«Тихое место: День первый»: я люблю Нью-Йорк

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Тихое место: День первый», Paramount Pictures

В мировом прокате идёт триллер «Тихое место: День первый» — приквел популярной франшизы Джона Красински про насекомообразных монстров, атакующих жертву на звук. На этот раз картину снял Майкл Сарноски, известный по «Свинье» с Николасом Кейджем. Роман Волынский рассказывает, чем «День первый» (не) заинтересует зрителя.

Лупита Нионго играет Сэм, поэтессу в терминальной стадии рака. Вместе с котом Фродо, другими пациентами пригородного хосписа и их «сиделкой» (Алекс Вулф, снимавшийся в «Свинье») она отправляется на Манхэттен в кукольный театр. Обычный день в Нью-Йорке оборачивается последним «шумным» днём: на город сваливаются инопланетные (или вылезшие из недр земли) чудовища, которые ничего не видят, но остро реагируют на звук. Армия призывает выживших добираться до паромов, поскольку вода — единственное безопасное место. Но Сэм идёт в противоположную сторону: за пиццей детства и в джаз-клуб своего отца в Гарлеме. По пути она встречает перепуганного британского студента в костюме, героя Джозефа Куинна (звезда четвёртых «Очень странных дел»).

«Тихое место: День первый», Paramount Pictures

От подобных приквелов, сделанных в рамках коммерческого расширения франшизы, не ждёшь особых откровений. У них, как правило, есть функциональные задачи — развить вселенную, показать генеалогию чудищ или ввести новых персонажей, которых можно будет использовать в будущих проектах. Короче, расширить лор.


В «Дне первом» зритель не узнает о монстрах ничего нового. Пожалуй, за исключением одной сцены, в которой показали органическое логово остроухих и их дружное поедание чего-то непонятного. Впрочем, не густо.


С другой стороны, всё это было бы даже интересно узнать. Но, к сожалению, обычно эти объяснения до жути банальны. Поэтому Сарноски фокусируется на частной истории двух одиночек в мегаполисе; в остальном — все те же фокусы с шептанием, тихими перебежками и случайными падениями предметов, призывающими смертельную опасность. Вообще, работа со звуком — главное достоинство оригинальной части, которая и выделила Красински на фоне других хоррормейкеров, снимающих про подобных монстров чуть ли не со времён «Чужого».

«Тихое место: День первый», Paramount Pictures

Увы, на формальном уровне Сарноски не развивает это направление. Он практически полностью полагается на уже проверенные двумя предыдущими частями ходы. По крайней мере я не услышал особо новых эффектов или какой-то завораживающий саунд-дизайн (пост)городского пространства. Хотя одно новшество всё-таки вспоминается: за счёт того, что чудищ в этом фильме значительно больше, их быстрое перемещение напоминает условный лошадиный табун, который вот-вот снесёт тебя.

Одно из самых любопытных решений в фильме — сделать главную героиню Сэм умирающей онкобольной. На первый взгляд может показаться, что это классическая манипуляционная история из кондовых учебников по сценаристике.

Но фактически Сарноски задаёт вопрос: будешь ли ты всеми силами хвататься за жизнь в условиях апокалипсиса, когда одной ногой уже стоишь по ту сторону?

«Тихое место: День первый», Paramount Pictures

Сэм находит причину идти вперёд в желании съесть кусочек пиццы, который, конечно, выступает здесь символическим объектом из детства. Перед уходом Сэм хочет прикоснуться к воспоминанию, когда она с отцом заглядывала в пиццерию после его джаз-сессий.

«Тихое место: День первый», Paramount Pictures

За переживание страха, стремление к жизни в фильме отвечает преимущественно герой Куинна. Признаться, его первое появление в кадре пронзительно: актёр отлично передал чувство одиночества, заброшенности и потерянности. Почему-то именно после этих сцен — а не первого нападения чудовищ в облаке пыли от ракетных ударов — я подумал про 9/11. Идти парню некуда, поэтому он плетётся за Сэм и Фродо. К слову, кот — чуть ли не самый спокойный персонаж (его, как сообщают, сыграли два кота-актёра, Нико и Шницель). За всё путешествие он не издал ни звука и всегда сам находил дорогу к хозяйке. И обвинить режиссёра в неправдоподобии как-то язык не повернётся.

Если первая часть — это чистый и, главное, работающий хоррор, то приквел обернулся сентиментальным блокбастером. И это неплохое сочетание, с которым «День первый» зафиксируется в франшизе как самостоятельное кино. Особенно на фоне других побочных продуктов в индустрии.

Читайте также
«Контакты»: соцпомощь инопланетянину
То ли отечественный «Район № 9», то ли «Прибытие».
Не усложняй, не вытесняй: в чём феномен «Головоломки 2»
Аттракцион тревожности на миллиард долларов.
Третий сезон сериала «Медведь»: ресторан страданий наших
Стресс и споры на кухне продолжаются.
«Только течёт река»: ускользающая реальность Китая 95-го
Разгадывая неразгадываемый неонуар.
«Эрик»: из жизни монстров и марионеток
Нелюбимые дети, несчастные взрослые.
Также рекомендуем
В прокат выходит «Тихое место 2», продолжение нашумевшего хоррора Джона Красински о вторжении ино...
Человечеству не в новинку сталкиваться лицом к лицу с глобальными угрозами, несущими смерть и разрушения всему живому.
В прокат выходит «Тихое место 2», продолжение нашумевшего хоррора Джона Красински о вторжении ино...
Человечеству не в новинку сталкиваться лицом к лицу с глобальными угрозами, несущими смерть и разрушения всему живому.

Последние новости

Рецензия на триллер «Еретик»: квест в поисках веры
Религиозный триллер с поп-культурными отсылками.
«Кино — искусство грубое»: интервью с Николаем Ларионовым и Юлией Марченко
О драме «Вечная зима», феномене посттравмы и хорроре в российском кино.
Критики не оценили «Миссия: Красный»
Ленту называют новогодней пустышкой.
00:00