На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдклиффом, «Пираньи 3D», «Зеркала» и «У холмов есть глаза». В этот раз француз помещает свою героиню в закрытую криогенную камеру и даёт ей час, чтобы выбраться и спасти свою жизнь. Анастасия Сенченко рассказывает о картине, удивительно изобретательном визуальном ряде в этом «камерном» фильме, клаустрофобии и умении Ажа захватить внимание зрителя.

Если вы клаустрофоб — вам точно не стоит смотреть этот фильм. Если нет — то вы рискуете им стать. По крайней мере на те 100 минут, которые Александр Ажа предлагает зрителю провести в криогенной камере вместе с Мелани Лоран. Фантастический триллер «Кислород» от Netflix, выйди он в прокате, наверняка приобрёл бы славу фильма, с которого уходят чувствительные зрители. И неспроста. Сегодня особо впечатлительные могут просто поставить фильм на паузу и перевести дух. Хорошая новость в том, что никакой другой возможности это сделать у вас не будет: «Кислород» в прямом смысле снят на последнем дыхании.

Любая лишняя информация в данном случае может испортить удовольствие, так что о сюжете можно сказать немного. В темноте, разрывая какой-то фантастический высокотехнологичный кокон, просыпается молодая женщина (Мелани Лоран). Она обнаруживает себя внутри напичканной электроникой коробки с приступом клаустрофобии. Её мучают вопросы «Кто я?» и «Что происходит?». Но единственный, кто на них откликается, — виртуальный помощник MILO (оператор связи с медицинским интерфейсом с голосом Матьё Амальрика). MILO, явный потомок HAL-9000 из «Космической одиссеи», сообщает, что она — биоформа Омикрон-267, что один из процессоров вышел из строя и что кислорода в криокамере не хватит даже на час. Ни один из этих ответов пробудившуюся героиню не устраивает. MILO, по счастью, имеет связь с внешним миром — может совершать телефонные звонки и осуществлять поиск информации в интернете. Так что, безуспешно борясь с паникой, но пренебрегая заготовленным у робота успокоительным, пленница начинает своё расследование. За час ей предстоит разобраться, кто она такая, как она здесь оказалась и как ей избежать смерти. 

Перебравшийся в Голливуд французский режиссёр Александр Ажа известен широкой публике по фильмам «У холмов есть глаза» и «Пираньи 3D». А менее широкой — как автор клаустрофобического триллера «Капкан», который Квентин Тарантино назвал лучшим фильмом 2019 года. «Капкан» — история об отце и дочери, которые оказались заперты в подвале своего дома во время урагана. Перед ними нелёгкий выбор — утонуть или быть растерзанными аллигаторами, прибывшими в подвал вместе с водой. Тем, кто видел картину, уже известно, на какие головокружительные сюжетные кульбиты идёт Ажа, чтобы завоевать внимание зрителя. Но если в «Капкане» или «Холмах» его постоянному оператору Максиму Александру было где разойтись по части эффектного зрелища, то «Кислород» на их фоне выглядит каким-то добровольным послушанием и духовным подвигом. Сколько выразительных ракурсов внутри высокотехнологичного гроба вы можете представить? Вот-вот. А у Александра запала хватает на все 100 минут, из которых максимум 5 показывают мир за пределами криокамеры. Понятное дело, что «Кислороду» не избежать сравнений с триллером «Погребённый заживо», где Райан Рейнольдс сталкивался с похожими обстоятельствами. Но удивительно другое — что в этот ограниченный футляр помимо «Погребённого заживо» Ажа и Александр сумели втиснуть «Матрицу», «Космическую одиссею», «Гравитацию», «Чужого» и ещё парочку менее внушительных предков.

Триллер с такой родословной в первую очередь вывозит на своих плечах памятная по «Бесславным ублюдкам» Мелани Лоран. История, полная метаморфоз, позволяет ей несколько раз за фильм превратиться из девушки в беде в настоящего бойца и обратно и показать весь возможный диапазон эмоций. Лишённая воспоминаний героиня исследует собственные ощущения, становясь то любящей женой и дочерью, то презревшей оковы этики учёной. Изначально главная роль в этом соло-фильме предназначалась Энн Хэтэуэй, затем — Нуми Рапас, но с приходом Ажа проект претерпел значительные изменения. В итоге для своего первого за 20 лет франкоязычного фильма режиссёр выбрал француженку Лоран. К слову, дебютное появление Лоран в международном проекте началось с похожей сцены: в «Ублюдках» она лежит под полом у семьи, скрывающей её героиню от нацистов. А потом бежит от палящего ей вслед немца по предательски открытому и бесконечному полю.


От «Кислорода» выхода на просторы ожидать не приходится. Зрителю остаётся довольствоваться мимолётными вспышками воспоминаний заложницы и вместе с ней надеяться на скорое избавление. Почти физически ощущаемые теснота и желание выбраться всё же искупают занимательные сюжетные твисты — не покидая капсулы, создатели вынуждают всех томящихся дорисовывать в воображении всё новые и новые сюжеты. Похоже, Ажа после «Капкана» нашёл свою нишу — быть кем-то вроде Пилы от режиссуры. Помещать героев в экстремальные условия и приглашать всех желающих понаблюдать, удастся ли им выбраться из смертельной опасности. Подкупает в этом эксперименте то, что кажется, будто бы режиссёр и сам не знает исхода эксперимента. Зрелище, может, не самое интеллектуальное, но очень захватывающее.

Читайте также
Нашла «Пила» на камень: «Спираль» — новая часть культовой франшизы, torture porn, пытки и травмы 
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
«Гнев человеческий» Гая Ричи: джентльмены по обмену
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (или же наоборот) образчик творчест...
Картина «Аммонит» с Сиршей Ронан и Кейт Уинслет: любовь, смерть и раковины моллюсков
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink вышла костюмированная мелодрама Фрэнсиса Ли «Аммонит». Среди неп...
Фильм «Sheena667»: вебкамщица-обманщица и легковерный simp
В российский прокат выходит картина «Sheena667» — история про то, как злосчастный вебкаминг врывается в семейную идиллию «обитателей Вышнего Волочка». Алихан...
Над пропастью не ржи: премьера фильма «Мой год в Нью-Йорке»
В прокат выходит «Мой год в Нью-Йорке». Это фильм о том, как юная ассистентка, работающая в литературном агентстве, познакомилась с Д...
Корейский фильм «Ночь в раю»: гангстеры, фейерверк жестокости и суп
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, как «самый перспективный бандит Сеула» у...
Также рекомендуем
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
Сусанна Альперина рассказывает подробнее о картине.
КИНОТВВ своей традиционной рубрике Татьяна Алёшичева рассказывает о самых примечательных сериалах прошедшего месяца, кот...
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить...
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
Сусанна Альперина рассказывает подробнее о картине.
КИНОТВВ своей традиционной рубрике Татьяна Алёшичева рассказывает о самых примечательных сериалах прошедшего месяца, кот...
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00