Конец фильма: в российском прокате «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. 

Умилявшийся возрасту дожития в «Любви», Михаэль Ханеке вернулся с «Хэппи-эндом», манифестом нигилизма, в котором камня на камне не оставил от Европы — Атлантиды. В отличие от коллег, Ханеке слезам не верит. Прекрасная новость: гуманизм мёртв, и погубило его наивное самолюбование адептов. Приговор вынесен: виновны. Поплатятся все, просто некоторые ещё наивно полагают, что их минёт чаша сия.

Как и заведено у Ханеке, за намеренно легковесным, оптимистичным названием спрятана трагедия. Просто в этот раз отделяющий драму от фарса маленький шаг для протагониста и огромный для человечества сделан сразу на вступительных титрах. Главная героиня «Хэппи-энда» девочка-подросток Эв отравит никчёмную, по её мнению, мать, не выходя из Snapchat, буквальное воплощение классического тезиса киноведения: кино снимает смерть за работой. Правда, с поправкой на реалии цифровой эпохи — последний вздох сегодня не заслуживает вечности, в Snapchat видео хранятся недолго. Формат «сториз» не предполагает почтения, жизнь, смерть — всё одно — крутится бессмысленный и беспощадный барабан френдленты.

«Хэппи-энд» так и просится в сиквелы «Любви». Опять в кадре Жан-Луи Трентиньян, его герой — патриарх буржуазного клана — месье Жорж Лоран, прикидывающийся сенильным старичком, только чтобы дочь Анна (Изабель Юппер) оставила в покое. Но у той своих забот по горло, пора готовиться к бракосочетанию, в бизнесе что ни день, то проблема, сын-алкоголик сходит с ума, от брата Тома (Матьё Кассовиц), гоняющегося за каждой юбкой, помощи не жди. Теперь вот надо делить стол и кров с дикаркой-племянницей.

Да и мир вокруг трещит по швам. Лораны проживают в Кале, давно уже превратившемся из пролетарского города на «крайнем севере», оплота французской коммунистической партии в перевалочный пункт для boat people, а, значит, бастион националистов. На устах у местных жителей имя не Жоржа Марше, а Марин Ле Пен, детей здесь пугают не злыми капиталистами, готовыми обобрать рабочий класс, а «чёрным» человеком. Расовое заменило классовое — и это первый признак вырожденчества.

Рыба гниёт с головы, деградация нации начинается с элит. Haute bourgeoisie, купеческое сословие, когда-то выступавшее гарантом конституционных свобод, за вторую половину ХХ века научилось спекулировать на финансовых рынках, обратная сторона этих благоприобретенных глобалистских привычек — утрата чувства крови и почвы, и, что важно, морального долга перед теми, кто на социальной лестнице в самом низу. Если раньше богатые хозяева почитали прислугу членами семьи, детьми малыми, третировали, но помнили, что в ответе за тех, кого приручили, то теперь дворня хуже породистых питомцев, цепных псов. Любимая собака Лоранов покусала дочку марокканского привратника, до свадьбы заживёт, зато какая охрана.

Похожая система приоритетов и во внутрисемейных отношениях. Они глубоко архаичны. Лишь первый в роду из наследников имеет право голоса, остальные, считай, живут, чтобы позировать для общих фотографий на светских раутах в фамильном поместье. У кого сила, у того и правда. И никаких сантиментов, никто никого не любит. «Это нормально, — говорит Эв своему отцу, — можешь меня не любить, только не сдавай в детский дом».

Ханеке вольно экранизирует давнишнее произведение Агаты Кристи «Скрюченный домишко», про преемственную вину поколений, «малый» там убивал «старого», вот и у Ханеке Эв провожает Жоржа на тот свет, дед с внучкой — этакие Лорел и Харди апокалипсиса. Гранд-дама детективного романа, ещё в 1949 году полагала случившиеся в Европе катаклизмы логичным итогом нравственного падения аристократии, позабывшей, что права даются Богом вместе с обязанностями, что, потакая прогрессистским капризам, мы запускаем механизм, при котором каждый равен другому, но при этом ещё более ничтожен. Демократия, как бы развивает мысль Кристи Ханеке, — есть не плюрализм мнений, а диктат гласности, триумф эгоцентризма, когда никто никому ничего не должен, а самые страшные преступления совершаются именем свободы — индивидуума, партии, страны, либерального мира.

Любопытно резонирует «Хэппи-энд» с другой новинкой проката, также поднимающей экзистенциальные темы, — «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури». Если у Мартина Макдоны конфликт в том, что у любого из персонажей своя правда, то у Ханеке — все герои неправы, каждый на особый лад. Толковый словарь определяет хэппи-энд как счастливую развязку перипетий для положительных героев. У Ханеке их нет. Отрицательные величины не выражают наличие какой-либо сущности, поэтому минус на минус дает плюс. Ответ, что способен примирить с собственной совестью. Надолго ли?

Читайте также
«Приключения Паддингтона 2» и российский прокат: цирк глазами медведя
Оля Касьянова посмотрела самый скандальный (внезапно) фильм января. Выходной день. На первом утреннем сеансе в киноцентре на Красной...
«Мешок без дна»: величайший шоумен
Оля Касьянова о новой картине Рустама Хамдамова, вышедшей сегодня в ограниченный и мимолётный, очевидно, прокат.Новую работу Рустама Хамдамова,...
Примат «Формы». Зинаида Пронченко ругает фильм Гильермо дель Торо
В российский прокат вышел фильм «Форма воды» — триумфатор Венецианского кинофестиваля и фаворит «Оскара». Зинаида Пронченко — одна из немн...
«Птица» нового мира. Почему все в восторге от Греты Гервиг?
Зинаида Пронченко анализирует самый громкий режиссёрский дебют года — фильм «Леди Бёрд» любимой актрисы Ноа Баумбаха Греты Гервиг. Камерная инди-драма со...
Игрушки для взрослых: в прокат выходит «Джуманджи: Зов джунглей»
21 декабря на экраны выходит продолжение легендарной сказки «Джуманджи». Михаил Архаров разбирается, в чём состоял феномен первой части, и ...
«Вечеринка» худших друзей
Обязательная к прочтению рецензия Зинаиды Пронченко о необязательном к просмотру фильме Салли Поттер.Новый фильм Салли Поттер «Вечеринка», види...
Также рекомендуем
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках...
Какими «сокровищами» запомнился Берлинский кинофестиваль в этом году.
Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»/«Вольга»...
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках...
Какими «сокровищами» запомнился Берлинский кинофестиваль в этом году.
Кадр из фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна»/«Вольга»...

Последние новости

«Годзилла и Конг: Новая империя» нацелился на уверенный старт в прокате
Блокбастер метит на 135 миллионов долларов в первые выходные.
Баки и Асура столкнутся в аниме-кроссовере для Netflix
Два культовых персонажа сразятся друг с другом.
Что смотреть в кино с 28 марта: от «Материнского инстинкта» до «Ненормального»
Новинка с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн в главных ролях, перевыпуск сатиры Романа...
Сюжет третьего сезона «Эйфории» сделает скачок во времени
События сериала перетекут из школьной жизни во взрослую.
Съёмки «Бэтмена 2» начнутся следующей весной
Об этом заявил инсайдер Джефф Снайдер.
«Ирландская мечта» с Линдси Лохан стал неожиданным хитом на Netflix
Романтическая комедия возглавила еженедельный чарт стриминга.
00:00