Сериал «Пищеблок»: пионеры-вампиры и кровавый Октябрь впереди 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пищеблок» про пионеров-вампиров. О том, почему пионерская тематика неизбежно должна была подружиться с вампирской, рассуждает Татьяна Алёшичева. 

Лето 1980 года. Советская страна готовится к Олимпиаде, а юный пионер Валерка Лагунов (Пётр Натаров) пускается в первое в жизни самостоятельное путешествие в летний пионерлагерь «Буревестник». Лагерь расположен где-то на Волге, куда школьников и вожатых доставляет теплоход «Вергилий». Вряд ли в советское время кому-то пришло в голову так назвать теплоход, этот очевидный анахронизм — выдумка сценаристов, слегка раскрасивших колоритными деталями лежащий в основе сериала одноимённый роман Алексея Иванова. Таким немудрящим образом сериал с первых кадров сообщает смышлёному зрителю, что начинается схождение его героев в ад. 

Этот пионерский адок, как водится, овеян городскими легендами, которые младшие школьники пересказывают друг другу ночью у костра. Например, легенду о горнистке и барабанщике, чьи гипсовые статуи украшали когда-то вход в «Буревестник». Хулиган разбил статую барабанщика, гипсовая горнистка осталась одна, но отомстила за потерю возлюбленного: однажды ночью она сошла с пьедестала, нашла хулигана и убила. Все эти байки рождаются в сознании юных пионеров прямо на ходу, и про грядущую Олимпиаду они уже сочинили целый ворох страшилок: якобы прибывшие в Москву злые иностранцы будут дарить детям жвачку с острой бритвой внутри, а олимпийский мишка, нарисованный на футболках, сначала будет добрый, а потом начнёт злобно скалиться.


Стоит сразу заметить, что любителям исторической аутентичности в сериале ловить практически нечего: быт и нравы советских 1980-х здесь воспроизводятся с вольностями и допущениями. Они, впрочем, оправданы самим жанром хоррора, то есть по сути страшной сказки. Немного странно видеть у живущего при «Буревестнике» «свадебного генерала», героя Гражданской войны и пенсионера союзного значения Серпа Иваныча Иеронова татуировку в виде серпа и молота, сделанную красными чернилами. Зато отрадно видеть в этой роли Сергея Шакурова, когда-то сыгравшего вожатого Серёжу в одном из важнейших советских фильмов про летний лагерь «Сто дней после детства» (1975). С почтением сериал цитирует и другую советскую классику из этой ниши — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964), где были те же самые гипсовые статуи, наивные попытки пионеров выдать сыпь от ожогов крапивой за страшную болезнь и элементы хоррора в сцене похорон бабушки. 

Как и персонажи этих фильмов, Валерка Лагунов — юный нонконформист, который «оторвался от коллектива». «Разочаровался в коллективизме?» — спросит у него вожатый и получит чёткий ответ: «Вот это — разве коллектив?» Когда Лагунову придётся столкнуться уже не с россказнями у костра, а с реальной чертовщиной, творящейся в лагере, он попытается осмыслить её рационально. Разве может звеньевой отряда Лёва Хлопов (Фёдор Федосеев), который по ночам сосёт кровь других мальчишек и подчиняет их своей воле, быть настоящим вампиром? Ведь вампиров не бывает. С этим вопросом он приходит к вожатому Игорю (Даниил Вершинин), но тот слишком занят своими эротическими приключениями с вожатой Вероникой (Ангелина Стречина) и от дурацких мальчишеских измышлений просто отмахивается. А зря — скоро его самого с головой затянет в макабр, который будет почище страшной мести правильного комсомольца и сына обкомовских работников Плоткина (Денис Парамонов), которому Вероника вроде как приходится невестой. Лагунову, похожему в своих круглых очках на смышлёного Гарри Поттера, скоро придётся противостоять вампирам в одиночку. Конечно, если не считать призрака погибшего брата, который является ему в грёзах и даёт мудрые советы. Сообразительный школьник испробует все старинные способы борьбы с кровопийцами: кресты, огонь и святую воду из речки Архиерейки, исток которой находится прямо у церкви. 

Режиссёр Святослав Подгаевский, опытный постановщик фольклорных страшилок с двойными названиями («Русалка. Озеро мёртвых», «Яга. Кошмар тёмного леса», «Приворот. Чёрное венчание»), без долгих проволочек превращает вампирскую повесть Иванова в слэшер. И это абсолютно логичное решение: пока в СССР снимали драмы взросления в летнем лагере, на бездуховном Западе расцвёл жанр, превративший летний лагерь в декорацию к сценам резни среди подростков, — его расцвет пришёлся как раз на 1980-е. Подгаевский с удовольствием экранизирует легенду о пропавшей вожатой, утащенной огромным пауком, по всем канонам слэшера: та моется в душе, когда на неё нападает мерзкая тварь, и текущая вода красиво смешивается в кадре с ручейком крови. Это излюбленный мотив слэшера, ведущего происхождение от хичкоковского «Психо» с его знаменитой сценой убийства в душе. В слэшерах всегда присутствует и сюжет, когда смерть от руки бугимэна является «наказанием за секс», — выживают, как правило, только те, кто свято блюдёт невинность. Так что вожатые Игорь и Вероника сильно рискуют, предаваясь любовным утехам на пляже у пруда. 

Вампиризм же как таковой всегда использовался в поп-культуре как метафора эротики, и в этом смысле поместить историю про вампиров в невинную детскую среду вроде бы означало сразу обеднить её смыслом. Но Алексей Иванов решает эту проблему просто и изящно, переложив эротические мотивы на вожатых. Подгаевский, в свою очередь, усердствует в данной области ещё больше, наводнив сериал красивой обнажёнкой. Не постеснялся он и зарифмовать пляжный секс вожатых с подобием эротического переживания Лагунова, который всего-навсего исполняет привычный пионерский ритуал: ночью пробирается к девчонкам и мажет одну из них зубной пастой — в таком контексте эта самая паста, которую он выдавливает из тюбика, выглядит довольно двусмысленно. 



Но ещё любопытнее наблюдать, как ловко Иванов обращает пионерскую тематику и советский миф вообще в образцовый хоррор. В кинематографе и литературе СССР хоррор, как известно, за редкими исключениями отсутствовал как жанр. Зато умы несмышлёных школьников держали во аде истории про мужество и жертвенность отважных пионеров-героев или запытанных фашистами партизан. Они же символически замещали в сознании советского человека и вытесненные из обихода атеистической идеологией фигуры святых мучеников. Сериал работает со всеми пластами этого вытесненного советского хоррора. Тут есть и истории про уже почти мифологических героев Гражданской войны, проливавших кровь в борьбе с «беляками», как Серп Иванович, — недаром пионеры смотрят в кино фрагмент из «Неуловимых мстителей» с песней про погоню в горячей крови. Сами же пионеры с их атеистическим мировоззрением — это «красные дьяволята», про которых при советской власти сочинили частушку: «Пионеры юные, головы чугунные, сами оловянные — черти окаянные» (она звучит в фильме «Бронзовая птица» (1974), посвящённом пионерским приключениям). Так почему бы им не быть и вампирами? 1980 год — пик брежневской эпохи застоя, когда советская идеология давно мертва, но её механически воспроизводят из года в год, хотя общество давно за ней не следует. А пионерия с её красным галстуком как символом пролитой крови и культом павших за советскую власть мучеников — метафора мертвечины, от которой уже недалеко и до вампиров, почитающих кровь и боящихся дневного света. Рано или поздно в поп-культуре, переосмысляющей недавнее прошлое, пионерская тематика должна была встретиться и подружиться с жанром ужасов. В романе Иванова и нынешнем сериале это и происходит самым занятным образом.


Читайте также
Покидая Лас-Вегас: «Армия мертвецов» Снайдера — зомби, тигр, феминизм
Снайдер Снайдеру рознь. После 4-часовой протяжной, пафосной и эпичной «Лиги справедливости» режиссёр выпускает абсолютно «попкорновый» боевик. «Армия мертвецо...
Картина «Женщина в окне» Джо Райта: Хичкок, Карл!
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианной Мур. Фильм не так плох, как ег...
На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдк...
Нашла «Пила» на камень: «Спираль» — новая часть культовой франшизы, torture porn, пытки и травмы 
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
«Гнев человеческий» Гая Ричи: джентльмены по обмену
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (или же наоборот) образчик творчест...
Картина «Аммонит» с Сиршей Ронан и Кейт Уинслет: любовь, смерть и раковины моллюсков
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink вышла костюмированная мелодрама Фрэнсиса Ли «Аммонит». Среди неп...
Также рекомендуем
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шеляки...
Ксения Ильина рассказывает про фил...
Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный ф...
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шеляки...
Ксения Ильина рассказывает про фил...
Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный ф...
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
Тэрон Эджертон надеется на продолжение франшизы Kingsman
Ранее глава 20th Century Studios заявил, что планов на это нет.
00:00