К финалу подошёл сериал «Внутри убийцы» — попытка режиссёра Владимира Мирзоева пропустить по телу классического детектива мистический визуальный раствор, подобно тому, как маньяк пускает по венам своих жертв формалин. Нет, это не спойлер. Сюжет сериала действительно обладает стандартной композицией и основан на одноимённом романе Майка Омера.
В жутко сером Петербурге появляется «гробовщик-душитель», который после совершения каждого убийства бальзамирует своих жертв и оставляет их в общественных местах. К громкому делу привлекается гениальный профайлер из Москвы Зоя Волгина, имеющая за плечами не только профессиональный опыт в работе с преступниками, но и детскую травму, связанную с серийным убийцей в её родном городе Троицке.
Знакомая смена кадров от настоящего преступления к моментам из прошлого Зои даёт прямую и понятную отсылку: «Все мы родом из детства». Это страх, это боль, это попытка объяснить себе реальность, запутанную взрослыми. Насколько острыми являются воспоминания, переживаемые ребёнком, что, словно неотступной тенью, могут преследовать человека всю жизнь. С возрастом ощущения притупляются, эмоции тускнеют, являясь лишь триггером «того», впервые пережитого момента. Получается, что мы заложники нашего прошлого? Отчасти да. Мы можем бесконечно меняться, но это будет путь не «создания себя нового», а «возвращения к себе настоящему». В жизни каждого есть ситуации, которые оставляют в судьбе неизгладимый след, порой приводящий к открытой агрессии, желанию доминировать или даже убивать. Но теряет ли при этом человек свою «человечность»?
Зоя старается ответить на этот вопрос, шаг за шагом изучая поведение преступника, разгадывая его скрытые мотивы, желания и отклонения, рассматривая убийцу не как плохого человека, а как того, с кем произошло много плохих вещей.
Режиссёр в команде с оператором помогают Зое аккуратно и точно подмечать детали, которые выстроят путь к преступнику. Через знакомые ситуации в лифте, на пробежке, через тяжёлое дыхание и напряжённые скулы нам всем напоминают, почему девушки сейчас становятся всё более закрытыми, отстранёнными и крайне осторожными. «Женщиной быть небезопасно», — буквально кричит каждым кадром сериал. Это блестяще подчёркивает на максимум выкрученный холодный цветокор, сочетающийся с жёлтыми вкраплениями в виде такси и городских фонарей, вгоняющими в ещё большее безумие.
Однако штампы, используемые в сериале, практически съедают всё внимание. Независимая девушка, работающая 24/7, безупречна в своём деле, кружками выпивающая крепкий чёрный кофе, не подпускающая к себе мужчин, потому что в детстве пережила опыт, изменивший её жизнь раз и навсегда, уверенная в своей правоте и плюющая на общественное мнение с высокой колокольни. Её напарник, молодой, вечно ухлёстывающий за девушками парень, который хорошо знает своё дело, но сильных амбиций не имеет. Избитое противостояние Москвы и Петербурга, представленное нам в виде бытовых диалогов и в виде конкурирующих ведомств в двух столицах.
Анастасия Евграфова, сыгравшая Зою, тонко переплетает стереотипную часть своей героини с её уникальным чувствованием мира. Её стеклянный расчётливый взгляд всё время уводит нас в глубину персонажа, постоянно строящего взаимосвязи между уликами и жертвами, между прошлым и настоящим, между реальностью и фантазией. Тихон Жизневский, выступивший в роли напарника главной героини, Тимофея Волоха, показывает здесь изящную игру на грани. Он не герой, как в блокбастере про майора Грома, и не эмоциональный извращённый журналист из сериала «Топи». Стереотипность своего персонажа он соединяет с особенными повадками, которые вызывают неподдельный интерес (чего стоит только это по-женски лёгкое движение руки, чтобы поправить свою чёлку).
Игра в штампы во многом обусловлена ещё и выбором жанра — адаптированного «скандинавского нуара», где депрессивное и нагнетающее настроение пронизывает картину с её одинокими женщинами-боссами, запутанными преступлениями и надменно-отстранённым величием природы. «Внутри убийцы» повторяет этот путь, только природу заменяет бездушными мегаполисами. Кажется, что тем самым Мирзоев облегчил себе задачу и не стал расставлять сложную символическую ловушку для зрителя. Однако он всё-таки умело соединил детективную историю и своё мистическое мировосприятие, хорошо знакомое нам по его «Топям».
Режиссёр сделал не одну, не две, а пять надстроек над реальностью, включив в линейное повествование воспоминания Зои из детства, её способность моделировать произошедшие убийства, истинные желания героини относительно своего помощника, альтернативный мир убийцы с его жертвами и сюрреалистические кадры под аккомпанемент группы «АИГЕЛ», превращающие всё это в одну большую игру человеческого сознания.
Ещё одна реальность предстаёт перед нами незаметно появляющимися в кадре животными и насекомыми, отсылающими нас к «природному» началу человека. А через поведение маньяка со своими жертвами раскрывается абсолютно нестандартный взгляд на фундаментальное понятие «природы». Действительно ли она — мать всего живого, действительно ли она так невинна, чиста и благосклонна к нам? Если да, зачем же она даёт нам то, с помощью чего мы можем её уничтожить?