На отечественных больших экранах можно посмотреть один из самых громких дебютов прошлого года — обаятельную семейную инди-драму «Задира» британки Шарлотты Риган. По первой картине можно уверенно сказать, что постановщица прекрасно знает историю кино. Британский соцреализм, роуд-муви Вима Вендерса и картины Уэса Андерсона и Тайки Вайтити — лишь некоторые источники вдохновения Риган. Максим Ершов радуется появлению ещё одного молодого режиссёра, но несколько расстраивается из-за простоватого содержания фильма.
После смерти матери 12-летняя Джорджи (Лола Кэмпбелл) осталась совсем одна. Девочка живёт в домике на окраине Лондона, бродит по улицам с единственным другом Али (Алин Узун) и обманывает социальные службы, рассказывая, что о ней заботится дядя Уинстон Черчилль. Имя никого из чиновников не смущает. Чтобы прокормить себя, Джорджи ворует, перекрашивает и продаёт велосипеды. Однажды через забор на задний двор дома перелезает молодой мужчина, представляющийся Джейсоном (Харрис Дикинсон). Это папа Джорджи, теперь он будет жить с девочкой. Возражения не принимаются. Боясь звонка в социальные службы, Джорджи соглашается жить с Джейсоном, но в то же время присматривается к нагрянувшему папочке.
«Задира» — дебютная работа британки Шарлотты Риган. Картина победила на прошлогоднем «Сандэнсе» в секции «Мировое драматическое кино» и вошла в десятку лучших независимых фильмов 2023-го по версии Национального совета кинокритиков Америки. Оператором семейной драмы выступила Молли Мэннинг Уокер. Дебют Уокер «Как заниматься сексом» осенью выходил в российский прокат, а до этого победил в «Особом взгляде» Канн. А если вспомнить прошлогоднюю пронзительную и покорившую зрительские сердца картину «Солнце моё» Шарлотты Уэллс, можно уверенно сказать, что в Великобритании появилась волна талантливых молодых постановщиц.
До съёмок полного метра Риган успела сделать 11 короткометражных фильмов и 3 клипа, в том числе для рэпера Wretch 32. В детстве будущая постановщица проводила летние каникулы у бабушки, которая обитала в социальном жилье на севере Лондона.
В «Задире» Риган обращается к эстетике окраин столицы Великобритании: двухэтажные домики, узкие улочки, футбольные поля и расположенная неподалёку железнодорожная станция, от которой менее чем за полчаса получится добраться до центра города.
Риган рассказывает, что на написание сценария её вдохновил «Мальчик» Тайки Вайтити. Это тоже история непростого взросления, которая не уходит в безысходную драму, а сопровождает вызовы на пути ребёнка юмористическими эпизодами. Режиссёр сознательно отказывается от депрессивного представления реальности Джорджи и демонстрирует зрителям волшебный мир глазами ребёнка. Познакомившись с Джейсоном, девочка гадает, кто он и чем занимался. Папа уверяет, что приехал с Ибицы. А Джорджи представляет незнакомца то вампиром, то гангстером — детское воображение, конечно же, рисует самые экстравагантные варианты. Скуки вокруг и так хватает.
Бесхитростный сюжет постановщица освежает необычными визуальными решениями. Унылые домики лондонских окраин окрашиваются в пастельные тона, хорошо знакомые по фильмам Уэса Андерсона. Своими корешами Али называет пауков, живущих в доме Джорджи. В парочке сюрреалистических эпизодов мы видим разговоры насекомых — на экране всплывают текстовые сообщения, которые озвучивают юные друзья. Любопытными выглядят и вставки с комментариями жителей района, которые ломают четвёртую стену и, как в мокьюментари, напрямую обращаются к аудитории. Одетые во всё розовое девчонки-одноклассницы, меланхоличный учитель, трое молодых афробританцев-велосипедистов и покупательница краденых байков делятся забавными впечатлениями о Джорджи. В эти моменты кадр сжимается до квадрата, получается портретная съёмка. Риган важна не только главная героиня, но и фантасмагорическое окружение. Также взбодрить зрителей призван бойкий клиповый монтаж.
«Задира» — понятное зрительское кино. Подобные драмеди ежегодно появляются на «Сандэнсе» и изредка даже претендуют на большие премии в наградной сезон.
Дебют Риган говорит на серьёзные темы с юмором, сглаживая пафос и не скатываясь в сентиментальность. Осиротевшая девочка бесконечно пересматривает на мобильном ролик с умершей мамой, тихо плачет и скрывает ото всех гигантскую печаль. Но взрослеть нужно не только Джорджи. Джейсон 12 лет назад сбежал от ответственности, а теперь надеется завоевать доверие и любовь дочери.
Если бы не выдающаяся игра Кэмпбелл и Дикинсона, фильм рисковал бы развалиться, но оба актёра прекрасны. Папа с дочкой через несколько дней знакомства дурачатся и придумывают глупые игры — контакт точно налажен.
Дебют Риган разными способами пытается понравиться зрителям и несколько утомляет. А ещё насмотренная постановщица спешит поделиться своим киновкусом. Способ заработка Джорджи отсылает к «Похитителям велосипедов» Витторио Де Сики. Одна из первых совместных сцен отца и дочери, когда герои идут по разные стороны улицы и мило перемигиваются, гримасничают, — цитата из роуд-муви Вима Вендерса «Париж, Техас», другого фильма о возвращении блудного папы. Волшебность и яркость лондонских окраин в «Задире» спорит со скудным бытом социальных драм Кена Лоуча и Майка Ли. Авантюрные приключения Али, Джорджи и Джейсона заставляют вспомнить криминальный сериал «Голяк». А уж историй о налаживании контакта взрослого и ребёнка не счесть. Взять хотя бы «Кикуджиро» Такеши Китано.
«Задира» — обаятельное инди-кино с обязательным хеппи-эндом, которое не хочется сильно ругать, но за многочисленными отсылками к более талантливым фильмам прошлого скрывается простоватый сюжет. Естественно, Риган и хотела оставить у зрителей после просмотра светлую грусть, ощущение маленькой надежды на чудо, но получилось уж слишком наивно. Увы, это далеко не второе «Солнце моё». Однако дать шанс «Задире» точно стоит.