не заразительна.

Кадр из фильма «Шагни вперёд»
Кадр из фильма «Шагни вперёд»

Свойственная режиссёру вдохновляющая способность подмечать поэзию бытовых мелочей: частных продуктовых лавчонок, удобных (и ставших родными) возрастных диванов, ветхих вилл при виноградниках, книжных полок, уютных маленьких парижских квартир — штрихи, необходимые для живого, описательного кино. В предыдущей работе Клапиша «Он и она» хореографический кружок также был органичной составной частью, поводом (но не первопричиной) для встречи мужчины и женщины. «Шагни вперёд» же непривычно буквален: перелом Элизы — рана не только физическая, но и, конечно, сердечная.

Фильм становится созвучен не своему оригинальному названию (En corps — «В теле»), а отечественной локализации. Героиня становится частью свободного, дикого племени, а её рана естественным образом срастается. Новая труппа привнесёт не только нужную опору, но и любовь. Балетная сцена — змеиный клубок, академическая среда — клетка. Карикатурно безразличный отец наконец прослезится при виде выступления дочери (потому что её движения будут заряжены неподдельным чувством), притом что на протяжении многих лет равнодушно смотрел условную «Баядерку».

Кадр из фильма «Шагни вперёд»

И если парижская часть по инерции насыщена символическими деталями — балерины (с перспективы птичьего полета) неторопливо плывут по сцене, как кувшинки на пруду, гипс — гиря, которую Элиза волочит по асфальту, её домашняя полка забита стоптанными пуантами, на которые только и остаётся, что смотреть с сожалением, — то продолжительная глава про уютное пристанище в Бретани настолько же обезличена, как и любой сошедший со страниц каталога загородного жилья съёмный дом, в который ты въезжаешь на уик-энд. Мебель из «Икеи», скрытая обшарпанность, обилие пустого пространства. Там, в самом тёмном уголке, за радушной гостиной и дружелюбным репетиционным залом и кроется червоточина.

Полагаясь на достоверность, несколько ролей Клапиш доверил настоящим танцорам (Барбо — солистка парижской оперы), и их приземлённое, скупое на эмоциональные краски сосуществование в кадре не сочетается с парадом профессиональных актёров, комикующих на правах второстепенных чудаков (Мармай, Якуб, Франсуа Сивиль в роли недотёпы-физиотерапевта). В одной из сцен труппа вместе с Элизой забирается на возвышение, чтобы единения ради противостоять порыву ветра, — это, в общем-то, единственное препятствие, что возникает на пути Элизы после травмы.

Читайте также
«Сердце пармы»: империя, которая держится на страхе, должна умереть
О картине и имперских амбициях рассказывает Тимур Алиев.
«Телефон мистера Харригана»: послания с того света
Максим Ершов разбирается в необязательном и нестрашном, но трогательном фильме о не...
Драма «Исповедь»: инструкция по прощению
О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца.
«Решение уйти»: сокрушительная нежность и спасительная страсть в детективе Пак Чхан-ука
В прокате новый фильм режиссёра «Служанки» и «Олдбоя».
«Не говори никому»: как семейная поездка обернулась страшной трагедией
Благими намериниями вымощена дорога в ад.
Фильм «Голиаф»: гул лопнувшего терпения
О библейском мотиве и венецианском успехе.
Также рекомендуем
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (и...
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
В российском прокате уже идёт фильм «Заклятие 3: По воле дьявола». По этому поводу Наталья Серебрякова попыталас...
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (и...
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
В российском прокате уже идёт фильм «Заклятие 3: По воле дьявола». По этому поводу Наталья Серебрякова попыталас...

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00