Школьная мучительница: «Миссис Хайд» Сержа Бозона

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Наталья Серебрякова посмотрела трагикомедию о школьной учительнице, ставшей монстром, в исполнении Изабель Юппер.


Мадам Жекиль живёт в тихом буржуазном пригороде Парижа. Её муж — домохозяин, готовящий изобретательные ужины. Она сама — тихая и закомплексованная преподавательница физики, на которую жалуются ученики: мадам Жекиль слишком увлечена теорией и не даёт заниматься практикой. Впрочем, ученики не только жалуются, но и конкретно срывают уроки. В классе двадцать юношей, преимущественно арабы и афрофранцузы, самый активный из них — инвалид Малик, девушек всего две, и те странные — произносят свои реплики одновременно. Вечерами мадам Жекиль отдыхает в лаборатории — проводит опыты «для себя». И вот однажды она получает разряд током. Жизнь меняется.

Серж Бозон экранизировал классический роман Роберта Льюиса Стивенсона «Доктор Джекилл и мистер Хайд» — фабула вполне узнаваема. Интересно, что идея перенести действие в современную Францию принадлежала жене Бозона — актрисе и сценаристке Аксель Ропер. Режиссёр позвал на главную роль Юппер (она снималась в его предыдущем фильме «Тип-топ»). Бозон, который сам когда-то преподавал и, по его словам, делал это ужасно, решил соорудить из мадам Жекиль жертву ученических издёвок и объект насмешек. Закономерно, что после удара током в Жекиль не только вселяется новая личность (мадам Хайд), но эта личность оказывается более успешной, смелой и реализованной. Вот только тело оказывается слишком горячим (нет, это не то, о чём вы подумали).


Есть мнение (его высказала венгерский режиссёр Марта Мессарош, работавшая с актрисой), что Юппер играет всегда одинаково. Невозможно не узнать эту прямую, полную достоинства осанку, невозмутимое лицо и удивленные брови. Однако Юппер даже с самым минимальным набором мимики, тембров голоса и движений удалось показать перерождение Жекиль. Обильно пуская в ход чёрный юмор, Бозон не гнушается откровенной мистики: его мадам Хайд сияющим лунатиком бродит по ночным улицам.

Интересна и роль Ромена Дюри, сыгравшего директора школы. Дюри выступает в необычном для себя амплуа щеголеватого заносчивого выскочки. Он носит галстук в тон рубашки, постоянно поправляет непослушную прядь волос. Есть ещё эпизод, в котором он буквально задирает ногу на забор, чтобы продемонстрировать новые туфли. Напрашивается вывод: в то время, когда из-за природной стеснительности учителя до старости терпят фиаско, молодые нарциссы становятся директорами, которых нисколько не заботит учебный процесс.


Кажется, Бозон нарисовал утрированный собирательный образ современной французской школы. Ранее в лоб на эту тему высказался его коллега Лоран Канте фильмом «Класс» (есть и американский аналог — «Учитель на замену» с Эдрианом Броуди). В отличие от коллег, Бозон не разыгрывает социальную драму и даже не ставит ребром иммигрантский вопрос: ведь у него арабский студент издевается над немолодой белой женщиной. (Ну и что? Потом они становятся друзьями.) Бозона интересует совсем другое — природа педагогики. Как может один человек научить чему-то другого. Как зажечь интерес к своему предмету. Как заставить себя слушать и уважать. В фильме есть момент, когда элегантный инспектор (Пьер Леон) приходит на урок к новой мадам Жекиль и один за другим выдает профессиональные комплименты. Наверное, каждый более-менее амбициозный человек в своей профессиональной деятельности хотел бы стать мадам Хайд, своеобразным непобедимым монстром, однако жертв при таком раскладе не избежать. Парадоксально, но более всего перерождение мадам Жекиль похоже на изменения, которые происходили с героиней Алисы Фрейндлих в «Служебном романе». Недаром Бозон в одном из интервью заметил, что хотел показать механизм раскрепощения женщины, в том числе сексуального. Однако финал истории Бозона трагикомичен: невежество торжествует, и придётся сжечь школу, чтобы тебя услышали.

Читайте также
«Лицо» Малгожаты Шумовской: нечего на зеркало пенять
В российском прокате — польский хит «Лицо» Малгожаты Шумовской: гран-при Берлинского кинофестиваля, остроумная критика католической церкви, обилие н...
«Неаполь под пеленой»: правда в глазах смотрящего
В Москве начинается 40-й Московский Международный фестиваль и открывается он новым фильмом итальянского режиссёра Ферзана Озпетека «Неаполь над пеленой»....
Следи за собой: в прокате «Турецкое седло». Наконец-то
До широкого экрана добрался один из самых ярких фильмов прошлого Кинотавра, получивший на фестивале диплом Гильдии киноведов и кинокритико...
«Не в себе» — ни тебе. Новый Содерберг в кино
После премьеры на Берлинском кинофестивале до российских экранов доехал новый фильм Стивена Содерберга «Не в себе», снятый за десять...
«Тебя никогда здесь не было». Рецензия
В российском прокате один из лучших фильмов года, причём из-за затянувшегося пути до нас — как прошлого, так и нынешнего. Экзистенциальный триллер шотландског...
«Проект Флорида»: Мы, аутсайдеры
В российский прокат вышел один из самых интересных инди-фильмов прошлого года — «Проект Флорида» Шона Бэйкера. Он участвовал в каннск...
Также рекомендуем
Объясняем, в чём заключается мягкая сила терапевтического кино Элиз Жирар.
Какими «сокровищами» запомнился Берлинский кинофестиваль в этом году.
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
Изабель Юппер не фиксирует, но чувствует обаяние повседневности — и учит этому нас.
Объясняем, в чём заключается мягкая сила терапевтического кино Элиз Жирар.
Какими «сокровищами» запомнился Берлинский кинофестиваль в этом году.
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
Изабель Юппер не фиксирует, но чувствует обаяние повседневности — и учит этому нас.

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00