Ужас «родового гнезда» и мифология: якутский хоррор «Иччи» Костаса Марсаана

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но превращается в локальный артовый хоррор. Работает ли такое смешение жанров пыталась понять Наталья Серебрякова.

В якутской глубинке – осень. Солнце золотит верхушки сосен, проникая в просторный деревянный дом, который принадлежит семье Айсена (Борислав Степанов), двадцатилетнего парня. Айсен с матерью развешивают белье, когда во двор въезжает темный джип. Из города приехали гости: старший брат Айсена Тимир (Илья Яковлев) с женой Лизой (Марина Васильева) и маленьким сыном. Родители Айсена счастливы, Айсен же смотрит на брата с плохо скрываемой неприязнью. Вскоре выясняется тайная цель визита. Тимир по уши в долгах и просит отца продать семейный дом. Айсен подслушивает разговор и пытается помешать брату. Когда же наступает ночь, в этом тихом семейном гнезде начинают твориться странные и страшные вещи.

Режиссера Костаса Марсаана хорошо знают за пределами родной Якутии. И, может быть, даже для кого-то именно с его дебютного фильма «Мой убийца» (2016) началось путешествие в мир якутского кино. Картина получила гран-при на кинофестивале «Дух огня», а также приз за лучшую режиссерскую работу. В дебюте речь шла о запутанном расследовании убийства девушки, которое вёл молодой детектив. В «Иччи» тоже есть подобный мотив, но только, как зритель узнает позже, преступление произошло два века назад.

Как поклонник фильмов Роберта Эггерса, Марсаан не ищет простых путей. «Иччи» начинается медленно, в сюжете множество семейных сцен и конфликтов. Изучавший шаманские техники введения в транс, Марсаан постепенно раскрывает портреты своих героев. Айсен – добрый и порядочный. Тимир – лживый и, кажется, бьет жену. Лиза – блондинка в беде, которая курит тайком от свекрови и выгораживает до поры до времени Тимира. Но в дом залетит ворона, и, значит – быть беде.

Хичкоковская птица, чайник, из которого льется черная жижа, плуг, застрявший в земле, покосившиеся березки – в начале фильма режиссер расставляет лишь акценты, чтобы в финале повергнуть в черную пучину ужаса. По словам самого Марсаана, делая этот фильм, он хотел разгадать феномен якутского мифологического явления «иччи». Это вроде дух, а вроде и не дух. Сущность, но ее нельзя увидеть. И не добрый, и не злой. В местах, где обитает «иччи», нужно соблюдать определенные правила поведения. Но хуже всего, когда эти места «иччи» покидает. Вот в таком покинутом месте, как мы узнаем из монолога матери Айсена, и поселилась его семья. И тут уже традиционное тургеневское семейное гнездо превращается в «Гнездо» из фильма Шона Дуркина, только с демонами и кровищей.

Можно лишь посочувствовать режиссеру, который взял на себя такую амбициозную задачу – раскрыть сущность потустороннего явления. Это ведь не маньяк с бензопилой – воплотить на экране то, чего нельзя увидеть, под силу разве что Дэвиду Линчу. Поэтому в последние двадцать минут экранного времени зрители погружаются в экстатическую хтонь. Тут и отрубленные головы, и разрытые черепа, и души, которые не подлежат спасению. Из общего хаоса вырисовывается фольклорный образ сумасшедшей девушки, которую родственники держали запертой в амбаре. Но, честно говоря, и об этом можно лишь догадываться.

Скрестив мейнстримовую драму с артхаусным хоррором, Марсаан сразу убил двух зайцев. Фильм интересно будет смотреть и условным поклонникам «Аритмии» Бориса Хлебникова, и «Солнцестояния» Ари Астера. И когда утром в дом снова вольется солнечный свет, эхом в пустых комнатах отзовется шнуровское «никого не жалко, никого».

Читайте также
Сериал «Пищеблок»: пионеры-вампиры и кровавый Октябрь впереди 
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пищеблок» про пионеров-вампиров. О ...
Покидая Лас-Вегас: «Армия мертвецов» Снайдера — зомби, тигр, феминизм
Снайдер Снайдеру рознь. После 4-часовой протяжной, пафосной и эпичной «Лиги справедливости» режиссёр выпускает абсолютно «попкорновый» боевик. «Армия мертвецо...
Картина «Женщина в окне» Джо Райта: Хичкок, Карл!
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианной Мур. Фильм не так плох, как ег...
На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдк...
Нашла «Пила» на камень: «Спираль» — новая часть культовой франшизы, torture porn, пытки и травмы 
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
«Гнев человеческий» Гая Ричи: джентльмены по обмену
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (или же наоборот) образчик творчест...
Также рекомендуем
В прокат выходит «Хандра» Алексея Камынина — тёплая и трогательная лента с прошедшего фестиваля «Кинотавр». Егор Москвит...
Про экзистенциальные контрапункты, «Постороннего» Камю и эфемерность жизни
Про магический реализм и откровения кинематографиста.
В прокат выходит «Хандра» Алексея Камынина — тёплая и трогательная лента с прошедшего фестиваля «Кинотавр». Егор Москвит...
Про экзистенциальные контрапункты, «Постороннего» Камю и эфемерность жизни
Про магический реализм и откровения кинематографиста.

Последние новости

Ральф Маччио — обладатель новой звезды на «Аллее славы»
Которую установили рядом со звездой Пэта Мориты.
Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
00:00