19 сентября в российский прокат выходит «Граф Монте-Кристо» — новая экранизация монументального романа Александра Дюма — отца. За переосмысление классики отвечали Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт, которые написали сценарий к бодрой дилогии «Три мушкетёра» 2023 года. Рассказываем, чем впечатляет новое прочтение истории о возмездии Эдмона Дантеса и удалось ли Пьеру Нинэ постичь характер неоднозначного героя.
1815 год. 22-летний моряк Эдмон Дантес (Пьер Нинэ) возвращается из долгого плавания в Марсель, чтобы обручиться со своей возлюбленной Мерседес (Анаис Демустье). Мечтам юноши о счастливом браке не суждено сбыться. Эдмона предаёт человек, которого он считал другом. Дантеса, ложно обвинённого в заговоре с бонапартистами, ссылают в замок Иф, где он томится в сырой камере. После четырнадцатилетнего заключения Эдмон наконец сбегает и отправляется на остров Монте-Кристо, где спрятаны сокровища покойного аббата Фариа, с которым узник подружился в тюрьме. Теперь разбогатевший Дантес провозглашает себя таинственным графом и разрабатывает жестокий план мести тем, кто обрёк его на многолетние страдания.
Мировая премьера масштабной драмы «Граф Монте-Кристо» прошла вне конкурса на 77-м Каннском международном кинофестивале, где картина затерялась среди двух других монументальных фильмов смотра — претенциозного «Мегалополиса» Фрэнсиса Форда Копполы и постапокалиптической «Фуриосы». Несмотря на то что к новой адаптации приключенческого романа Дюма-отца было приковано значительно меньше внимания, критики высоко оценили мрачную сказку об изощрённом возмездии Эдмона Дантеса. Над свежей экранизацией «Графа Монте-Кристо» трудились Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт — сценаристы дилогии «Три мушкетёра» («Д’Артаньян» и «Миледи»), которые на сей раз примерили амплуа режиссёров. Внушительная киноверсия похождений д’Артаньяна и его братьев по шпагам впечатляла историческими декорациями, изящным экшеном и звёздным кастом (Венсан Кассель и Ева Грин успешно заманивали зрителя в свои сети), но разочаровывала сырой драмой. «Граф Монте-Кристо» же, напротив, может похвастаться образцовым сочетанием захватывающего приключения и театрализованной трагедии в лучших традициях Netflix (в данном случае это комплимент).
Картина следует заветам эпохального романа лишь номинально. Сюжетная канва остаётся прежней, но некоторые моменты в биографии Эдмона Дантеса значительно упрощаются, вероятно, для того, чтобы зритель, не знакомый с произведением Дюма-отца, не увяз в переплетении интриг и подлостей. Подобно литературному первоисточнику, «Граф Монте-Кристо» обманчиво начинается на воодушевляющей ноте и стремительно погружается в беспросветный мрак. После возвращения из опасного плавания молодой и энергичный моряк Эдмон Дантес пребывает в состоянии эйфории: юноша с нетерпением ждёт своего повышения до капитана и бракосочетания с прекрасной Мерседес. Герой Пьера Нинэ парит на крыльях любви в кадре и излучает счастье в окружении избранницы, отца и своего лучшего друга Фернана Мондего. Казалось бы, ничто не способно разрушить эту семейную идиллию, но обыкновенная зависть вновь одерживает верх над человеческой душой и заставляет людей творить страшные вещи.
Один ложный донос способен сломать жизнь невиновному моряку, но заговорщиков куда больше волнует собственное благополучие, поэтому лишить кого-то всего и отправить гнить в тюрьму для них — сущий пустяк. На экране обстоятельства заговора против Дантеса несколько отличаются от тех, что подробно описаны в книге, но сцена с арестом героя выглядит поистине сокрушительной: преисполненные трепета Эдмон и Мерседес стоят перед алтарём и готовятся дать друг другу клятву быть вместе, пока смерть не разлучит, как вдруг церемонию прерывают обвинения жениха в сговоре с Наполеоном. Задержание и приговор Дантеса к пожизненному заточению в политической тюрьме замка Иф происходят за считаные минуты, поэтому зритель едва успевает осознать весь ужас произошедшего.
Создатели фильма тратят около часа экранного времени на описание мучений оговорённого Эдмона в одиночной темнице, где тот сходит с ума от голода и холода на протяжении четырнадцати лет. Француз Пьер Нинэ, которого многие знают по роли молодого Ива Сен-Лорана в байопике 2014 года, поразительно перевоплощается из некогда жизнерадостного юноши в истощённого и отчаявшегося заключённого. В душевных и телесных страданиях персонажа в сырых стенах тюрьмы сомневаться не приходится: актёр словно пропускает всю боль Эдмона через себя, поэтому его трансформация в хладнокровного ангела мщения производит сильное впечатление. В романе Дюма-отца герой тщательно продумывал свой коварный план расправы над предателями, о чём в деталях рассказывал мини-сериал «Граф Монте-Кристо» (1998) с Жераром Депардьё, ныне отменённым в связи с обвинениями в сексуализированном насилии. В новой экранизации становление таинственного палача с трагической судьбой развивается по канонам голливудского приключенческого блокбастера (ближайшие ассоциации — «Пираты Карибского моря», мрачная супергероика DC и немного «Миссия невыполнима»).
От приключенческого романа до готического триллера о восхождении французского Бэтмена — рукой подать.
Морское путешествие Дантеса за сокровищами аббата Фариа после побега из замка Иф напоминает лучшие киноистории о погоне за несметными богатствами — динамичные, живописные и полные духа авантюризма.
Решение преподнести классический роман со множеством исторических тонкостей и запутанных махинаций в экшен-обёртке оказывается удачным. Три часа экранного времени пролетают совершенно незаметно, пока зритель пытается уследить за бурной чередой заговоров в тёмных комнатах роскошных особняков Парижа, разоблачением грехов влиятельных господ, напряжённых дуэлей на рассвете, внезапных покушений и признаний в любви. Однако если своей нарядной эстетикой «Граф Монте-Кристо» подражает костюмным драмам Джо Райта, то непредсказуемость смертей персонажей кино явно заимствует из «Игры престолов».
Похоже, создатели фильма намеренно изменили финальное падение нескольких героев, которым мстит Дантес, чтобы в определённый момент шокировать аудиторию под надрывную музыку. Даже те, кто читал роман, будут не готовы к некоторым поворотам экранизации. Конечно, во время просмотра у поклонников книги Дюма-отца может возникнуть желание упрекнуть адаптацию в картинной попсовости, но оно, скорее всего, пройдёт, как только перфекционист Пьер Нинэ раскроет мастерство перевоплощения, а его граф Монте-Кристо выйдет за рамки бескомпромиссного карателя.
В отличие от большинства экранных предшественников, новый Эдмон Дантес склонен к рефлексии, хотя и говорит, что он «давно не человек, а орудие слепой судьбы; сам судья и сам палач». Герой эффектно меняет маски и личности, преображается до неузнаваемости, выбрав подходящий образ, и общается на разных языках (итальянском и английском, помимо французского), чтобы вводить в заблуждение своих врагов и последовательно разрушать их жизни под сенью власти и изобилия. Вскрывая тёмные секреты Фернана, Данглара и де Вильфора (жуткая история о похороненном заживо младенце звучит за торжественным ужином, как гром среди ясного неба) Дантес ощущает себя всемогущим божеством, но всё равно не чувствует удовлетворения.
В фильме герой при этом не предстаёт плоским монстром без сердца, который разит противников без сожаления, ведь больше ни в чём не видит смысла. То, что милосердие ещё не окончательно покинуло душу Эдмона, становится очевидно в сценах, где он с гримасой невыносимой боли на лице объясняется с любимой Мерседес, которую прощает, и решает не препятствовать отношениям своей воспитанницы Гайде с сыном заклятого врага. Ещё одно достоинство новой экранизации «Графа Монте-Кристо» — сложные портреты второстепенных персонажей. В то время как мужчины, упёкшие Дантеса за решётку, однозначно являются порочными и безжалостными, ближайшие соратники сказочно богатого мстителя вызывают только сострадание.
В романе воспитанница графа Гайде не была героиней, обладающей свободой воли: Эдмон вызволил несчастную девочку из рабства у султана в рамках своего хитроумного плана, чтобы отомстить Фернану. В фильме же героиня (её самоотверженно играет Анамария Вартоломеи из «События» Одри Диван) по личным причинам становится добровольной сообщницей в сложной схеме возмездия, а её линия с преобладающим стремлением к полной независимости выходит достаточно драматичной. Компанию Гайде в хитросплетённой миссии «око за око» составляет юный протеже графа Андреа Кавальканти (вечно взволнованный Жюльен Де Сен Жан), который на самом деле является незаконнорождённым сыном коррумпированного прокурора де Вильфора, много лет назад подставившего Дантеса. Молодые сообщники Монте-Кристо играют на нервах зрителя и заставляют переживать за их будущее. Арка Мерседес, любви всей жизни Эдмона Дантеса, не отличается драматической тонкостью, но покоряет тем, что обещает пронзительный катарсис.
В желании обнажить смертельную психологическую рану героя и есть главное достижение этой адаптации.
Дорогостоящий и зрелищный «Граф Монте-Кристо» воспринимается как захватывающая сказка о возмездии, которое никогда не сделает главного героя счастливым. Пьер Нинэ наделяет внешне хладнокровного Эдмона Дантеса уязвимостью, которая неизбежно пробивается под многочисленными масками. Новая экранизация романа Дюма-отца делает ставку на травмы бывшего узника и оказывается в выигрыше. Граф Монте-Кристо не умеет прощать, но способен в последний момент опустить клинок, направленный на врага. Пожалуй, в желании обнажить смертельную психологическую рану героя, которая никогда не заживёт, и заключается главное достижение этой адаптации. Торжество правосудия совершается лишь формально — Эдмон Дантес понимает, что никогда не сможет отпустить прошлое, но не желает той же участи тем, кого любит. «В мире нет ни счастья, ни несчастья. Всё познаётся в сравнении. Только тот, кто безмерно страдал, способен испытать блаженство. Надо почувствовать вкус смерти, чтобы с удовольствием вкушать жизнь. Вся премудрость — в двух словах: ждать и надеяться!..» — пишет он в письме Мерседес и растворяется в морских просторах.