Ретро-хоррор «Цензор»: фестивальное кино, в котором есть неон, эстетика VHS и расчленёнка

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российский прокат вышел показанный на «Сандэнсе» и Берлинском фестивале хоррор «Цензор» — дебют валлийки Прано Бэйли-Бонд. Максим Ершов удивляется, как ловко молодая режиссёрка вплетает тревожные воспоминания и детские травмы в фильм внутри фильма, но и признаёт, что до Питера Стрикленда ей пока далеко.

В 1984 году Британский совет по классификации фильмов получил своё сегодняшнее название и начал активно цензурировать любые видео, которые могли добраться до обывателя и навредить ему. Тогда Туманный Альбион, как посчитали власти, захлестнула волна видеокассет сомнительного содержания. Более того, фильмы категории B с расчленёнкой и кишками вели к росту тяжких преступлений. Эта причинно-следственная связь стара как мир, только теперь архаичные страны винят не эксплуатационное кино, а видеоигры. В восьмидесятые Маргарет Тэтчер сражалась не только с докерами и шахтёрами, война была объявлена наготе и насилию на экране.

«Цензор» — первый фильм валлийской режиссёрки Прано Бэйли-Бонд. Сначала он был показан на фестивале «Сандэнс», а затем и в программе «Панорама» Берлинале. И это несомненный успех для хоррора, который мог бы колесить лишь по смотрам жанрового кино. Дебют Бэйли-Бонд подкупает мощной подкладкой из реальных событий, многолетней истории битвы между кино и государственной, общественной цензуры, эстетики VHS, самой культуры эксплуатационных фильмов и работ больших мастеров, которые так или иначе перерабатывали их в нечто большее.

Строгая девушка в старомодных очках по имени Энид (ирландка Нив Алгар из «Гнева человеческого» и сериала «Воспитанные волками») дни напролёт отсматривает низкобюджетные «бэхи» и вместе с коллегами решает, вырезать ли ту или иную сцену с гениталиями или выковыриванием глаза. Обстановка в кабинетах цензоров рабочая, шутки не приветствуются. Совсем невесело становится, когда один британец, посмотрев хоррор с говорящим названием «Безумие», убил жену и обглодал её лицо, — всё по заветам экранных героев.

Фото: Magnet

Энид (видимо, из-за стресса) с ещё большей педантичностью окунается в работу. И вот в фильме «Не ходи в церковь» таинственного и запрещённого режиссёра Фредерика Норфа в актрисе Элис Ли она узнаёт пропавшую много лет назад младшую сестру Нину. Цензор отправляется на поиски автора картины и даже попадает на съёмочную площадку её продолжения.

Если захотеть упростить сюжет «Цензора» и забыть о форме, то это достаточно типичная история безумия рядового человека, непроговорённых и неотработанных травм и невозможности отделить внутреннее от внешнего, реальное от фантазий. Примерно такую же тему затрагивал недавний хоррор британки Роуз Гласс «Спасительница» (картина по-прежнему доступна в российских онлайн-кинотеатрах). Только у Гласс несчастная медсестра ударялась в религию, у Бэйли-Бонд тоскующая по сестре Энид начинает видеть пропавшую даже в кино.

«Цензор» — признание в любви к эксплуатационному кино и даже поиск в нём своей правды (не зря Энид пытается сделать из пропавшей сестры актрису, вписать её в реальность фильма, только там она и жива). Бэйли-Бонд сначала с нежностью показывает сцены насилия, от которых цензоры лишь устало потирают глаза, а затем возвращает нас обратно. Валлийка сталкивает холодные серые коридоры Британского совета по классификации фильмов и яркие кадры эксплотейшна. На экране буйство голубых, розовых и зелёных неоновых красок — они словно бы призывают окунуться в этот удивительный мир, уйти от тоскливой жизни офисного клерка. Примерно в такой же цветовой гамме работал Лука Гуаданьино в ремейке «Суспирии» и Питер Стрикленд в «Маленьком красном платье» и «Студии звукозаписи “Берберян”». Только у них джалло превосходило прозу быта, а у Бэйли-Бонд торжество «бэх» с расчленёнкой. Кинематографисты одновременно ностальгируют по 70–80-м и отдают должное жанрам, которые долгое время было принято считать второстепенными и прикладными. Справедливость всё же есть.

Фото: Magnet

Важно вспомнить и другого современного британского автора — Бена Уитли (кстати, он продюсировал «Герцога Бургундии» и «Маленькое красное платье» Стрикленда). Его новый хоррор «В земле» тоже показывали на «Сандэнсе» этого года. Правда, вряд ли он доберётся до отечественного проката. Из фильмов Уитли в «Цензор» перекочевал характерный актёр Майкл Смайли, представший в образе продюсера картин Фредерика Норфа. Он связующее звено между закрытым миром эксплотейшна и внешней скучной средой.

Дебют валлийской режиссёрки, безусловно, из породы современных хорроров: синефильская радость и умелая работа со звуком и цветом. С другой стороны, пока что ей не так хорошо, как Стрикленду, удаётся держать ритм. Даже с небольшим хронометражем в 84 минуты картина вышла несколько затянутой. Но в любом случае «Цензор» — один из самых эстетских фильмов ужасов года, необходимая ода ушедшей эпохе. Как ни боролись с эксплуатационным кино по всему миру, оно победило, да ещё и приобрело новый терапевтический статус. А насилие провоцируется запретами.


Читайте также
«Время»:  М. Найт Шьямалан доказывает сам себе, что старость — не радость
Влад Шуравин пытается разобраться, чем кино может удивить фанатов.
«Улица страха» в трёх частях: очень «наивное» кино
Три пятницы подряд на Netflix выходила «Улица страха» Ли Джаньяк. О чём: проклятие повешенной в 1666 году ведьмы не даёт покоя жителям провинциальн...
Опиаты для народа: в прокате «На игле» Дэнни Бойла 
В повторном прокате культовая картина «На игле» — работа Дэнни Бойла, которую видел, о которой слышал каждый второй (примерная статистика). Андрей Карташов ра...
«Космический джем: Новое поколение» — Looney Tunes снова в деле, а самоирония спасёт мир 
В российском прокате «Космический Джем: Новое поколение» — да, сиквел того самого фильма с Майклом Джорданом и мультяшками в главных ролях. Зарубеж...
Три русских фильма в Каннах: старший, средний и младший
Егор Москвитин рассказывает о трёх русских фильмах (или фильмах на русском языке), показанных в Каннах: «Купе номер шесть» Юхо Куосманена, «Разжимая кулаки» К...
You know you love me: рассказываем, какой получилась новая «Сплетница» (и почему мы скучаем по оригиналу) 
8 июля на HBO Max вышла первая серия обновлённой «Сплетницы» — то ли продолжения, то ли ремейка популярного сериала канала The CW. Артём Макарский рассказывае...
Также рекомендуем
Берлинский кинофестиваль закончился, но обсуждение программы — нет. Ксения Ильина добросовестно провела прошлу...
Вторая серия берлинских дневников Зинаиды Пронченко. Фиалка расцветает в отличие от всей прочей флоры.Иллюстрации: Катя...
День десятый на Потсдамер-плац. Фиалка комментирует итоги фестиваля.Иллюстрации: Катя ГендиковаУходя, уходи, комментирую...
Мрачные сказки четвёртого дня Берлинале пришлись нашей Фиалке по вкусу. Да, и такое случается. Иллюстрации: Катя Гендик...
Берлинский кинофестиваль закончился, но обсуждение программы — нет. Ксения Ильина добросовестно провела прошлу...
Вторая серия берлинских дневников Зинаиды Пронченко. Фиалка расцветает в отличие от всей прочей флоры.Иллюстрации: Катя...
День десятый на Потсдамер-плац. Фиалка комментирует итоги фестиваля.Иллюстрации: Катя ГендиковаУходя, уходи, комментирую...
Мрачные сказки четвёртого дня Берлинале пришлись нашей Фиалке по вкусу. Да, и такое случается. Иллюстрации: Катя Гендик...

Последние новости

Съёмки третьего сезона «Эйфории» начнутся совсем скоро
Сидни Суини обещает, что фанаты будут поражены.
Джек Блэк надеется получить «Оскар» за экранизацию Minecraft
Также актёр может исполнить песню для фильма.
Ханс Циммер не планирует уходить на пенсию
Композитор занимается музыкой более 40 лет.
Фотографии со съёмок пятого сезона «Очень странных дел»
Опубликованные создателем Россом Даффером.
00:00