Школьная мучительница: «Миссис Хайд» Сержа Бозона

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Наталья Серебрякова посмотрела трагикомедию о школьной учительнице, ставшей монстром, в исполнении Изабель Юппер.


Мадам Жекиль живёт в тихом буржуазном пригороде Парижа. Её муж — домохозяин, готовящий изобретательные ужины. Она сама — тихая и закомплексованная преподавательница физики, на которую жалуются ученики: мадам Жекиль слишком увлечена теорией и не даёт заниматься практикой. Впрочем, ученики не только жалуются, но и конкретно срывают уроки. В классе двадцать юношей, преимущественно арабы и афрофранцузы, самый активный из них — инвалид Малик, девушек всего две, и те странные — произносят свои реплики одновременно. Вечерами мадам Жекиль отдыхает в лаборатории — проводит опыты «для себя». И вот однажды она получает разряд током. Жизнь меняется.

Серж Бозон экранизировал классический роман Роберта Льюиса Стивенсона «Доктор Джекилл и мистер Хайд» — фабула вполне узнаваема. Интересно, что идея перенести действие в современную Францию принадлежала жене Бозона — актрисе и сценаристке Аксель Ропер. Режиссёр позвал на главную роль Юппер (она снималась в его предыдущем фильме «Тип-топ»). Бозон, который сам когда-то преподавал и, по его словам, делал это ужасно, решил соорудить из мадам Жекиль жертву ученических издёвок и объект насмешек. Закономерно, что после удара током в Жекиль не только вселяется новая личность (мадам Хайд), но эта личность оказывается более успешной, смелой и реализованной. Вот только тело оказывается слишком горячим (нет, это не то, о чём вы подумали).


Есть мнение (его высказала венгерский режиссёр Марта Мессарош, работавшая с актрисой), что Юппер играет всегда одинаково. Невозможно не узнать эту прямую, полную достоинства осанку, невозмутимое лицо и удивленные брови. Однако Юппер даже с самым минимальным набором мимики, тембров голоса и движений удалось показать перерождение Жекиль. Обильно пуская в ход чёрный юмор, Бозон не гнушается откровенной мистики: его мадам Хайд сияющим лунатиком бродит по ночным улицам.

Интересна и роль Ромена Дюри, сыгравшего директора школы. Дюри выступает в необычном для себя амплуа щеголеватого заносчивого выскочки. Он носит галстук в тон рубашки, постоянно поправляет непослушную прядь волос. Есть ещё эпизод, в котором он буквально задирает ногу на забор, чтобы продемонстрировать новые туфли. Напрашивается вывод: в то время, когда из-за природной стеснительности учителя до старости терпят фиаско, молодые нарциссы становятся директорами, которых нисколько не заботит учебный процесс.


Кажется, Бозон нарисовал утрированный собирательный образ современной французской школы. Ранее в лоб на эту тему высказался его коллега Лоран Канте фильмом «Класс» (есть и американский аналог — «Учитель на замену» с Эдрианом Броуди). В отличие от коллег, Бозон не разыгрывает социальную драму и даже не ставит ребром иммигрантский вопрос: ведь у него арабский студент издевается над немолодой белой женщиной. (Ну и что? Потом они становятся друзьями.) Бозона интересует совсем другое — природа педагогики. Как может один человек научить чему-то другого. Как зажечь интерес к своему предмету. Как заставить себя слушать и уважать. В фильме есть момент, когда элегантный инспектор (Пьер Леон) приходит на урок к новой мадам Жекиль и один за другим выдает профессиональные комплименты. Наверное, каждый более-менее амбициозный человек в своей профессиональной деятельности хотел бы стать мадам Хайд, своеобразным непобедимым монстром, однако жертв при таком раскладе не избежать. Парадоксально, но более всего перерождение мадам Жекиль похоже на изменения, которые происходили с героиней Алисы Фрейндлих в «Служебном романе». Недаром Бозон в одном из интервью заметил, что хотел показать механизм раскрепощения женщины, в том числе сексуального. Однако финал истории Бозона трагикомичен: невежество торжествует, и придётся сжечь школу, чтобы тебя услышали.

Читайте также
«Лицо» Малгожаты Шумовской: нечего на зеркало пенять
В российском прокате — польский хит «Лицо» Малгожаты Шумовской: гран-при Берлинского кинофестиваля, остроумная критика католической церкви, обилие н...
«Неаполь под пеленой»: правда в глазах смотрящего
В Москве начинается 40-й Московский Международный фестиваль и открывается он новым фильмом итальянского режиссёра Ферзана Озпетека «Неаполь над пеленой»....
Следи за собой: в прокате «Турецкое седло». Наконец-то
До широкого экрана добрался один из самых ярких фильмов прошлого Кинотавра, получивший на фестивале диплом Гильдии киноведов и кинокритико...
«Не в себе» — ни тебе. Новый Содерберг в кино
После премьеры на Берлинском кинофестивале до российских экранов доехал новый фильм Стивена Содерберга «Не в себе», снятый за десять...
Они убили мечту. Почему сериал «Убийство Джанни Версаче» — это очень важно
Закончился второй сезон антологии «Американская история преступлений» — сериал «Убийство Джанни Версаче» производства Fox Extended, психологическая драма...
«Тебя никогда здесь не было». Рецензия
В российском прокате один из лучших фильмов года, причём из-за затянувшегося пути до нас — как прошлого, так и нынешнего. Экзистенциальный триллер шотландског...
Также рекомендуем
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в ...
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
10 марта Шэрон Стоун отметит шестидесятилетие, меньше чем через неделю 65 исполнится Изабель Юппер. В сво...
Какими «сокровищами» запомнился Берлинский кинофестиваль в этом году.
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в ...
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
10 марта Шэрон Стоун отметит шестидесятилетие, меньше чем через неделю 65 исполнится Изабель Юппер. В сво...
Какими «сокровищами» запомнился Берлинский кинофестиваль в этом году.

Последние новости

Дакота Фаннинг и тёмный лес в новом трейлере «Смотрителей»
Режиссёрский дебют дочери М. Найта Шьямалана.
«Евгений Телегин»: лягушка самых честных правил
Постмодернистское переосмысление классики.
Стартовали съемки комедии «Минус Дима» с Тимофеем Трибунцевым
Также в главных ролях снялись Екатерина Вилкова и Анна Михалкова.
Московский дневник, ММКФ-2024: голографические слёзы, потерянные подростки
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть первая.
00:00