Картина «Культовые тусовщики»: секреты музыкального продюсера

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

В прокате «Культовые тусовщики» — картина об Алане Макги, продюсере, открывшем миру Oasis, да и в целом важном герое британской инди-сцены. Вера Гиренко попыталась разобраться в кинематографических флешбэках, слухах и тусовщиках.

«Я создал самый большой независимый лейбл из воздуха. Я нашёл лучшую группу в мире и воскресил умирающую музыкальную индустрию. Благодаря моей работе с 1989 по 1999 год продажи компакт-дисков выросли на 89%. А международные продажи записей принесли Великобритании больше доходов, чем автомобильная промышленность», — таков далеко не полный перечень достижений легендарного продюсера Алана Макги, озвученный им самим в картине «Культовые тусовщики». 

Назвать фильм в российском прокате по аналогии с «Круглосуточными тусовщиками», снятыми Майклом Уинтерботтомом в 2002 году, было вдвойне удачным решением. Во-первых, оно указывает на концептуальную «вторичность» фильма и избавляет от напрасных ожиданий. Во-вторых, сообщает об уже известной жанровой схеме. Если в «Круглосуточных тусовщиках» рассказывалась история манчестерского альтернативного рока так, как её увидел основатель клуба Hacienda Тони Уилсон, то в «Культовых...» речь идёт о британской инди-сцене — от первых выступлений дерзких шотландцев The Jesus and Mary Chain до массового помешательства на «королях брит-попа» из группы Oasis, замеченной основателем крупнейшего независимого музыкального лейбла Creation Records Аланом Макги. В обоих фильмах в центре закулисный серый кардинал, который, предполагается, знает всю правду о рок-сцене и все секреты шоу-бизнеса. 


Такие сверхспособности приписывались Алану Макги с самого начала его продюсерской карьеры. Бросив школу в родном Глазго и перебравшись в Лондон, потерпев неудачу в качестве музыканта, в 1983 году Макги начал записывать демо молодых исполнителей, чья музыка отличалась от мейнстримного синти-попа и была похожа на подлинное бунтарство в духе Sex Pistols (любимой группы Макги). Рассказывали, что он обладал поразительным даром замечать таланты и видеть в них коммерческий потенциал. Говорили также, что бизнес-стратегия лейбла выстраивалась в зависимости от того, что его директор употреблял накануне. Слухов было много...

Чтобы развеять их и/или подтвердить, Алан Макги в 2001 году написал автобиографию Creation Stories — Riots, Raves and Running a Record Label («Креативные истории — бунты, рейвы и управление звукозаписывающей компанией»), которая и стала основой для сценария «Культовых тусовщиков».

В фильме экзальтированный и энергичный Макги в исполнении удивительно на него похожего Юэна Бремнера рассказывает историю своей жизни в интервью американской журналистке. Этот исповедальный приём, очевидно, необходим исключительно для того, чтобы у главного героя был повод для манифестации своих идей. Иначе без него можно было бы обойтись и таким образом значительно облегчить жизнь зрителям, которые из-за «перерывов» на интервью вынуждены «прыгать» во флешбэки из разных временных отрезков, мгновенно узнавать ключевых персон британской инди-сцены конца прошлого века. Погружённые в контекст знатоки справятся с этой задачей без труда и будут вознаграждены пониманием едких шуточек. А вот не знакомые с материалом неофиты либо потеряют время, либо будут вынуждены (разумеется, тщетно!) сёрфить «Википедию» прямо во время сеанса. Всё это создаёт для «Культовых тусовщиков» риск стать маргинальным кино.


Масла в этот огонь подливает и то, что фильм упорно концентрируется на Макги, старательно обделяя вниманием всех остальных персонажей. Даже таких притягательных, как Oasis. Зрителям покажут, как будущих лидеров брит-попа Макги случайно (опоздав на поезд) нашёл в пабе, где группа давала второй в своей жизни концерт. Покажут мельком и выведут из истории навсегда. 

Сложности с драматургией проявляются в «Культовых тусовщиках» и более масштабно. Действие в целом представляет собой не синусоиду с завязкой, кульминацией и развязкой, а слегка колеблющуюся ровную линию — развития действия и характера главного героя нет, его подменяют яркие, часто полные чёрного юмора эпизоды, которые при желании можно было бы легко перемешать, история от этого не сильно бы изменилась. 

Впрочем, эффектная точка в «Культовых тусовщиках» всё же есть. Это ощущение возникает, когда Макги увлечённо рассказывает, что с конца 1980-х годов он увлекался учением поэта, чёрного мага и сатаниста конца XIX — начала XX века Алистера Кроули. В этот момент становится ясно, что с экзальтированным чудотворцем-шарлатаном у Макги гораздо больше общего, чем с любой рок-звездой. Может быть, в этом и кроется секрет хорошего музыкального продюсера.


Читайте также
Фильм про ту самую злодейку «Круэлла»: стиль — это я
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за то, что она планировала пустить...
«Мейнстрим» Джии Копполы: видеоблогинг и танцы на битом стекле современности
В российский прокат вышла картина «Мейнстрим» Джии Копполы. История про изнанку видеоблогинга и популярность в интернете. По мнени...
Фильм «Джамбо»: любовь, секс и аттракционы
В российских онлайн-кинотеатрах крутится-вертится картина «Джамбо» — фильм про внезапно вспыхнувшую страсть между девушкой и аттракционом. Алихан И...
Молчи — за живого сойдёшь: почему фильм «Тихое место 2» не миновало проклятие сиквелов 
В прокат выходит «Тихое место 2», продолжение нашумевшего хоррора Джона Красински о вторжении инопланетян со сверхчувствительным с...
Тролль в шкафу: премьера фильма «Туве» Зайды Бергрот про создательницу муми-троллей Туве Янссон
В российском прокате картина «Туве» — байопик о писательнице и художнице Туве Янссон, подарившей миру муми-троллей. Ксения Ильи...
Ужас «родового гнезда» и мифология: якутский хоррор «Иччи» Костаса Марсаана
В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но превращается в локальный артовый хорр...
Также рекомендуем
Компания A-One выпустила в прокат картину «Откуда ты родом?», полуавтобиографический фильм с Ризом Ахмедом о...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шеляки...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
Компания A-One выпустила в прокат картину «Откуда ты родом?», полуавтобиографический фильм с Ризом Ахмедом о...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шеляки...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00