Марш в невесомости: рецензия на драму «Вечная зима»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Вечная зима», кадр: «Централ Партнершип»

31 октября в российский прокат вышла тонкая и деликатная драма, впервые показанная на «Маяке» и посвящённая травме утраты. Режиссёром картины выступил дебютант Николай Ларионов, прежде занимавшийся аналитикой кинопроката. Несмотря на ёмкий хронометраж (всего 70 минут!), фильму, разворачивающемуся в декорациях сурового заводского города, удаётся произвести впечатление чуткого и выразительного кино, где нет ничего лишнего. Валерия Косенко рассказывает, как устроена эта картина.

Магнитогорск, 2004 год. Застывший хмурый город, воспетый трубным гулом, заводской полифонией и лязгающим металлом, накрыла долгая сумрачная зима, раскинувшаяся до горизонта. Здесь сезон холодов — явление кромешное и необратимое. Вот и Денис (Сергей Грузинов), очаровательный немногословный мальчуган, живущий в местной хрущёвке, пишет в своём дневнике о зиме, тянущейся с октября месяца. Впрочем, это не точно: время в этих местах растворено в безвременье, отсчёт невозможен, а финальный рубеж — то, что знаменует начало весны и таяния, — прячется где-то в ночном сумраке под сводом беспросветного густого неба.

Жизнь глухого промышленного городка циркулирует по кругу механической обыденности. Денис живёт в полной, но несчастливой семье, где, кажется, давным-давно утеряна всякая коммуникация. Мама Лена (Юлия Марченко) — интеллигентная учительница музыки с болезненно-уязвимой внешностью, папа Владимир (Александр Робак) — рабочий-сталевар, любящий проводить вечера в своём гаражном царстве и на любой позыв готовый выступить с кулаками. На сына у трудовика тоже находится минутка — надо ли преподать урок с боксёрской грушей из батиной сокровищницы или же навалять шпане, задирающей Дениса на лестничной площадке.

Молчание запечатало уста, охраняя героев не столько от поспешных реакций, сколько от боли и ужаса.

«Вечная зима», кадр: «Централ Партнершип»

Очередное воздаяние оборачивается трагедией. По пути из школы Дениса забивают насмерть местные гопники, спрятавшиеся за капюшоны и ещё недавно получившие порцию нагоняя от отца мальчика. Лена и Вова по-разному справляются с травмой утраты и ищут исцеление в памяти и отмщении.

Если уж у национального авторского кино, ростки которого всё-таки находят способ пробиться сквозь асфальтные толщи, есть единый манифестирующий его образ, то на ум приходит лишь одно: немота и безгласность. Где-то молчание вынужденное («Один маленький ночной секрет»), где-то добровольное («Снегирь»). В «Вечной зиме» слова попросту лишены своей силы. Молчание запечатало уста, охраняя героев не столько от поспешных реакций, сколько от боли и ужаса. Одни не в состоянии выразить пустоту, что разверзлась там, где ещё недавно билось сердце, другие — найти нужный тон для участия и сопереживания, третьи — признаться, что же всё-таки пошло не так. Когда бытовая рутина вынуждает взаимодействовать, герои перекидываются стандартным набором фраз: реплики в картине знакомы и близки каждому, кто рос в условиях провинциального города.

В этом мире слова лучше всего остального выдают бессилие. Потому Лена ищет поддержку не в мимолётном утешении, сказанном впроброс между делом, а в утраченной близости: блуждает по школьным коридорам, перебирает вещи, видится с теми, кто ещё недавно сопровождал мальчика и был свидетелем его безвременно прерванной жизни. Так горюющая мать причащается к вечному образу своего ребёнка, а на неуклюжую попытку соболезнования отвечает безмолвным угловатым жестом.

Юлия Марченко в фильме «Вечная зима», кадр: «Централ Партнершип»
Александр Робак в фильме «Вечная зима», кадр: «Централ Партнершип»

Владимир идёт другим путём: отец, как раненый медведь, ищет нападавших, чтобы воздать им по заслугам. Разница между Леной и Вовой колоссальна и метафорична: на их противоречии режиссёр Николай Ларионов выстраивает конфликт ветхозаветной справедливости и христианского милосердия, возмездия и прощения. Кажущаяся хрупкость Лены, сыгранной на полутонах Юлией Марченко, противопоставляется животному напору Александра Робака, чей персонаж к финалу будто бы разоблачает закрепившийся за актёром образ бесстрастного мачизма, с потрохами выдавая все его слабости.

Укрепившаяся в российском кино тема 90-х участила на экране примеры романтизации грубой стихийной силы, управляемой лишь попутным ветром. В этом смысле Ларионов старомоден, предпочитая трепетно оберегать своих героев от зла и тирании, вопреки общественному давлению и законам поруганной морали. Как показать в кино тех, кто поколениями плодил насилие вокруг себя? Как показать общество, обиженное, очерствевшее и обозлённое? В большинстве случаев авторы используют один и тот же сюжетный ход, связанный с исчезновением детей. Такие события неминуемо создают образ страшного потерянного времени, отнимающего у людей их право на будущее.

Однако Ларионов идёт дальше, следуя по пятам «Белой ленты» Михаэля Ханеке, и рисует мир беспросветный, как самая тёмная ночь, зловонный, как ядовитые заводские выхлопы, — мир, в котором дети не только жертвы, но и убийцы. Кажется, более жуткой патологии на свете не существует. Однако самое страшное — что описанная реальность, несмотря ни на что, манит своим уютом, вовлекая в недра заснеженных тропинок, гаражных кооперативов, замёрзших трамваев и заставленных малогабариток. Как говорит герой Робака: «Два гаража, квартира трёшка, дача, машина — хорошо живём».

«Вечная зима», кадр: «Централ Партнершип»

Под гулкую симфонию гудков, имитирующую нестройную металлургическую полифонию, режиссёр, избегая любой эффектности, подводит зрителя к финальному кризисному рубежу в духе кино Абдрашитова и Миндадзе — к последнему повороту на пути от комплекса вины до покаяния. Неизвестно, действительно ли Вова не узнал убийц своего сына и стало ли понятно, кто виноват в том, что случилось. Мать, оставившая ребёнка одного? Друг, не бросившийся на помощь? Отец, спровоцировавший нападение? Или, может быть, среда, располагающая к безнаказанности и вседозволенности?

«Вечная зима» даёт терапевтический опыт проживания травмы, но никак не конечные ответы. Однако одно герои узнают наверняка: даже самое сильное горе, как и самые тёмные тучи, однажды рассеются, уступив место свету. Стоит только пожелать. И отпустить.

Читайте также
Рецензия на сериал «Пингвин»: король подземного Готэма
История восхождения среднего игрока к вершинам криминального мира.
Рецензия на драму «Дайте шоу»: как нельзя снимать про культуру насилия
Почему совместный проект «Иви» и Kion оказался неудачным.
Счастливы вместе: рецензия на драму «Время жить»
Внезапный камбэк в эру сентиментальных мелодрам.
Рецензия на четвёртый сезон сериала «Убийства в одном здании»: двойники и дублёры
Любимый сериал не изменяет себе, но долго разгоняется.
Также рекомендуем

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00