Не «Бесконечным бассейном» единым: чем запомнится «Сандэнс» — 2023

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

NEON

28 января в американском Парк-Сити объявили победителей фестиваля независимого кино «Сандэнс». Специально для КИНОТВ Сусанна Альперина рассказывает о десяти лентах смотра, которые привлекли внимание публики и критиков.

«Иногда я думаю о смерти», реж. Рэйчел Ламберт

Конкурс американского драматического кино

«Иногда я думаю о смерти», реж. Рэйчел Ламберт, 2019/Sundance Institute

Картина напоминает другого сандэнсовского кандидата, но из 2019 года — «Ассистентку» с Джулией Гарнер в главной роли. Офис, безнадёга, пролетающая незаметно судьба молодой девушки, которая на глазах превращается в старушонку. С той лишь разницей, что в «Ассистентке» просвет даже не виден, тогда как фильм режиссёра Рэйчел Ламберт даёт надежду. Главную героиню — Фрэн — играет Дэйзи Ридли, но если вы и вспомните, что видели её в роли джедая в «Звёздных войнах», то забудете об этом через секунду. Фрэн — типичная офисная мышь, жизнь которой настолько никчемна, что самое яркое в ней — фантазии о том, как она умрёт. В первые 20 минут фильма героиня и вовсе не произносит практически ни слова. Она как бы есть, но как бы и нет.

Фрэн начинают замечать после того, как в замшелый офис приходит новый сотрудник Роберт (Дэйв Мерхедже). Девушка всё реже думает о смерти, а режиссёр тем временем рассуждает о том, как умирают традиционные формы общения, как в эпоху компьютеров и продвинутых технологий людям трудно найти общий язык, если они хотят говорить о личном. Фильм как раз можно описать тремя словами: история любви неуклюжих. И непонятно, сложится ли такая любовь.

«Поколение капсул», реж. Софи Бартез

Программа «Премьеры»

Кадр из фильма «Поколение капсул», реж. Софи Бартез, 2023/Sundance Institute

По сюжету этой картины детей в недалеком будущем заводят по-новому. Существует Институт матки, и женщине теперь вовсе необязательно вынашивать ребенка «по старинке», достаточно прийти со своим партнёром на процедуру искусственного оплодотворения, после которой эмбрион помещается в нечто похожее на большое яйцо. За развитием ребёнка родители могут наблюдать, подкармливать его, приходить к нему в Институт или брать домой или на работу. Казалось бы — полное равноправие. Однако разногласия в семье Рэйчел (Эмилия Кларк) и Элви (Чиветель Эджиофор) всё равно возникают, потому что он — фанат всего натурального, ботаник по профессии, а его супруга — дитя прогресса.

Лихо закрученный фантастический сюжет не избавил картину от элементов очевидной сатиры, романтики и философских рассуждений. Титры украшены многозначительной фразой о том, что скоро дети сами будут выбирать себе родителей. И хочется верить, что и продолжение об этом лента получит.

«Радикал», реж. Кристофер Залла

Программа «Премьеры»

Кадр из фильма «Радикал», реж. Кристофер Залла, 2022/Sundance Institute

Картина о школьном учителе, основанная на реальных событиях, стала безусловным фаворитом фестиваля. Городок на мексиканской границе, дети ходят в школу так — для приличия, потому что их судьбы, казалось бы, вполне предсказуемы: кто-то сядет за торговлю наркотиками, а кто-то слишком рано станет родителем. Герои фильма — шестиклассники: одного родные заставляют в ранце носить дурь, предназначенную для продажи, — так никто не заподозрит плохого; над дочкой мусорщика злые одноклассницы издеваются, говоря, что от неё плохо пахнет; одна ученица занята тем, что нянчит целый выводок родных братьев и сестёр… Учеба им не интересна как таковая, но однажды в школе появляется странный учитель Серхио Хуарес (Эухенио Дербес), поклонник довольно необычных методов обучения. Он выносит все парты из класса, чтобы организовать детям свободное пространство, а объясняет предметы так, что запомнишь на всю жизнь.

Режиссёр Кристофер Залла снял фильм, который никого не оставит равнодушным: будут и слёзы, и смех, и жалость, поскольку ученикам и учителю придется пройти через препоны системы и реальной жизни. Усилия преподавателя, как и следовало ожидать, помогут воспитанникам добиться невероятных высот.

«Прелестное дитя: Брук Шилдс», реж. Лана Уилсон

Программа «Премьеры»

Кадр из фильма «Прелестное дитя: Брук Шилдс», реж. Лана Уилсон, 2023/Sundance Institute

Документальный фильм, состоящий из двух частей, уже стал одним из самых скандальных на нынешнем фестивале — потому что Брук Шилдс, которая даёт в картине интервью, поражающее своей откровенностью, в деталях рассказывает, как её пытались изнасиловать. На примере её жизни авторами раскрывается целая эпоха, а речь заходит о детях, у которых нет детства, о жизни юных моделей, об отношениях начинающих звёзд и их родителей. С особым пристрастием авторы изучили вопрос, как взаимодействовали между собой Брук Шилдс и её мать Тери — её менеджер, отягощенная нездоровым пристрастием к алкоголю.

Картина цепляет не только проделанной командой работой по поиску архивных материалов, но и откровенностью, с которой Шилдс разговаривает со зрителями. Кажется, нет ни одного вопроса, на который она бы подробно не ответила, причём крайне честно — будь то дружба с Майклом Джексоном, брак с Андре Агасси или послеродовая депрессия.

«Мамакруз», реж. Патриция Ортега

Конкурс мирового драматического кино

Кадр из фильма «Мамакруз», реж. Патриция Ортега, 2022/Sundance Institute

Полный нежного юмора и уважения к почтенному возрасту и религиозным чувствам фильм режиссера Патрисии Ортеги (она же — соавтор сценария). В главной роли — звезда фильмов Педро Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва» и «Разомкнутые объятья» Кити Манвер. Ее героиня — пожилая верующая женщина, которую внучка Вики называет одним словом Мамакруз. Вики живет с бабушкой, потому что ее мама — Карлотта - делает в Вене карьеру: она - танцовщица. В свободное от воспитания внучки время Круз шьет. Для общения с дочкой по скайпу героине приходится освоить айпад, и случайно нажатая клавиша переводит ее в мир порносайтов. Пожилая дама пугается увиденного спустя долю секунды. Она ставит тут же свечку Святой деве, однако ничего не может с собой поделать — в ней просыпается чувственность, стремление быть красивой и желанной. А муж уже давно не обращает на нее внимания. Круз обращается за терапией в группу, думая, что с ней что-то не так: разве подобные мысли бывают не только в молодости? Она торопится на исповедь, где признается, что грешна. Параллельно ей приходится для себя открыть, что есть жизнь и после шестидесяти, что многие барьеры — искусственны и не нужно стесняться ни своего элегантного возраста, ни нормальных человеческих желаний.

«Честная игра», реж. Хлоя Домон

Конкурс американского драматического кино

Кадр из фильма «Честная игра», реж. Хлоя Домон, 2023/Sundance Institute

Офисный триллер, построенный на отношениях влюбленной молодой пары и желании обоих сделать карьеру, чем-то напоминает «Дьявол носит Prada». Главную женскую роль исполнила звезда «Бриджертонов» Фиби Дайневор, а её партнёром в кадре стал Олден Эренрайх.

Молодые люди влюблены, помолвлены и минуты не могут прожить друг без друга. Вместе они работают в офисе финансовой компании, но помолвочные кольца оставляют дома, чтобы не вызывать лишних вопросов. Вдруг девушка получает повышение... Тщеславие, желание сделать карьеру, эгоизм и размер зарплаты оказываются на одной чаше весов, а любовь — на другой. Что победит?

«Бесконечный бассейн», реж. Брэндон Кроненберг

Программа «Полночь»

Многие зрители и критики, посмотрев этот фильм, почти сразу забыли обо всех остальных. В рейтинге картин фестиваля многие бы поставили его на первое место, хотя призов картина и не получила. Действие разворачивается на курорте для богатеев, куда отправляется семейная пара Джеймс и Эм Фостеры. Он — писатель (в этой роли Александр Скарсгард), она — (Клеопатра Коулман) — его жена-спонсор, девушка из очень обеспеченной семьи. С новой приятельницей Габби (Миа Гот) пара выезжает за пределы отеля, и писатель внезапно совершает тяжкое преступление. Миновать наказание можно — если писатель за взятку попросит представителей местного режима создать его клон, который и понесёт ответственность.

Поскольку фильм из программы «Полночь», сцены создания клона и наказания труднопереносимы и нервы щекочут по полной. Жена писателя после увиденного уезжает, он же остаётся, желая испытать в компании Габби ещё более сильные чувства. Горстка богачей устраивает себе экстрим в отеле, переходя ко всё более жестоким преступлениям.

«Ты задел мои чувства», реж. Николь Холофсенер

Программа «Премьеры»

Кадр из фильма «Ты задел мои чувства», реж. Николь Холофсенер, 2022/Sundance Institute

Главная героиня — писательница Бет из Нью-Йорка (Джулия Луи-Дрейфус), недавно закончившая свои мемуары. Во многом работа удалась благодаря поддержке её мужа Дона (Тобиас Мензис), неудачливого психотерапевта, но надёжного партнёра. Как-то раз Бет случайно подслушивает, что её книга ему не нравится, и женщина расценивает это как предательство.

Парадокс фильма в том, что Бет вызывает неприязнь и раздражение, тогда как её муж — симпатию. И объяснить это невозможно — кажется, что всё должно быть наоборот. Все персонажи фильма неоднозначны, несовершенны — этим он и притягивает.

«Шейда», реж. Нура Ниасари

Конкурс мирового драматического кино

Кадр из фильма «Шейда», реж. Нура Ниасари, 2023/Sundance Institute

Приз зрительских симпатий фестивального конкурса. Режиссер Нура Ниасари — иранка, живущая в Австралии, — трансформировала в фильм свою жизнь. Шейда сбежала от мужа с шестилетней дочкой и живёт в приюте для женщин. Там собрались представительницы разных национальностей, но проблемы у всех одни и те же — насилие в семье. Шейда испытывает серьёзные психологические проблемы, но пытается держать себя в руках ради дочки. Тем временем муж через суд добивается права видеться с ребенком раз в неделю по полдня. По факту же он использует это время, чтобы окончательно разбить жизни и Шейды, и ребёнка.


Во многом фильм сложился благодаря исполнительнице ведущей женской роли. От неё невозможно оторвать глаз, причем это касается не только зрителей, но и самой постановщицы. Имя актрисы — Зара Амир Эбрахими. Её талант и внешность покорили в прошлом году и жюри Каннского кинофестиваля: актрисе был присуждён приз за лучшую женскую роль в фильме Али Аббаси «Убийца “Святой паук”». Шейда сыграна так, что она — больше, чем женщина, она — символ.

«Персидская версия», реж. Марьям Кешаварз

Конкурс американского драматического кино

Кадр из фильма «Персидская версия», реж. Марьям Кешаварз, 2023/Sundance Institute

Фильм так же, как и «Шейда», получил в своём конкурсе приз зрительских симпатий, и он тоже посвящён иранской теме. «Персидская версия» — яркий пример того, как можно лёгким, молодёжным языком рассказывать о проблемах беженцев, их адаптации в других странах, о разнице культур и принятии себя. Главная героиня Лейла (Лейла Мохаммади) — иранка, живущая в Америке. Изо всех сил она дистанцируется от культуры и семьи, но, поскольку её отцу предстоит пересадка сердца, просто так от родных не отвернуться. Особенно Лейла не принимает свою мать Ширин (Ниуша Нур), хотя они и очень похожи. Весь фильм выстроен на контрасте: пусть он и затрагивает серьёзные темы, в кадре — песни, танцы, яркие краски. Он лёгкий, смешной и смотрится с улыбкой.

Читайте также
Фильмы для тех, кому понравился триллер «Всевидящее око» с Кристианом Бэйлом
Для любителей костюмных фильмов вспоминаем ещё несколько картин.
Самые ожидаемые аниме 2023 года
Сергей Сергиенко выбрал десять самых интересных.
Самые ожидаемые фильмы 2023 года
От новых частей супергеройских франшиз до Нолана, Скорсезе и «Форсажа».
Самые ожидаемые сериалы 2023 года — большой гид по грядущим премьерам
Алихан Исрапилов изучил бесконечные списки с графиками релизов.
​​5 аниме, чтобы проникнуться праздничной атмосферой
Если «Гарри Поттер», «Один дома» и советская классика совсем приелись.
Лучшие документальные фильмы 2022 года
Наиболее интересными фильмы из тех, что сейчас доступны для просмотра.
Также рекомендуем
В российском прокате новый хоррор от A24.
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного проекта Купера Рэффа.
Женщина с ребёнком бежит от абьюза в надежде на новую жизнь.
Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину режиссёра Хон Сан Су «Женщина, которая у...
В российском прокате новый хоррор от A24.
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного проекта Купера Рэффа.
Женщина с ребёнком бежит от абьюза в надежде на новую жизнь.
Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину режиссёра Хон Сан Су «Женщина, которая у...

Последние новости

Поиски отца и красоты России в тизере сериала «Юг»
Премьера состоится на фестивале «Медвежонок».
Оскароносная актриса Джуди Денч планирует уйти из кино
Она больше не может работать из-за потери зрения.
Netflix возвращает русский дубляж
С озвучкой вышли «Атлас» и третий сезон «Бриджертонов».
00:00