Жестокое прекрасное далёко: какой получилась научная фантастика «Сто лет тому вперёд»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Сто лет тому вперёд», «Централ Партнершип»

18 апреля в отечественном прокате начнёт барахлить привычная действительность: пространственно-временной континуум распахнётся, и будущее с настоящим сплетутся воедино. На экраны выйдет «Сто лет тому вперёд» — новая амбициозная заявка отечественных кинематографистов сделать не хуже Marvel (уточнение: не хуже лучших проектов студии, а не последнего времени). Кинокритик Елена Зархина рассказывает, насколько это у них получилось.

2024 год, Москва. Одиннадцатиклассник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) начинает свой очередной день с уже привычного столкновения с одноклассником Витькой (Матвей Астраханцев) — ребята не поделили сердце капризной одноклассницы Алтухиной (Софа Цибирева). Но вся эта школьная суета блекнет на фоне того потрясения, которое ждёт героев впереди: друг Кольки, геймер Фима (Кирилл Митрофанов), случайно во время очередного сетевого чемпионата совершит первый в истории человечества контакт с инопланетной цивилизацией. Это событие раз и навсегда изменит будущее человечества и планеты — через сто лет люди и инопланетяне заживут в мире и согласии, а мир станет безопасным и экологичным.

Кадр из фильма «Сто лет тому вперёд», «Централ Партнершип»

В этом будущем в таком же 11-м классе учится Алиса Селезнёва (Даша Верещагина) — девушка с розовыми волосами и духом спартанца. Девушку воспитывает отец, профессор Селезнёв (Константин Хабенский), чья жена Кира Селезнёва (Виктория Исакова) однажды пожертвовала собой, чтобы спасти человечество от злых космических пиратов, возглавляемых страшным злодеем Глотом (Юра Борисов), казавшимся до этого непобедимым. Но уготованный судьбой сценарий развития мира рушится из-за череды событий: Фима не вышел на контакт с инопланетянами, мир не обрёл шанс на счастливое будущее, а Глота вызволил из заточения на Титане злодей с расшатанной психикой Весельчак У. Вдобавок ко всему Коля случайно находит в кабинете своей учительницы по физике «Космион», с помощью которого можно перемещаться во времени. Коля отправляется на сто лет вперёд — буквально в прекрасную Россию будущего, чтобы разобраться в тайнах, способных уничтожить его настоящее. А в процессе спасения мира переживает опыт первой любви — не самой счастливой, но оттого и незабываемой.

Кадр из фильма «Сто лет тому вперёд», «Централ Партнершип»

«Сто лет тому вперёд» — номинально вольная экранизация одноимённой повести главного советского фантаста Кира Булычёва, чьё творчество, как неизвестная планета, неоднократно осваивалось кинематографистами. В 2024-м, помимо «Сто лет тому вперёд», успел выйти сериал Okko «Очевидное невероятное». Двумя годами ранее вышел приключенческий «Хронос», в начале десятых был даже анимационный сериал «Алиса знает, что делать!». А ещё готовится к выходу фантастическая «Другая поляна» — полнометражный режиссёрский дебют актёра Дмитрия Ендальцева. Но, конечно, самыми известными экранизациями творчества Булычёва являются мультфильм «Тайна третьей планеты» и пятисерийная «Гостья из будущего» — нетленная позднесоветская классика.


За новую адаптацию истории про Алису Селезнёву, Колю Герасимова, робота Вертера (его озвучивает Фёдор Бондарчук) и всех-всех-всех отвечают режиссёр Александр Андрющенко (сценарист третьего «Льда») и сценарист Андрей Золотарёв («Слово пацана. Кровь на асфальте») при участии Ксении Мирошник, с которой оба уже работали над «Повелителем ветра». Создатели свежей экранизации сильно переработали оригинальный текст Булычёва, что может огорчить истинных ценителей творчества писателя, но совершенно не вредит самой концепции проекта.


Кадр из фильма «Сто лет тому вперёд», «Централ Партнершип»

Всё дело в том, что «Сто лет тому вперёд», взяв за основу известный труд писателя, переносит его не просто в удивительный мир будущего, а в фантастическую реальность киновселенной Marvel. Наученный горьким опытом зритель на этом моменте может скривиться. Но бояться не стоит — масштабный, хитро устроенный (в том смысле, что это сценарий со сложной архитектурой и множеством потайных ходов) и визуально безупречный проект справляется с поставленной задачей. Как герои истории, картина достигает заданных художественных высот (шутка ли, один только постпродакшен длился год, а работа над звуком — два года, и здесь результат этого большого человеческого труда полностью оправдан и заметен). Сюжету хватает воздуха и сил для забега на большую дистанцию — в мире «Сто лет тому вперёд» хочется задержаться подольше, рассмотрев каждую деталь, потому что он и правда чарующе хорош.

Кадр из фильма «Сто лет тому вперёд», «Централ Партнершип»

Оценивать проект, в котором сценаристом числится Андрей Золотарёв, как-то неловко — достаточно посмотреть его послужной список, чтобы не возникало вопросов о его опыте и таланте рассказчика. Осечки, конечно, бывают у всех, но этот фильм — не тот случай. Кстати, в прошлом журналист Золотарёв предпочитает появляться в своих проектах в образе журналиста, и «Сто лет тому вперёд» не стал исключением. Забавная деталь в духе Альфреда Хичкока, тоже любившего пробраться в оживший мир своих историй.

Но важно отметить режиссёрский рывок Александра Андрющенко, за плечами которого первые «Ёлки» и комедийно-приключенческий «Напарник». Первый породил главную отечественную новогоднюю франшизу (нравится нам это или нет), второй выглядел не самым удачным, но смелым киноэкспериментом. И, если первая попытка оказалась комом, жанровые эксперименты режиссёра в «Сто лет тому вперёд» себя полностью оправдали. Это динамичное, живое, в меру грустное и весёлое кино, равняющееся на лучших представителей супергероики. Этому способствует и отличный актёрский состав.

Кадр со съёмок фильма ««Сто лет тому вперёд», «Централ Партнершип»

Даша Верещагина идеально воплощает в себе образ героини, за которой хочется последовать сквозь вселенные и время. Марк Эйдельштейн — дурашливый, немного неуклюжий, но честный словом и сильный духом герой, на харизме которого держится добрая часть всего замысла. Виктория Исакова сражается не только со злом, но и за право называться новой экшен-звездой отечественного кино: здесь её драматическая органика умело сочетается с необходимостью куда-то бежать и кого-то бить. Преимущественно под её удары попадают герои Саши Петрова и Юры Борисова.


Преимущественно под её удары попадают герои Саши Петрова и Юры Борисова. Последние, кстати, тоже органичны в дуэте неврастеника Весельчака У (работе Петрова вредит избыточность и подражание Джокеру, но когда его герой успокаивается и проступает душа, ему безоговорочно веришь) и молчаливого Глота (сложнейший грим Борисова — произведение искусства, а вот сам герой досадно не раскрыт).

В финале картины есть красивый титр с посвящением Киру Булычёву: «Человеку, который верил в будущее». При этом сам фильм, к счастью, обходится без избитых назиданий, призывающих к осознанности, экологичному потреблению и заботе об окружающей среде. Всё это, безусловно, очень важно, но проповедническая интонация в данном случае сыграла бы против истории. Авторы не призывают нас в духе предвыборных кампаний политиков подумать о будущем уже сегодня. В фильме это считывается без слов. Плохая новость в том, что никто не знает, каким мир будет через 100 или хотя бы 10 лет. А хорошая — в том, что есть время не только всё окончательно разрушить, но и попытаться спасти.

Читайте также
«Манкимэн»: мститель из трущоб
Мощный режиссёрский дебют Дева Пателя.
«Режим»: звериное обаяние сильной руки
Толстая политическая сатира на диктатуру.
«Рипли»: лжец по призванию, убийца по обстоятельствам
Мрачная экранизация романа Патриции Хайсмит с Эндрю Скоттом.
«Предчувствие»: Леа Сейду и Джордж Маккей путешествуют по прошлым жизням во имя любви
По стопам сразу двух Дэвидов — Линча и Кроненберга.
Также рекомендуем
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире а...
Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского,...
Картину представили на Каннском кинофестивале, а затем и на «Кинотавре».
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире а...
Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского,...
Картину представили на Каннском кинофестивале, а затем и на «Кинотавре».

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00