В российский прокат выходит анимационный фильм «Где Анна Франк», в котором соединяются и знакомая история об ужасах холокоста, и современный сюжет. Кажется, про Анну Франк и её дневник нельзя снять уже ничего нового, но израильский режиссёр Ари Фольман придумывает интересный ход и оживляет рыжеволосую подругу тринадцатилетней девочки — Китти. Максим Ершов делится впечатлениями от картины.
Еврейская девочка Анна Франк вела дневник на нидерландском языке с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. После прихода Гитлера к власти в Германии семейство Франков (а, кроме Анны, это её старшая сестра Марго, мама и папа) вынужденно эмигрировало в Амстердам. Но нацисты пришли и в другую страну. Глава семьи Отто Франк — управляющий фирмы «Опекта» — оборудовал в офисе убежище. Здесь Анна прожила 25 месяцев, затем её схватили и отправили сначала в Освенцим, а оттуда в Берген-Бельзен. В феврале 1945-го, за несколько месяцев до окончания Второй мировой, она умерла от тифа. Кстати, из всех Франков войну пережил только Отто.
Дневник Анны Франк впервые был опубликован в 1947 году, а в 2009-м был признан объектом реестра «Память мира» ЮНЕСКО. Оригинал литературного произведения — одно из главных и жутких свидетельств холокоста — хранится в Амстердаме, в музее «Дом Анны Франк». Анна вела дневник в формате диалога с воображаемой подругой Китти, высокой рыжеволосой девочкой.
Анимационный фильм начинается с того, что со страниц дневника из аккуратно выведенных чернилами букв в наш современный мир приходит Китти, живая и настоящая. Она отправляется в путешествие по Амстердаму в поисках подруги. Китти прекрасно помнит все беседы, которые с ней вела Анна, но не знает, что юной писательницы давно нет в живых. Зато в столице Нидерландов есть не только музей, названный в её честь, но и театр, мост и даже памятник. Нет только самой Анны.
Премьера мультфильма «Где Анна Франк» состоялась во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Один из его продюсеров — Александр Роднянский. В производстве участвовали представители Бельгии, Люксембурга, Франции, Нидерландов и Израиля, что лишний раз подчёркивает общеевропейскую важность исторической памяти. Анна Франк — возможно, наиболее известная жертва геноцида евреев во время Второй мировой войны. Её трагедия не имеет национальности, она универсальна и не должна быть забыта.
Израильский режиссёр анимации Ари Фольман, автор серьёзных и авангардных «Вальса с Баширом» и «Конгресса», обратился к часто встречающейся в кино теме холокоста, но нашёл для неё новый угол зрения. Фольману принципиально важно связать страшные события середины XX века с современностью.
Рыжеволосая Китти, с одной стороны, в ненавязчивой форме рассказывает историю Анны Франк, а с другой, смотрит незамыленным взглядом на современную Европу.
И в ней тоже есть свои проблемы, пусть и Гитлера давно победили. Китти интересуется судьбой беженцев в Нидерландах. Живут они в жутких условиях, а их правовой статус власти страны могут определять в течение нескольких лет. А затем сирийцев, афганцев или африканцев могут насильно выдворить за пределы Евросоюза.
В глазах рыжеволосого подростка кризис беженцев — настоящая гуманитарная катастрофа. Китти — не только подруга Анны Франк, но и проводник её общечеловеческих ценностей в наш мир. Фактически ожившая героиня дневника пытается транслировать мысли юной писательницы.
В названии фильма его разгадка. «Дом Анны Франк» ежедневно посещают тысячи туристов, но большая часть из них приходит сюда для галочки, чтобы отметиться, не более того. Уж точно никто не пытается поставить себя на место автора дневника и прочувствовать всю её боль.
Это выход из зоны комфорта, да ещё и требующий большой эмоциональной работы. Удивительным образом картина Фольмана в критике современных музеев, связанных с холокостом, близка документальному «Аустерлицу» Сергея Лозницы.
В нём улыбающиеся толпы туристов посещают превратившиеся в мемориалы бывшие концлагеря. На лицах многих из них нет и тени грусти, кто-то ест чипсы, кто-то мучительно выискивает, где же здесь туалет. Земля, на которой были убиты сотни тысяч, если не миллионы людей, не вызывает ни трепета, ни ужаса. Всё это было давно и не с нами. Сюда приезжают на несколько часов на скоростном поезде, чтобы затем вернуться к обычной жизни и будничным заботам.
Связь времён, историческая память разорвана — об этом вслед за Лозницей говорит Фольман. Где Анна Франк? Не в зданиях и не в памятниках. Даже не столько важен её дневник. Китти вдали от книги начинает исчезать (чернила растворяются в воздухе, не оставляя и следа), поэтому она крадёт литературное произведение и с ним в рюкзаке путешествует по Амстердаму. Из-за пропажи дневника на уши встают власти столицы, а город заполоняют плакаты с вопросом: «Где дневник?» В этом месте начинаются авантюрные приключения: Китти и её новые друзья убегают от полицейских, мчатся по замёрзшим городским каналам на коньках и скрываются от контролёра в поезде.
Если верить Китти, сегодня Анна Франк стала бы правозащитницей, которая борется за права иммигрантов. В XXI веке в подавляющем большинстве случаев они бегут с родины не по своей воле, а в поисках лучших условий. Часто это вопрос жизни и смерти. И если сытые и довольные собой европейцы забыли об этом, кто-то (в данном случае Китти) должен напомнить им о тех идеях, что скрываются на страницах дневника Анны.
«Где Анна Франк» словно бы ориентирован на подростков. Это слишком сентиментальная и прямолинейная история, которая старательно пытается протянуть ниточку от геноцида евреев, развязанного Гитлером, к современному кризису беженцев в Европе. Даже анимация израильского режиссёра в этот раз выглядит сказочной, лёгкой и немного стандартной. Ничего общего рисовка ни с «Вальсом с Баширом», ни с «Конгрессом» не имеет. Интересно разве что выглядят нацисты: у них не видно лиц, их закрывают страшные белые маски, вместо глаз лишь прорези, а туловища облачены в длинные тёмные плащи. Это мрачное полчище движется маршем по Европе и высасывает, как дементоры, чувства из живых.
По понятным причинам мы не можем знать, что бы сегодня сказала сама Анна, потому Фольману нужна Китти. Но интересующимся как политикой, так и историей образованным людям сюжет фильма покажется уж больно детским и наивным. Конечно, нашему миру всегда нужна прививка гуманизма, но стоит ли для этого связывать воедино разные проблемы и пытаться, вспоминая одну из них, рассказать про другую?