14 ноября в российский прокат выйдет психологический триллер Скотта Бека и Брайана Вудса «Еретик». Производством занималась студия А24, подарившая зрителям «Солнцестояние», «Маяк» и «Максин ХХХ». Максим Ершов, впечатлённый изящным сочетанием вопросов теологии и поп-культурных отсылок, объясняет, почему изобретательный фильм может стать подарком для любителей пощекотать нервы.
Сёстры Барнс (Софи Тэтчер) и Пэкстон (Хлоя Ист), миссионерки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, ходят по домам в небольшом городке одного из штатов у подножия Скалистых гор. Мормонки пытаются обратить встречных в свою веру с помощью брошюр со словами Господа и силы убеждения. Одним из последних на сегодняшнем маршруте значится мистер Рид (Хью Грант). Когда сёстры подходят к спрятанному среди деревьев дому, начинается буря. Мистер Рид приглашает Барнс и Пэкстон домой. Мормонкам нельзя разговаривать с мужчиной без присутствия его жены или подруги. Но мистер Рид убеждает девушек, что супруга печёт черничный пирог в соседней комнате и скоро будет рада познакомиться с гостьями.
Очень скоро миссионерки поймут, что господин в уютном клетчатом кардигане с обаятельной улыбкой и в стареньких очках их обманывает. Никакой жены нет, запах исходит от свечи с ароматом черничного пирога, а милые разговоры о Книге Мормона мистер Рид поддерживает, только чтобы усыпить бдительность гостей. Хозяин дома утверждает, что девушки в любой момент могут покинуть здание, вот только сперва сёстрам предстоит пройти квест с проверкой на веру.
«Еретика» впервые показали на фестивале в Торонто. Благодаря положительным первым отзывам, мрачному Хью Гранту на постере и производству студии А24 триллер стал одной из самых ожидаемых новинок осени. Постановщики «Еретика» Скотт Бек и Брайан Вудс известны как сценаристы «Тихого места», а вот собственные режиссёрские проекты особой славы пока не снискали. Слэшер «Они» прошёл сравнительно незаметно, а фантастический блокбастер «65» с Адамом Драйвером с треском провалился в прокате. С «Еретиком» дуэт авторов, во-первых, возвращается к интимным и при этом напряжённым историям, а во-вторых, уверенно реабилитируется.
Редко какой фильм начинается с разговора двух миссионерок о любительском порно и издёвках авторов «Южного парка» над религией мормонов. С первых же минут авторы сталкивают религию и поп-культуру, и это ещё цветочки. Смелости и умения любопытно связать, казалось бы, никак не пересекающиеся темы Беку и Вудсу не занимать. В теологической лекции мистера Рида авторы сравнивают монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам и мормонизм) с развитием игры «Монополия». Церковь сестёр оказывается лишь современным дополнением к давно известным правилам. Мистер Рид также проводит аналогию между эволюцией религиозной мысли и музыкой. Музыканты из группы The Hollies в 2013 году обвинили Radiohead в плагиате — мол, Creep является калькой с композиции The Air That I Breathe. Но и это ещё не всё, ведь через пять лет уже Radiohead обратились с иском к Лане Дель Рей, поскольку Get Free чрезвычайно похожа на всё ту же Creep. Зрители «Еретика» заслушиваются красивыми речами мистера Рида. Наверное, точно так же могли бы поступить и сёстры Пэкстон и Барнс, если бы находились в другой ситуации. Однако миссионерки выслушивают культурологическую лекцию в гостях у психопата, который, возможно, хочет их убить.
Заслуга режиссёров, и немалая, — в умении создать напряжение из не самых очевидных вводных. Загнав мормонок в угол, а вместе с ними и зрителей, мистер Рид забавно вываливает свои теории. В любых других обстоятельствах лекция получилась бы скучной, но только не в замкнутом пространстве дома, подвал и комнаты которого напоминают лабиринт. Отдельной похвалы, конечно, заслуживает Хью Грант, который преобразует обезоруживающую улыбку во весь рот и вроде бы добродушное лицо из черт героя ромкомов в оружие психопата. От нормальности до безумия всего шаг, лёгкое движение губ и глаз. Мистер Рид совершенно непредсказуем — в следующую секунду от хозяина дома можно ожидать чего угодно. Он здесь царь и Бог. Мормонки сами пришли в его владения, теперь он пытается обратить их в свою веру.
Перестановка сил тоже забавная. Теолог и манипулятор одинаково харизматичен, дьявольски прозорлив и хладнокровен не в пример умным, но кротким сёстрам. В классических слэшерах мы часто видим убийц 1970-х, напоминающих животных, которые попросту не могут жить без чужой крови. Мистер Рид же близок к интеллектуалу Ганнибалу Лектеру, который может заговорить жертву, чтобы незаметно подтолкнуть её к чудовищному финалу.
В жанровой обёртке хоррора Вудс и Бек затрагивают далеко не очевидные темы власти и контроля, веры и неверия. Где пролегает граница между религиозностью и атеизмом? Легко ли через неё перейти? Загоняя жертв в подвал, мистер Рид и вовсе пытается заставить пленниц сомневаться в реальности знакомого им мира. Может быть, всё это лишь иллюзия? Человеку нужны точки опоры. Без цели жизнь теряет смысл. Для чего мы вообще здесь? Религия может помочь встать на понятные рельсы, по которым легче двигаться вперёд. Вот сёстры и пошли по лёгкому пути. Но какова альтернатива?
Религиозные триллеры и хорроры обычно говорят об одержимости злыми духами или же пришествии Антихриста. Дуэт постановщиков пугает лжепророчествами, страхом веры и сомнениями в истинности своей религии. Что, если всю жизнь ты доверял не тем? И насколько вообще можно верить кому-то на слово? Сёстры Барнс и Пэкстон выбраны неслучайно — уже в открывающей сцене мы видим их внутреннее смятение, сомнения в собственной вере. Даже само миссионерство выглядит как приключение, задание для бойскаутов. Но есть ли за всем внешним сильное убеждение?
Хозяин дома ставит под сомнение осознанность выбора сестёр. Ведь они ещё совсем юны. Наверняка родители сделали девушек мормонками. И теперь Барнс и Пэкстон просто плывут по религиозному течению, да к тому же пытаются привлечь новых последователей. Рид легко может запудрить голову не только миссионеркам, но и зрителям. Он действительно отлично владеет ораторским мастерством, находя всё новые и новые доводы в пользу своих убеждений. Злодей и режиссёры синхронизируются и словно бы играют в одной команде.
Однако авторам фильма удаётся удерживать внимание аудитории где-то две трети повествования. Ближе к финалу все трюки выложены на стол, остаётся оголённая сценарная конструкция — две жертвы в гостях у маньяка. Это кошки-мышки, все переменные известны. Слабая команда оказалась в гостях у сильного оппонента. Вводные, которые были даны с самого начала, никуда не делись. Сюрприза или чуда, раз уж речь о религии, не происходит: «Еретик» — умный и оригинальный жанровый эксперимент, который несколько разочаровывает предсказуемым финалом. Фокусник, который заставлял публику два часа сидеть с открытым ртом, оказывается шарлатаном. Карты вываливаются из рукава, кролик из котелка убегает за кулисы. Однако смотреть «Еретика» исключительно интересно, а время пролетает незаметно.