Микита Воронов: «Быть актёром — это же очень клёвая точка для исследования этой жизни»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Микита Воронов, сыгравший главную роль в фильме Кирилла Султанова «Наступит лето», после премьеры фильма на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, прошедшей 12 августа 2024 года, рассказывает о том, что значит для него этот фильм и каково было сниматься в двух разных проектах одновременно.

Микита, судя по фильмографии, пара последних лет — это ваш прорыв, у вас уже несколько главных ролей в проектах. Какой фильм можете назвать самым важным для вас?

Микита Воронов: Наверное, «Наступит лето» — это самый важный для меня.

А был ли фильм, с которого всё началось? В котором вы были не в эпизодической, не в небольшой, а в главной роли? Фильм, в котором режиссёры стали вас рассматривать как ключевого актёра для своих проектов?

Микита Воронов: Я думаю, что «Наступит лето» — это именно первый проект, где мне выпала такая роль, где мне нужно быть главным персонажем. До этого такого не было. Параллельно с «Наступит лето» у меня ещё были съёмки фильма «Кореша» — он выйдет в прокат в октябре. Это два проекта, где мне дали главные роли. До этого ключевых ролей у меня не было, я снимался в коротких метрах и эпизодах. Поэтому даже не знаю, насколько прорыв выглядит свершённым. Пока всё плавно, постепенно, никуда не спеша, потихоньку случаются такие приятные события, как премьера «Наступит лето».

Именно в этом проекте вашему персонажу достался очень широкий спектр эмоций, он принимает все возможные решения, перед которыми могут поставить главного героя. Как вы искали стержень для этой роли, арку персонажа? Как в этом процессе помог режиссёр?

Микита Воронов: Режиссёр помог своим доверием, сама ответственность за работу над ролью была в целом на нас, но, конечно, я постоянно болтал с Кириллом по поводу роли, какие-то уточняющие вещи спрашивал. Нас так учили в Школе-студии МХАТ: «Ваша главная задача — понять режиссёра». Собственно, если мы в позиции «актёр — режиссёр», то я с Кириллом (Султановым. — Прим. ред.) совещался, старался понять ход его мыслей. Нащупывая его свободу, я погружался в свой разбор роли. А в плане арки персонажа — я, конечно, читал сценарий, всё делал как нужно по школе работы над ролью. Помимо этого, у нас было одно дополнительное обстоятельство. Наш звукорежиссёр 15 лет работал детским психиатром. И как-то за ланчем он нам с Марком (Эйдельштейном. — Прим. ред.) невзначай выдал психологический портрет или скорее подробный медицинский анализ наших персонажей. И это очень помогло в работе над ролью — когда тебе врач с научной точки зрения объясняет природу поведения героя, у тебя возникает очень хороший фундамент, подпорка для роли. Это помогает определить её зерно, отвечает на вопросы, на которые не всегда просто ответить, используя обычную логику.

«Наступит лето», кадр: кинокомпания «Смена»

Фильм чёрно-белый, и я задам соответствующий по тону вопрос: ваш герой — хороший или плохой человек, который раскаивается и желает, чтобы его простили?

Микита Воронов: Я не могу осуждать своего героя. Такой дуальности — чёрное или белое — для меня не существует ни в профессии, ни в жизни. Если бы всё было так просто, то не было бы такой глубины ни в людях, ни в героях и нам бы было незачем смотреть фильмы. В соединении чёрного и белого и в их борьбе, собственно, мы и живём. Я не думаю, что есть определённый ответ на вопрос, плохой он или хороший. Он же сам кричит об этом: «Я хороший человек, я хороший человек». Для него это важно. Он сам хочет быть хорошим, но его постоянно окружают, как кто-то сказал, ангелы смерти, какие-то ужасные события, в которых он варится. Непонятно, почему к нему магнитится столько боли и ужаса. Возможно, для того, чтобы в конце концов лето наступило и он через покаяние, через прощение ушёл во вторую часть этой истории, которой никогда не будет.

Кажется, ваш типаж, в котором задействуют вас режиссёры, — это уязвимый, сложный, чувствительный представитель современной молодёжи, принимающий неожиданные решения. Вы согласны с таким определением или видите себя иначе? Можем ли мы на основе ролей, в которых видели вас, предполагать, что в будущем у вас будет свой типаж?

Микита Воронов: Слушайте, это очень интересный вопрос, никогда о себе не думал именно в этом ракурсе. Наш фильм на фестивале «Окно в Европу» в Выборге получил награду за лучший актёрский ансамбль завтрашнего дня. Мне кажется, всё очень своевременно происходит, даже хочется подумать ещё немного над этим вопросом. Я не хочу давать прогнозов, могу просто сказать, что мне нравится делать то, что я делаю. Я не готов брать ответственность за всё поколение, не знаю, являюсь ли я представителем молодого, уязвлённого поколения. Я живу очень индивидуалистически, обособленно от мира, и интересный парадокс в том, что именно эта обособленность у нас сегодня, наверное, коллективная. Каждый занимается поиском своего внутреннего счастья и идёт своим путём. Возможно, если есть такой запрос, если людям интересны такие истории и герои, то, может, и появится новый типаж, это и вправду произойдёт.

В чём-то есть сходство вашего героя из «Наступит лето» с интеллигентным Фунтиком из готовящегося к выходу фильма Дениса Павлова «Кореша»?

Микита Воронов: Нет, сходства никакого нет, это было очень интересно и сложно одновременно, по сути, стало настоящим профессиональным испытанием — ездить с одной съёмочной площадки на вторую. На одной у тебя независимый артхаус, ты играешь очень психологически сложную роль, а на второй — хороший, мощный энтертейнмент, комедия. Ничего схожего между ролями нет, и интересно было находить в себе силы и ловкость, чтобы переключаться и маневрировать между этими работами.

Микита Воронов на съёмках «Корешей», фото: «НМГ Кинопрокат»

Вы уже упомянули о важности для вас образования в Школе-студии МХАТ, о «мхатовской школе». Какие практики, психологические и физические техники из курса Школы-студии стали самыми важными для вас сейчас?

Микита Воронов: Ретроспективно вспоминается дисциплина «Перформативные практики», она была у нас на протяжении трёх лет. Вёл курс Александр Андрияшкин — хореограф, режиссёр, художник тела, перформер. Он занимался с нами регулярно, два раза в год, делал блоки перформативных практик, которые были направлены на то, чтобы узнать своё тело. Мы, например, в начале занятия разбирали, как устроены суставы, а затем в течение занятия учились не травмировать себя на сцене физически и духовно. Нарабатывали умение делать так, чтобы после сложных ролей не приходилось заливать полученные от них раны алкоголем и страдать после ухода со сцены. Важно иметь точку отстранения для безопасного существования в профессии. Эти перформативные практики мне очень помогают сохранять рассудок, дают мне хорошую амортизацию. Когда ты спокоен, что ты не слетишь с катушек, потому что у тебя есть какой-то фундамент, можно исследовать новые горизонты, так как ты знаешь, что это безопасно.

Вы на сегодняшний день считаете себя скорее театральным или киноактёром?

Микита Воронов: Я всё же не пошёл в какую-то театральную труппу, и сейчас моя точка интереса — в киноиндустрии. Несмотря на это, у меня есть свой Ицкович-Theatre, в нём мы занимаемся новой клоунадой. Я директор этого театра и параллельно играю в его спектаклях как артист. Для меня это очень важно, мы сейчас будем выходить в свет. До этого всё существовало подпольно, скорее как лабораторная идея. Кино мне сейчас всё же интереснее. Мне 22 года, и идея абсолютного служения, свойственная театру, мне сегодня чужда. Я всё-таки рассматриваю кино как интересную возможность путешествовать, заниматься любимым делом. Мне очень нравится работать с кадром, импонирует педантичность работы над ролью, над состоянием, когда подыскиваешь детали, с помощью которых можно передать суть твоего персонажа. Мне нравится такая молекулярная кухня, поэтому кино мне сейчас очень интересно.

Странное и интересное мхатовское братство случилось в «Наступит лето» — сразу несколько ключевых актёров закончили Школу-студию МХАТ. Что это, случайность? Братство по вузу, воплощённое на экране? Любите ли работать с однокурсниками?

Микита Воронов: У нас, конечно, нет мхатовской мафии. И хотя кастинг был большой, каким-то счастливым образом совпало, что, действительно, каст сложился из коллег-студийцев. Это большая радость, чувствуется что-то нежное, своё, родное, от этого не убежать. Это и смешно, и нежно одновременно. Я очень люблю что Дениса (Денис Хохрин — выпускник Школы-студии МХАТ, мастерская В. А. Рыжакова. — Прим. ред.), что Никиту (Никита Оносов — студент 4-го курса Школы-студии МХАТ, мастерская В. А. Рыжакова. — Прим. ред.), что Маркушу. С Марком мы вообще однокурсники (Школа-студия МХАТ, Мастерская М. С. Брусникиной и С. А. Щедрина. — Прим. ред.)

Микита Воронов в Выборге, фото: «Окно в Европу»

У вас есть короткометражка «Май нулевого», также снятая режиссёром Кириллом Султановым. С неё и началось ваше сотрудничество?

Микита Воронов: Да, с неё всё и началось, наверное. Это был короткий метр, где мы как раз играли с Тиной Стойилкович, исполнительницей роли Саши в «Наступит лето». Это была дипломная работа Кирилла в Московской школе кино. Это очень сильный проект, у него хорошая фестивальная история, были успехи, до сих пор собирает призы, и, я очень надеюсь, он скоро появится на стриминге. В нём был заложен фундамент того, что случилось в «Наступит лето».

Как работаете над ролью? Сценарий, личные репетиции, разговоры с режиссёром, сцены с партнёрами? Это процесс хронологический или, как обычно в кино, разбитый на произвольные съёмочные дни? Важно ли вам вносить театральные техники работы над ролью в кино?

Микита Воронов: Для меня важно то, что в кино очень ответственно надо отнестись к предварительной подготовке. Нужно провести большую работу до, чтобы правильно зайти в начало съёмочного процесса, учитывая, что нет хронологии. Надо заходить в начало уверенным и готовым. В «Наступит лето» в первый раз я понимал, что мне нужно держать арку героя полтора часа. Нужно было заранее понимать, что происходит и произойдёт, выстраивать ключевые точки существования, сделать подробный разбор роли, чтобы понимать, где и каким я должен быть. Но не скажу, чтобы это идеально получилось с первого раза, есть к чему стремиться. Но мне стало ясно, как это работает.

Смотрят ли фильмы с вашим участием ваши родственники — мама, папа? Чей фидбек важен для вас?

Микита Воронов: Когда кино выходит, родители, конечно, смотрят и гордятся мной, у нас прекрасные отношения, поддержка, понимание. Они следят за моими творческими успехами, их радость для меня важна. У меня нет какого-то человека, дающего мне фидбек, я просто занимаюсь любимым делом. Просто очень клёво, что есть возможность это делать, и хочется продолжать сниматься, чтобы это развивалось. Мне нравится просто быть в разных жизненных обстоятельствах, переживать их, играть разных героев, исследовать их. Быть актёром — это же очень клёвая точка для исследования жизни. Мне 22 года, я очень хочу понять, что происходит. И эта профессия очень помогает, это работа-исследование.

Режиссёр Кирилл Султанов, Микита Воронов и актёр Арсений Каверзин, фото: «Окно в Европу»

То есть вы — актёр-учёный?

Микита Воронов: Конечно! Нас, собственно, этому учили. В мастерской Брусникиной мы занимались документальным театром и техникой вербатима. Мы учились в каждом прохожем найти зерно, суть, человеческую глубину. Это помогает забыть про своё «я» и увидеть, что мир удивителен, сколько в нём интересных людей со своими судьбами. Работа исследования в том и заключается — она позволяет тебе увидеть, насколько мир многогранен, как он прекрасен. Я очень рад заниматься этим.

Как я это понял? Я решил для себя, что моя задача — быть хорошим человеком, любить людей, находить в каждом свет, всех прощать и принимать, а мне ещё за это платят. Мне кажется, очень удобно!

Какие фильмы ждёте как зритель в этом году?

Микита Воронов: Мне интересна новая «Дюна», интересна «Анора» — посмотреть, как братик сыграл, может быть, нормального «Брата 3» — то есть такой энтертейнмент. А ещё хочется увидеть кино, в котором я сам снялся года три назад. Это короткий метр, он, возможно, не для публичного просмотра. Этот фильм здорово архивирует мгновения — мне там было 18 лет. Интересно посмотреть его как домашний архив. Когда-то приезжал в Россию чувак из Америки и снял короткий метр про подростков, а сейчас очень тщательно его монтирует, скрупулёзно относится к своей работе.

Читайте также
«Директор фотографии»: развернуть камеру на 180 и научиться видеть кино
Дарья Колокольцева рассказывает, чем её заворожило кино об операторской работе.
«Маленький факт» большого фестиваля
Конструктор истории.
Четыре мнения: «Филателия»
Ученики «Школы критики» спорят о победителе старейшего киносмотра России.
«Руслан и ангелы»: пересборка модерна в современной русской анимации
О двух мультфильмах, показанных на старейшем киносмотре России.
Также рекомендуем
О двух мультфильмах, показанных на старейшем киносмотре России.
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностранной прессы, и, надо же, сегодн...
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...
О двух мультфильмах, показанных на старейшем киносмотре России.
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностранной прессы, и, надо же, сегодн...
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00