Жизнь — это свет, сияющий во тьме: «Мальчик и птица» — мрачная сказка Хаяо Миядзаки

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Мальчик и птица», Ghibli

В российский прокат вышел новый анимационный фильм великого Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Десять лет назад японский режиссёр заявил о завершении карьеры, а сейчас вернулся с пронзительным антимилитаристским высказыванием. «Мальчик и птица» — мрачная сказка о проживании трагедии и взрослении, которая поражает глубиной проработки сложных тем и выразительностью волшебного мира. Рассказываем, какой получилась новая работа 82-летнего классика анимации и почему она важна именно сегодня.

Третий год Второй мировой войны. Во время бомбардировки Токио 12-летний Махито лишается матери. Мальчик не успевает оправиться от горя, как приходит время эвакуироваться в провинцию. Из города Махито забирает новая жена его отца — Нацуко. Она приходится младшей сестрой матери подростка и сильно её напоминает. Вскоре Махито оказывается в просторном доме, где живут Нацуко, старушки-горничные и изредка бывает отец, работающий на авиазаводе. В школе мальчика встречают враждебно, а во внеурочное время его достаёт крупная цапля. Вскоре птица заговорит человеческим голосом, а Нацуко исчезнет в лесу. Махито отправится на поиски мачехи и, возможно, живой матери и через старинную башню попадёт в потусторонний мир.

Кадр из фильма «Мальчик и птица», Ghibli

Фантазийная драма взросления «Мальчик и птица» — самая личная работа Хаяо Миядзаки за всю карьеру. Если на «Ветер крепчает», который вышел десять лет назад, аниматора вдохновили история семьи (отец и дядя режиссёра строили самолёты, и он мечтал продолжить их дело) и интерес к разрушительной природе человека, то в основе новой картины лежат болезненные отголоски детства. Маленький Миядзаки застал Вторую мировую войну с бомбардировками, эвакуацией и вечным страхом за жизни близких. Возможно, Хаяо не помнит всего творившегося ада, ведь в апокалиптическом 1945-м ему исполнилось только четыре года, и сознание могло вытеснить невыносимые сцены. И всё-таки «Мальчик и птица», начинающийся с рёва воздушной тревоги, ощущается как кошмар наяву, пережитый автором. Душераздирающий эпизод, где мама Махито сгорает заживо, а сын не в состоянии её спасти, — самый страшный в фильмографии Миядзаки. Мальчик снова и снова возвращается в тот трагический день, а боль утраты уничтожает всё светлое, что с ним когда-либо случалось.

Сам Миядзаки потерял мать в зрелом возрасте, когда работал над мангой «Навсикая из Долины ветров», позже превратившейся в пацифистское аниме. Однако смерть Долы Миядзаки всё равно стала большим потрясением для Хаяо, и свою непроходящую тоску по родительнице он перенёс в кино, наделив многих своих героинь её чертами. Исключением не была и прекрасная Наоко из предпоследней работы аниматора «Ветер крепчает». Девушка тоже страдала от туберкулёза, но, в отличие от Долы, за которой во время продолжительной болезни ухаживали дети, так и не смогла поправиться. В историю Наоко Миядзаки вложил личные переживания о здоровье матери, не отпускавшие его восемь лет. Они нашли отражение и в «Моём соседе Тоторо», где мама девочек давно находится на лечении в больнице. «Мальчик и птица» же пронзительно говорит об отчаянной попытке справиться с горем. Для Махито путешествие в дивный мир духов, говорящих птиц и колдунов является защитной реакцией на несправедливость реальной жизни. В желании укрыться от бед в царстве фантазий герой сравним с Питером Пэном, который тоже не хотел взрослеть.

Кадр из фильма «Мальчик и птица», Ghibli

В качестве альтернативы безжалостному миру, где одна катастрофа сменяет другую, Миядзаки по традиции предлагает волшебную вселенную с причудливым устройством. Если в «Унесённых призраками» Тихиро сквозь тоннель попала в сказочную деревню, населённую духами, богами, ведьмами и драконами, то Махито похожим образом оказывается в загробном королевстве, в котором гигантских птиц значительно больше, чем призраков. Невзирая на визуальные и сюжетные пересечения с предыдущими картинами, режиссёру удаётся удивить зрителя колоритом нового мира. Странствие мальчика по царству мёртвых в поисках мачехи и матери ассоциируется с мифом об Орфее, тоже пытавшемся нарушить естественный порядок вещей. Только приключения Махито намного увлекательнее.

Кадр из фильма «Мальчик и птица», Ghibli


Сначала подросток встречает волшебного проводника — жуткую цаплю с человеческими зубами и недобрыми намерениями. Подобно кэрролловской Алисе, мальчик проваливается в альтернативную реальность, которая оказывается довольно враждебной к чужакам: то на Махито набрасывается стая гигантских пеликанов, то его пытаются слопать попугаи с ножами. Последние возводят милитаризм в культ и напоминают карикатуру на фашистов.


Авторитарные идеологии Миядзаки обличал ещё в «Порко Россо» и «Навсикае», но в «Мальчике и птице» приговор злу впечатляет остроумным гротеском, который в ближайшее время вряд ли удастся превзойти кому-то из режиссёров. Попугаи-людоеды, несмотря на свой угрожающий вид, при ближайшем рассмотрении до нелепого смешны и глупы, а их лидер, носящий корону и плащ, отороченный мехом, и вовсе представляет сплошную пародию на диктатора. Предводитель птиц никак не пресытится властью и жаждет подчинить себе каждый уголок волшебного мира. Самонадеянного попугая ждёт участь большинства тиранов, вымышленных и реальных.

Промо фильма «Мальчик и птица», Ghibli
Промо фильма «Мальчик и птица», Ghibli

Создаётся впечатление, что в ином мире проживают только злодеи и чудовища (пеликаны, например, питаются душами), но это не так. Махито постоянно выручают бесстрашные девушки — капитанша Кирико, которая подкармливает забавных созданий варавара внутренностями рыб, и управляющая стихией огня Хими. Обе волшебницы смахивают на других героинь Миядзаки. Напускной суровостью Кирико походит на Сан, а Хими будто училась милосердию у Навсикаи. Правда, девушки выполняют функции спутниц и помощниц главного героя, ведь феминист Миядзаки снова рассказывает историю взросления юноши (ей же был «Ветер крепчает»).

Ещё один любопытный персонаж фантазийной реальности — старец, поддерживающий равновесие Вселенной с помощью миниатюрной башни, собранной из кубиков, шариков и треугольников. Древний правитель, уставший следить за сохранением баланса добра и зла, ждёт достойного преемника. Махито — идеальный кандидат на должность властелина сказочного мира (почему — узнаете в кино). Мальчик всерьёз задумывается над предложением примерить роль бога и создать совершенный мир, где не будет войн и катастроф. Но фанаты режиссёра догадываются, что в итоге выберет Махито. Юные герои Миядзаки учатся принимать жизнь такой, какая она есть, — несправедливой и непредсказуемой. В этом и есть смысл взросления. Преодолеть личный апокалипсис не означает заново родиться. Скорее, речь идёт о примирении с травмирующим опытом и о разрешении себе двигаться дальше. «Как жить с настоящим сердцем, когда всё вокруг рушится?» — задавался вопросом Миядзаки. Эта цитата идеально описывает философскую концепцию «Мальчика и птицы», да и творчество аниматора в целом.

Кадр из фильма «Мальчик и птица», Ghibli

Последний мультфильм отличается пессимистичным взглядом на будущее: даже если Махито примет прошлое и научится существовать с незаживающей раной на сердце, это не оградит его от несчастий и трагедий в дальнейшем. В финале говорится, что через два года он с отцом и мачехой вернулся в Токио, и мы понимаем, что их ждёт. Центральная тема многих работ Миядзаки — беспомощность человека перед глобальными потрясениями и катастрофами. К ней же обращается «Мальчик и птица».


Оригинальное название картины «Как ты живёшь?» отсылает к роману японского писателя Ёсино Гэндзабуро (книга фигурирует в кино) и резонирует с ключевой идеей Миядзаки о пугающем непостоянстве бытия. Сберечь достоинство и человечность, когда в мире бушует огонь ненависти, — единственное, что остаётся.


«Мальчик и птица» — самая мрачная притча Миядзаки, подводящая итог многолетним изысканиям аниматора на случай, если он больше ничего не выпустит. Обычно от режиссёра такого масштаба ждут гениальных открытий. В новом мультфильме их не будет. Только тревожные размышления о хрупкости судьбы, за которые Миядзаки и полюбили. В «Навсикае» сказано: «Жизнь — это свет, сияющий во тьме». Для кого-то светом станет «Мальчик и птица».

Читайте также
«Май декабрь»: межсезонье
О загадочном фильме, который непременно должен заявить о себе во время наградного с...
«Шопоголики» Оливье Накаша и Эрика Толедано: ещё одна покупка
Фильм не станет вторым «1+1», но порадует любителей жизнеутверждающих комедий.
Трудности перевода: «Нина» — женская драма о прощании
Терапевтичная драма о разлуке с прошлым в декорациях солнечного Тбилиси.
Рецензия на фильм «Немая ярость»: Джон Ву снял боевик о мести почти без диалогов
Рассказываем о том, каким получилось возвращение культового азиатского режиссёра в ...
«Уроки химии»: обаятельная ретродрама о научной стороне кулинарии и утраты
Дети, накрывайте на стол. Вашей маме нужно побыть одной.
Также рекомендуем
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
Вливаемся в азиатский культурный пласт и не теряемся в его многообразии.
О шедеврах японских художников, изменивших мир мультипликации.
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
Вливаемся в азиатский культурный пласт и не теряемся в его многообразии.
О шедеврах японских художников, изменивших мир мультипликации.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00