Вим Вендерс, Мануэл ди Оливейра и Илья Поволоцкий: Гид по фестивалю «КАРО.Арт»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Блажь», реж. Илья Поволоцкий. Blackchamber

10 октября в Москве стартует второй фестиваль «КАРО.Арт». В столице киносмотр будет проходить до 15 октября. С 14 по 22 октября показы фестиваля состоятся в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске. Мало какой современный отечественный киносмотр может похвастаться столь разнообразной программой, в которую входят громкие новые российские фильмы, картины из Канн и Венеции, короткометражное кино, а также нестареющая классика. Также в рамках фестиваля «КАРО.Арт» состоятся встречи с Александром Сокуровым, Николаем Комягиным, Теодором Курентзисом, Александром Петровым и не только. Достойных лент настолько много, что в преддверии фестиваля рассказываем только о разовых показах шедевров мирового кино и фильмах, которые не куплены в отечественный прокат. О «Химере» Аличе Рорвахер, «Отпуске в октябре» Романа Михайлова, «Годе рождения» Михаила Местецкого и других значимых картинах, которые ещё получится позднее посмотреть на отечественных больших экранах, поговорим по итогам насыщенного киносмотра.

«Дыра», реж. Микеланджело Фраммартино, 2021, Италия, Франция, Германия (программа «Новое кино Италии»)

Кадр из фильма «Дыра», реж. Микеланджело Фраммартино. Rai Cinema

Летом 1961 года группа молодых спелеологов приезжает на юг Италии, в Калабрию, где хочет исследовать одну из глубочайших пещер мира. Пока храбрые учёные, которые сами смастерили себе всё необходимое оборудование, исследуют глубины нашего мира, вокруг кипит сельская жизнь: мальчишки играют в футбол, старики пасут скот, а коровки мерно щиплют травку.

Итальянец Микеланджело Фраммартино снимает исключительно редко. «Дыра» — всего лишь третий фильм в карьере постановщика, но уже после «Четырежды» автора по праву причисляют к современным классикам медленного кино. В картине, показанной в основном конкурсе Венецианского фестиваля 2021 года, нет ни диалогов, ни профессиональных актёров. Это медитативный фильм удивительной красоты, который словно бы вовсе отменяет течение времени и свидетельствует о торжестве природы над человеком. Фигуры спелеологов едва видны в темноте пещеры, пространство под землёй поглотило их и не хочет отпускать обратно на свет. При этом к энтузиастам Фраммартино относится с уважением, ведь смельчаки не преследуют никаких корыстных целей, а лишь тянутся к познаниям и новым ощущениям.


«Блажь», реж. Илья Поволоцкий, 2023, Россия (программа «Остров русский»)

Кадр из фильма «Блажь», реж. Илья Поволоцкий. Blackchamber

Отец (Гела Читава) и шестнадцатилетняя дочь (Мария Лукьянова) путешествуют по отдалённым уголкам России с передвижным кинотеатром. В репертуаре и «Верность» Нигины Сайфуллаевой, и «Брат» Алексея Балабанова. Он продаёт порно на дисках, а она — пиво, чипсы и газировку. Мама девочки давно умерла, остались только добрые воспоминания и урна с прахом. Кажется, странствиям семьи нет конца, но однажды подросток заявляет, что хочет отправиться к морю. Папа не может отказать.

«Блажь» — игровой дебют документалиста Ильи Поволоцкого («Пена» и «Северяне»). Это единственный отечественный фильм, показанный в этом году в Каннах. Картина участвовала в программе «Двухнедельник режиссёров». Путешествуя с героями по городам и сёлам огромной страны, автор создаёт мозаичный безоценочный портрет современной России, которая разом существует в нескольких временах: тут и лихие девяностые, и быт нулевых, и люди десятых и двадцатых. Кино на стыке художественного и неигрового оставляет после просмотра светлое, но несколько грустное ощущение.


«Лови ночь», реж. Прокопий Бурцев, 2023, Россия (программа «Остров русский»)

Кадр из фильма «Лови ночь», реж. Прокопий Бурцев

Мужчина (Дмитрий Трофимов) из снежного Якутска заканчивает рабочий день и спешит домой к беременной жене Лиле (Мария Ларина). Но тут поступает звонок от незнакомца. Супругу похитили, и теперь мужу, если он хочет увидеть любимую хотя бы ещё раз, нужно выполнять требования преступника. Ночь обещает быть суровой.

«Лови ночь» — новая работа Прокопия Бурцева, автора культовой в узких кругах криминальной драмы «Феррум». Якутский режиссёр снова работает с вроде бы знакомыми жанровыми тропами, но переворачивает их с ног на голову. Фильм начинается как недавние «Заложники» и «Схватка с дьяволом» или «Соучастник», но затем резко меняет направление движения и не раз удивляет зрителя. Отрадно видеть, что, в отличие от многих коллег, Бурцев и не думает встраиваться в российскую киноиндустрию, а продолжает свои поиски в партизанских условиях. «Лови ночь», конечно, не может похвастаться известными актёрами и впечатляющими спецэффектами, но это очень бодрое, дерзкое и по-настоящему авторское кино.


«Крецул», реж. Александра Лихачёва, 2023, Россия, Молдова, Литва, Турция (программа «Остров русский»)

Кадр из фильма «Крецул», реж. Александра Лихачёва. Wish Media, METRAFILMS

1997 год. Чемпион Европы по дзюдо Олег Крецул (Никита Волков) возвращается в родной Кишинёв и играет свадьбу. Впереди должны быть счастливый брак и победы на татами. Но после страшного столкновения на дороге с КамАЗом Олег теряет зрение и молодую жену. На помощь приходит верный друг Виталий Глигор (Сергей Волков), который помогает Крецулу вновь обрести себя и добиться успехов в соревнованиях спортсменов-паралимпийцев.

Премьера дебютной картины Александры Лихачёвой, выпускницы ВГИКа, режиссёрской мастерской Алексея Учителя, прошла на фестивале «Короче» в Калининграде в августе этого года. «Крецул» выполнен в эстетике румынского кино 2000-х и ранних 2010-х. Камера ни на секунду не отступает от главных героев, а зрители в основном видят планы с их затылками. Неудивительно, что фильм снял оператор Мариус Пандуру, сотрудничавший с Корнелиу Порумбою и Раду Жуде. Неторопливый ритм позволяет зрителю внимательно рассмотреть каждый кадр, а картина при этом дорастает до библейской притчи об эпической дружбе на фоне серых 1990-х.


«Долина Авраама», реж. Мануэл ди Оливейра, 1993, Франция, Португалия, Швейцария (программа «Каннские премьеры»)

Кадр из фильма «Долина Авраама», реж. Мануэл ди Оливейра. Canal+

Середина XX века. Юную красавицу Эму (Леонор Силвейра) выдают замуж за доктора средних лет Карлуша Пайву (Луис Мигель Синтра). Супруг увозит жену в долину Авраама, подальше от родных мест. Несчастная Эма быстро понимает, что не любит мужа, и ищет утешения в объятиях любовников. Даже рождение двух дочерей не меняет течения жизни главной героини, которая словно бы с самого начала идёт к неминуемой трагедии.

Премьера фильма прошла в «Двухнедельнике режиссёров» Канн в 1993 году. По случаю тридцатилетия картины была проведена новая 4К-реставрация. «Долина Авраама» — эпическая трёхчасовая драма классика португальского кино Мануэла ди Оливейры. Постановщик скончался в 2015 году в возрасте 106 лет. До последних лет автор продолжал снимать кино, а всего его карьера растянулась более чем на восемь десятилетий. «Долина Авраама», как и многие другие фильмы ди Оливейры, основана на литературном первоисточнике. В данном случае — на одноимённом романе не очень известной в России писательницы Агуштины Беса-Луиш. «Долина Авраама» развивается скорее по законам романной драматургии, а не правилам кино. Все события сопровождает голос неизвестного рассказчика, который то с юмором, то с грустью фиксирует основные вехи биографии Эмы. Соседи называют девушку мадам Бовари, сама она не до конца понимает, чем заслужила сравнение с героиней романа Флобера. Вот только, в отличие от французского писателя, португальский постановщик не может сказать «Эма — это я» и едва ли может угадать, что предпримет томящаяся в неволе героиня.


«Ман Рей + Джим Джармуш: Возвращение к разуму», реж. Ман Рей, 2023, Франция (программа «Каннские премьеры»)

Кадр из фильма «Ман Рей + Джим Джармуш: Возвращение к разуму», реж. Ман Рей.

В 1920-е годы фотограф и художник Ман Рей переехал из Америки в Париж и создал четыре революционных короткометражных фильма: «Возвращение к разуму», «Оставьте меня в покое», «Морская звезда» и «Тайны замка для игры в кости». В 2023 году Джим Джармуш и его товарищ по группе SQURL Картер Логан написали музыку к немым работам автора-экспериментатора.

Игра света и тени, съёмки через искажённое стекло, удивительные монтажные решения и навсегда запоминающиеся сюрреалистические образы (как, например, нарисованные на веках Кики с Монпарнаса глаза, на которых заканчивается «Оставьте меня в покое») сделали картины Рея классикой авангарда.


«Наудачу, Бальтазар», реж. Робер Брессон, 1966, Франция, Швеция (программа «Классика»)

Кадр из фильма «Наудачу, Бальтазар», реж. Робер Брессон. Cinema Ventures

Первые владельцы, дети, назвали ослика Бальтазаром. Счастливее всего ему жилось рядом с полюбившей его девушкой Мари (Анна Вяземски). Но годы шли, у Бальтазара менялись владельцы. Ослику приходилось выполнять тяжёлую работу и терпеть человеческую жестокость. Бальтазар фактически становится святым, принимающим на себя страдания мира.

По признанию режиссёра Робера Брессона, сюжет реалистичного и поразительно честного фильма был навеян «Идиотом» Достоевского. Каждый эпизод из жизни Бальтазара показывает один из смертных грехов. Французский мастер создаёт невероятно трогательную притчу о достоинстве, духовной чистоте и уязвимости маленького существа перед лицом большого мира. «Наудачу, Бальтазар» — нестареющая гуманистическая классика, напоминающая о вечных нравственных ценностях.


«Большая жратва», реж. Марко Феррери, 1973, Франция, Италия (программа «Классика»)

Кадр из фильма «Большая жратва», реж. Марко Феррери. Mara Films

Четверо друзей-гурманов — Филипп (Филипп Нуаре), Марчелло (Марчелло Мастроянни), Мишель (Мишель Пикколи) и Уго (Уго Тоньяцци) — собираются в роскошном особняке, чтобы устроить праздник тела. Мужчины запасаются деликатесами в пугающем количестве и зовут проституток. Начинается оргия, которая едва ли может закончиться чем-то хорошим.

Ещё 50 лет назад Марко Феррери снял мрачную притчу об обратной стороне общества потребления. Все пороки консюмеризма доведены до омерзительного абсурда. И конечно, сегодня фильм о бесконечной погоне за новыми удовольствиями смотрится по-прежнему актуально. Особое удовольствие доставляет участие европейских звёзд в ролях объедающихся эстетов. Лучше один раз самим увидеть, что происходит с героями, которые не знают меры в еде.


«Париж, Техас», реж. Вим Вендерс, 1984, Германия, Великобритания, США, Франция (программа «Классика»)

Кадр из фильма «Париж, Техас», реж. Вим Вендерс. 20th Century Studios

Бродяга Трэвис (Гарри Дин Стэнтон) с красной бейсболкой на голове бредёт по бескрайней техасской пустыне. Куда он держит путь и зачем? Трэвис забыл обо всём. Немецкий врач (Бернхард Викки) встречает путника и находит возможность связаться с его братом Уолтом (Дин Стокуэлл). Оказывается, у Трэвиса были жена Джейн (Настасья Кински) и сын Хантер (Хантер Карсон), только бродяга их не помнит. Мальчика как родного воспитывали Уолт и его жена Анна (Аврора Клеман). Но что стало с Джейн? Найдёт ли её Трэвис?

Вим Вендерс снял несколько успешных роуд-муви в родной Германии, а затем отправился в Штаты, где и зародился этот жанр. Техасские пейзажи как нельзя лучше подходили для освещения любимой проблематики режиссёра — тем пустоты и дороги (возможно, без конца). Уже название картины сталкивает два континента. Трэвис купил землю в городе Париж, штат Техас. Кажется, потому, что здесь его зачали родители. Место столицы Франции иронично занимает глушь юга США. У Вендерса получается яркий сон чужестранца об Америке, стране контрастов и мифов. Формально победивший на Каннском фестивале «Париж, Техас» — высокая мелодрама с отчётливым трагическим привкусом, но в декорациях вестерна. Удивительное сочетание. Настраивают на нужный меланхолический лад выдающаяся операторская работа Робби Мюллера и минималистичные гитарные риффы Рая Кудера.


«Похитители велосипедов», реж. Витторио Де Сика, 1948, Италия (программа «Классика»)

Кадр из фильма «Похитители велосипедов», реж. Витторио Де Сика. Produzioni De Sica

Послевоенный Рим. Безработный Антонио Риччи (Ламберто Маджорани), глава семьи и отец двоих детей, после продолжительных поисков наконец-то находит работу расклейщиком афиш. На последние деньги удаётся выкупить недавно сданный в ломбард велосипед. Но в первый же день на работе, пока Антонио клеил афишу фильма «Леди из Шанхая» с Ритой Хейуорт в главной роли, велосипед украли. Отец семьи и его маленький сын Бруно (Энцо Стайола) отправляются на поиски.

В разорённой Второй мировой войной Италии отчаянно не хватало денег ни на что, уж на дорогие съёмки кино точно. Тогда молодые постановщики вышли на улицу с камерами и начали создавать близкие к документальным фильмы с непрофессиональными актёрами в главных ролях. Так зародился итальянский неореализм. «Похитители велосипедов» — шедевр этого течения. В центре сюжета маленькие люди с очень понятными проблемами, которым приходится буквально выживать на улицах огромного недружелюбного города. В картине Де Сики особенно впечатляет положение Бруно — мальчику нет и десяти лет, но в условиях нищеты детства быть не может, потому ребёнок уже работает и пытается вносить свой вклад в жизнь семьи. Бедность вообще уравнивает всех и ставит в одно положение отцов и сыновей. После войны Италия словно бы начала существовать с нулевой отметки, так что остались просто люди в экстремальных условиях. Любые социальные роли фактически исчезли.

Читайте также
Лучшие сериалы про адвокатов и юристов
Суды, перестрелки, супергерои.
Сериалы сентября-23: гид Татьяны Алёшичевой
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
Хтонь 90-х, говорящие животные и Диккенс: русские романы, которые стоит экранизировать
От сатиры до хорроров в духе «Оно» и детективов, которые сложнее, чем кажутся.
Нуарный триллер Китона, драма Хоука и не только: лучшие фильмы кинофестиваля в Торонто
18 сентября завершился 48-й Международный кинофестиваль в Торонто — один из самых душевных смотров, лишённый гламурности Канн, снобизма Венеции и претенциозно...
Также рекомендуем
Проверенная временем классика и любопытные новинки.
Самые яркие картины смотра, которые доберутся до российского кинопроката.
Соня Бессонова составила подборку документальных фильмов, герои которых выбрали жить в системе собственных це...
Уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг — один из лидеров своего актёрского поколения. Одно из его самых узна...
Проверенная временем классика и любопытные новинки.
Самые яркие картины смотра, которые доберутся до российского кинопроката.
Соня Бессонова составила подборку документальных фильмов, герои которых выбрали жить в системе собственных це...
Уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг — один из лидеров своего актёрского поколения. Одно из его самых узна...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00