Ледяной неурожай
Одна из многих печалей этого Берлинале — фильм Against the Ice, который обязаны были ждать все фанаты Джека Лондона, Хемингуэя, альпинизма, историй про полярников Скотта и Амундсена и актёра Николая Костера-Вальдау из «Игры престолов». Николай вместе с соавтором написал сценарий для фильма о том, как сто лет назад два датчанина и двадцать собак (тоже датчан) отправились на край Гренландии, чтобы защитить её от территориальных притязаний американцев. Путешествие растянулось на несколько лет, все собаки были съедены, в дневнике не осталось чистой страницы. Режиссёром экранизации документального романа Two Against the Ice стал Питер Флинт, известный по незамысловатой, но суровой рыцарской дилогии «Арн». А продюсером — Бальтасар Кормакур, который как-то раз уже сорвался с «Эвереста».
Ничего хорошего, увы, не вышло: фильм — красивая окаменелость, искры из которой не высекают даже сцены гибели собак, нападения на медведей и эротических снов одного из героев. Тем, кому хочется борьбы человека с белым безмолвием, лучше пересмотреть «Затерянных во льдах» с единственным подлинным викингом Мадсом Миккельсеном. Тех, кого интересует безумие взаперти, всё ещё ждет «Маяк». А ещё лучше открыть уже для себя «Неотправленное письмо» и «Красную палатку» — классические советские песни льда и огня.
«Страна Саша». Наша!
Страшно спугнуть, но в России потихоньку зарождается жанр лирических инди-комедий про то, каково это — быть подростком. Главным инкубатором этого явления, разумеется, остаётся птицеферма «Окно в Европу» в городе Выборге, Ленинградская область: в этом году там показали чудесный «Первый снег», а в прошлом — «Зови меня дрозд». Но теперь наши фильмы про coming of age проникают и на иностранные фестивали. И речь не только про отнюдь не комедийный «#хочувигру» (Fantasia, Монреаль) и «Межсезонье» (Варшава и Таллин), но и про совсем лёгкие и жизнеутверждающие истории. Вчера в Берлине показали экранизацию книги «Страна Саша» — романа воспитания, полезного и для подростков, и для молодых родителей.
История — лучистая, как солнце на юге России, где её сняли: мальчик Саша заканчивает школу, но не может выбрать вуз; мама Соня, которая сама как подросток, не знает, как на него повлиять; но всё само собой разрешится с появлением девочки Жени — хмурой умницы, ради которой стоит взрослеть.
В ролях — и. о. Финна Вулфхарда в России актёр Марк Эйдельштейн («Первый снег»), первый зам Зендеи Мария Кацель («Перевал Дятлова») и отважная Евгения Громова («Верность»), благодаря которой (и Палю) в обиход вошла фраза «А что у нас с сексом?». Режиссёр — дебютант в полном метре Юлия Трофимова, которая очень тонко настраивает и без того чудесную молодёжь на сотворчество (часть сцен — импровизация, а герои дописывались под актёров) и прекрасно разбирается в законах самых главных кинороманов воспитания — американских.
В частности, фильм очень похож на то, что только что снял для «Сандэнса» Джесси Айзенберг с Финном Вулфхардом — драмеди «Когда ты закончишь спасать мир». И ничего страшного в этом родстве нет, и никакое это не импортозамещение, а самый обыкновенный гуманизм: так уж вышло, что со времён Харпер Ли, Джерома Сэлинджера и «Выпускника» лучше всех истории о взрослении получаются у американцев. Надо учиться — и здорово, что есть те, кто умеет учиться.
Волшебный фильм, по-настоящему телепортирующий в первое лето после школы.