В мировом прокате идёт триллер «Тихое место: День первый» — приквел популярной франшизы Джона Красински про насекомообразных монстров, атакующих жертву на звук. На этот раз картину снял Майкл Сарноски, известный по «Свинье» с Николасом Кейджем. Роман Волынский рассказывает, чем «День первый» (не) заинтересует зрителя.
Лупита Нионго играет Сэм, поэтессу в терминальной стадии рака. Вместе с котом Фродо, другими пациентами пригородного хосписа и их «сиделкой» (Алекс Вулф, снимавшийся в «Свинье») она отправляется на Манхэттен в кукольный театр. Обычный день в Нью-Йорке оборачивается последним «шумным» днём: на город сваливаются инопланетные (или вылезшие из недр земли) чудовища, которые ничего не видят, но остро реагируют на звук. Армия призывает выживших добираться до паромов, поскольку вода — единственное безопасное место. Но Сэм идёт в противоположную сторону: за пиццей детства и в джаз-клуб своего отца в Гарлеме. По пути она встречает перепуганного британского студента в костюме, героя Джозефа Куинна (звезда четвёртых «Очень странных дел»).
От подобных приквелов, сделанных в рамках коммерческого расширения франшизы, не ждёшь особых откровений. У них, как правило, есть функциональные задачи — развить вселенную, показать генеалогию чудищ или ввести новых персонажей, которых можно будет использовать в будущих проектах. Короче, расширить лор.
В «Дне первом» зритель не узнает о монстрах ничего нового. Пожалуй, за исключением одной сцены, в которой показали органическое логово остроухих и их дружное поедание чего-то непонятного. Впрочем, не густо.
С другой стороны, всё это было бы даже интересно узнать. Но, к сожалению, обычно эти объяснения до жути банальны. Поэтому Сарноски фокусируется на частной истории двух одиночек в мегаполисе; в остальном — все те же фокусы с шептанием, тихими перебежками и случайными падениями предметов, призывающими смертельную опасность. Вообще, работа со звуком — главное достоинство оригинальной части, которая и выделила Красински на фоне других хоррормейкеров, снимающих про подобных монстров чуть ли не со времён «Чужого».
Увы, на формальном уровне Сарноски не развивает это направление. Он практически полностью полагается на уже проверенные двумя предыдущими частями ходы. По крайней мере я не услышал особо новых эффектов или какой-то завораживающий саунд-дизайн (пост)городского пространства. Хотя одно новшество всё-таки вспоминается: за счёт того, что чудищ в этом фильме значительно больше, их быстрое перемещение напоминает условный лошадиный табун, который вот-вот снесёт тебя.
Одно из самых любопытных решений в фильме — сделать главную героиню Сэм умирающей онкобольной. На первый взгляд может показаться, что это классическая манипуляционная история из кондовых учебников по сценаристике.
Но фактически Сарноски задаёт вопрос: будешь ли ты всеми силами хвататься за жизнь в условиях апокалипсиса, когда одной ногой уже стоишь по ту сторону?
Сэм находит причину идти вперёд в желании съесть кусочек пиццы, который, конечно, выступает здесь символическим объектом из детства. Перед уходом Сэм хочет прикоснуться к воспоминанию, когда она с отцом заглядывала в пиццерию после его джаз-сессий.
За переживание страха, стремление к жизни в фильме отвечает преимущественно герой Куинна. Признаться, его первое появление в кадре пронзительно: актёр отлично передал чувство одиночества, заброшенности и потерянности. Почему-то именно после этих сцен — а не первого нападения чудовищ в облаке пыли от ракетных ударов — я подумал про 9/11. Идти парню некуда, поэтому он плетётся за Сэм и Фродо. К слову, кот — чуть ли не самый спокойный персонаж (его, как сообщают, сыграли два кота-актёра, Нико и Шницель). За всё путешествие он не издал ни звука и всегда сам находил дорогу к хозяйке. И обвинить режиссёра в неправдоподобии как-то язык не повернётся.
Если первая часть — это чистый и, главное, работающий хоррор, то приквел обернулся сентиментальным блокбастером. И это неплохое сочетание, с которым «День первый» зафиксируется в франшизе как самостоятельное кино. Особенно на фоне других побочных продуктов в индустрии.