Премьера фильма «Никто» Ильи Найшуллера: особый метод Хитча

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

К середине марта в прокат постепенно возвращаются блокбастеры. Среди них — новая лента режиссёра Ильи Найшуллера «Никто». Тимур Алиев — о русской мафии в фильме, традициях боевиков 30-летней давности и умеренном экшене.


Главный герой американской картины Ильи Найшуллера — аудитор Хитч, работающий на безликом заводе. Персонаж не имеет ни амбиций, ни целей в жизни. Его мало что заботит, он почти не общается ни с женой, ни с детьми. Супруга ежедневно выпивает кофе раньше него, мусоровоз уезжает быстрее, чем он успевает закинуть контейнер с отходами. Кажется, жизнь буквально «обгоняет» героя. Вокруг ничего не меняется и словно никогда не изменится.

Поворотным событием в череде серых будней становится ограбление. Двое бандитов врываются в дом к Хитчу, но не находят ничего, чем могли бы поживиться. «Вся наличка на карте, у нас нечего брать», — оправдывается герой, смотря в дуло пистолета (как позже выяснится, не заряженного). Горе-взломщики снимают часы с его запястья и забирают пару баксов из вазы вместе с браслетом, который очень дорог дочери Хитча. В потасовке зарабатывает синяк под глазом сын главного героя — позже он упрекнёт отца за упущенную возможность «вырубить» одного из бандитов.

«Я бы действовал по-другому», — то ли констатирует, то ли плохо скрывает упрёк один из полицейских, приехавших после ограбления. Несколько лет назад такую же мысль высказал исполнителю главной роли Бобу Оденкёрку реальный коп — сценарий «Никто» основан на событиях, которые произошли в доме актёра. Идея долго жила в голове Оденкёрка, пока он не поделился ею с продюсерами, а те не вышли на сценариста Дерека Колстада (тогда он уже написал истории первых частей франшизы «Джон Уик») и на Илью Найшуллера (им очень понравился его клип на трек «For The Kill» для группы Biting Elbows, одним из вокалистов которой является сам Илья).

Дабы сразу отмести параллели с «Джоном Уиком», стоит уточнить: история Колстада не базируется на мифе об абсолютном герое. Времена не те — у мира есть и Супермен, и Чудо-женщина, и Киану Ривз (как в кино, так и в видеоиграх). «Никто» — история, обращённая к мужчинам среднего достатка из мира одноэтажной Америки, которых хотя бы раз в жизни терзала мысль: «Как защитить свою семью? На что я в действительности готов, если что-либо произойдёт с ними?» В юности этих же людей триггерил «Бойцовский клуб» Финчера — Паланика с его «копией, снятой с копии», — «Никто», в сущности, такая же «копия», снятая одновременно со всего сразу.

Сценаристы подарили персонажу тёмное прошлое, связанное со спецслужбами. Он вынужден скрывать — информацию и смертоносные навыки — от близких людей. Когда-то Хитч был одним из профессиональных убийц на службе у дяди Сэма. Решив завязать, вернулся к нормальной жизни. Но ряд обстоятельств — в частности, поиск дорогого для ребёнка браслета и желание восстановить справедливость, преподав урок горе-бандитам, — приводят к срыву. «Сол Гудман» в главной роли смотрится как влитой: идея вручить вчерашнему адвокату в руки ствол и пару бомб, включив фоном «What a Wonderful World» Армстронга, реализована блестяще.



С русским постановщиком в это кино приходит и русская мафия. Короткое камео Александра Паля (его дебютная роль в американском кино) и большая роль главного мафиози-социопата в исполнении Алексея Серебрякова — заслуга Найшуллера, отстоявшего каст на «ковре» у продюсеров. Серебряков — настоящее украшение фильма. Жестокий безумец и в то же время поклонник изобразительного искусства, развешивающий на стенах полотна Ван Гога и Ренуара, его персонаж Юлиан Кузнецов держит бандитский «общак», в свободное время танцует под хит начала 90-х «Бухгалтер» Алёны Апиной и убивает молчаливых бандосов за их косой взгляд.

Найшуллер намеренно отходит от избитых клише, от которых, кажется, устали и на Западе. Никакого русского олигархата (Юрий Омович) или торговли оружием на постсоветском пространстве (Юрий Орлов), никаких параллелей с ядерной державой (Андрей Сатор) или обид на неё (Иван Ванко). Вместо набивших оскомину образов — харизматичный и непредсказуемый Кузнецов. Вместо квадратного бугая, не способного и двух слов связать — африканец-эфиоп Павел в качестве «правой руки» и камео лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова, отлетающего в стену от выстрела Кристофера Ллойда, который будто прилетел в кино Найшуллера на своей DeLorean.

«Никто» в целом выглядит как кино голливудское, при этом фильм в большей степени зацепит скорее российскую аудиторию. Лента — словно клубок параллелей на все хиты, которые Найшуллер, вероятно, засмотрел до дыр на VHS-кассетах. Пока украинцы отвечают Сухорукову за «Севастополь» в картине Балабанова, Оденкёрк делает из подручных средств ворох ловушек — экс-киллер готовится ко встрече с русской братвой (прямо как Данила, делающий обрез в заброшенной высотке, слушающий в плеере «Наутилус Помпилиус»). Финальное сражение — с невнятной мотивацией, продумывать которую у авторов, видимо, не было сил, — превращается в феерический симбиоз комедии «Один дома», блэксплотейшна «Шафт» и индонезийского «Рейда». Пули свистят, гранаты летят, а потом семье Хитча, у которого уже зажили раны, понадобится новый дом — главное, чтобы с большим подвалом.

Читайте также
«Снега больше не будет»: зона всеобщего отчуждения
Capella Film выпускает в российский прокат фильм «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской и Михала Энглерта. История про пришельца (видимо,...
Фильм «Игры шпионов»: казнить нельзя помиловать
В российский прокат выходит картина «Игры шпионов» про полковника ГРУ Олега Пеньковского, который в годы холодной войны сливал секретную информацию западным а...
Фильм «По наклонной» братьев Руссо: даю присягу героину
На платформе Apple TV+ вышел фильм «По наклонной» Энтони и Джо Руссо с Томом Холландом в главной роли. Виолетта Власова рассказывает о картине, в которой арме...
«Нос, или Заговор “не таких”» — если бы BadComedian делал обзор на советский авангард в трёх гэгах
В прокате мультфильм-долгострой Андрея Хржановского — классика советской и российской мультипликации. Признанный одним из главных событий пандемического 2020-...
Сентиментальное путешествие по «Земле кочевников» Хлои Чжао
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный претендент на премию «Оскар». Андр...
«Патруль: По законам улиц»: уроки выживания в гетто
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink появился остросюжетный датский боевик режиссёров Фредерика Луиса Хвии...
Также рекомендуем
На Netflix вышел полнометражный дебют Якуба Пьятека «Прайм-тайм» о террористе на центральном телеканале Польши....
В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в Пусан», наречённый в оригинал...
Рассказываем, чем так впечатляет эта работа про скучающих интеллектуалов.
Алексей Филиппов рассказывает про фильм, в котором бабка за маму, мама за дочку, а в конце репка.
На Netflix вышел полнометражный дебют Якуба Пьятека «Прайм-тайм» о террористе на центральном телеканале Польши....
В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в Пусан», наречённый в оригинал...
Рассказываем, чем так впечатляет эта работа про скучающих интеллектуалов.
Алексей Филиппов рассказывает про фильм, в котором бабка за маму, мама за дочку, а в конце репка.

Последние новости

Что смотреть в кино с 25 апреля: от «Блиндажа» до «Зла не существует»
Отечественные драмы, новый фильм Рюсукэ Хамагути, перевыпуск классики.
Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
00:00