В прокате новый фильм режиссёра «Служанки» и «Олдбоя», но даже если вы не смотрели эти фильмы, то это не повод пропускать удивительную картину Пак Чхан-ука. «Решение уйти» — детективная история любви или романтический детектив, в котором жанровые атрибуты — лишь условность.
Глазами мёртвого работника миграционной службы, по хрусталикам которых беспардонно ползают муравьи, зритель смотрит снизу вверх на вершину скалы, откуда на труп, в свою очередь, взирают двое полицейских. Скалолаз-любитель сорвался в один из своих подъёмов. Кажется, несчастный случай и ничего особенного. Но, следуя протоколу, благородный старший следователь Хэ-джун допрашивает вдову — загадочную мигрантку китайского происхождения Со-рэ, чья осанка и строгий корейский, выученный по историческим сериалам, сразу же пленяют следователя. Со-рэ муж бил. Это подтвердят в клинике, куда она обращалась. И Со-рэ не кажется сокрушённой горем. Добрая сиделка для пожилых, смеющаяся над своим же корейским и прямо смотрящая в глаза следователю, могла убить мужа-тирана? Опытный Хэ-джун чувствует, что девушку следует записать в подозреваемые, а потому начинает стремительно с ней сближаться и… влюбляется.
Одержимость Хэ-джуна потенциальной убийцей не имеет ничего общего со всеми жанровыми образчиками, которые вы встречали в кино до этого. Это не «Основной инстинкт», не «Море любви», не «Жар тела». Но влечение Хэ-джуна к Со-рэ назвать здоровым точно нельзя. Детектив устраивает за девушкой слежку, записывая свои размышления о жизни Со-рэ на умные часы. И те ночи, когда он сдержанно и аккуратно, но рискуя репутацией, следит за подозреваемой, герой наконец высыпается, устроившись в машине перед её домом. В своём аккуратном и размеренном воскресном браке (супруги живут в разных городах) с работницей АЭС Хэ-джун не счастлив. И сон его прерывист и тяжёл. Поэтому женщина, которая просто появлением в окне может успокоить и усыпить, становится хозяйкой его разума и сердца.
История Со-рэ и Хэ-джуна будет разделена на две части: когда умрёт его любовь, родится её. Их отношения не будут разрываться между шёпотами и криками, но ровно и медитативно заполнят всё пространство между ними целомудренным теплом. Он приготовит ей ужин, она уложит его спать. Он намажет её руки кремом, она — его губы бальзамом. И расследование обстоятельств смерти мужа, и вся предыстория Со-рэ уйдут на второй план, пока благородный старший следователь вновь не подметит деталь, которая вернёт его в профессиональное русло.
Пак Чхан-ук — режиссёр удивительный и изобретательный, которому легко покоряются и жестокость, и насилие, и страсть, и нежность на экране. «Решение уйти» в фильмографии корейского мастера, возможно, один из самых сдержанных фильмов, но красота и оригинальность визуального ряда и монтажного озорства обезоруживают. Пак с каким-то подростковым максимализмом играет с планами, цветами, ракурсами, склейками, но у него это получается не пафосно, не перегруженно, не пошло, а завораживающе.
Это триллер без триллера, детектив без привычного расследования, драма без надрыва и фатальности. Но фильму «Решение уйти» всё к лицу: и синие обои, и меняющее цвет платье Со-рэ, и гранатовый сок, и дерзкий монтаж, и успокаивающие диалоги, и неловкие паузы, и внезапные сцены погони и драк. Непонятно, какую магическую формулу открыл режиссёр, но оторваться от этой уловки Пак Чхан-ука решительно невозможно.