«Путешественница во времени»: философия жизни на примере параллельных реальностей

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Путешественница во времени», реж. Оливье Тренэр, 2022

23 марта в российский прокат выходит «Путешественница во времени» (Le tourbillon de la vie) — французская мелодрама, замаскированная под сай-фай о мультивселенных. Об основных идеях и концепции фильма рассказывает Юлия Салихова.

Концептуально «Путешественница во времени» исследует тему параллельных реальностей вроде тех, что были показаны в авторской ленте «Господин Никто» и оскароносном хите «Всё везде и сразу». История разворачивается вокруг молодой девушки по имени Джулия, которая готовится стать великой пианисткой. Однако от заветной карьеры её отдаляют как сознательные решения, так и череда случайностей. Будь то поездка с друзьями в Берлин или знакомство с красавчиком в книжном — все эти события так или иначе повлияют на будущее героини.

Кадр из фильма «Путешественница во времени», реж. Оливье Тренэр, 2022

Жизнь никогда не будет идеальна — такая поверхностная философия едва ли станет для кого-то открытием, тем не менее именно вокруг этой мысли формируется история Джулии. Независимо от обстоятельств, она всякий раз получает не то, о чём мечтала. На протяжении всего фильма героиня рефлексирует на тему прожитых лет и размышляет о том, какой могла бы быть жизнь при других раскладах. При этом большинство сюжетных линий к финалу просто повисают в воздухе. Среди четырёх возможных версий завершение получила только одна — настоящая. Загадка в том, как авторы ленты поняли, на каком именно моменте остальных реальностей надо остановиться, потому что логики в обрубании одних хеппи-эндов и продолжении других всё-таки не хватает.

На уровне идеи французская картина значительно проигрывает в сравнении с аналогичными фильмами, как минимум потому, что не предлагает ничего существенно нового. Дебютирующий в полном метре в качестве режиссёра Оливье Тренэр почти пошагово следует философии Жако Ван Дормаля и транслирует схожую мысль: правильного пути не существует, неправильного, кстати, тоже. Но если история Немо пыталась вызвать дискуссию хотя бы теорией о божественном вмешательстве и дополняла множественные реальности сай-фай-примочками, то хроники Джулии сосредоточены по большей степени на мелодраматических линиях и не допускают внедрения каких-либо интересных жанровых фишек. С концепцией мультивселенных сходств и того меньше. Там, где Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт выжали максимум из идеи гипотетических множеств параллельных реальностей, Оливье Тренэр ограничивается буквально четырьмя версиями в стиле «что-то где-то и когда-то». Формально всевозможные варианты развития событий в «Путешественнице во времени» оказываются не более чем сюжетным движком для развития нескольких романтических линий между главной героиней и её меняющимися мужчинами.

Кадр из фильма «Путешественница во времени», реж. Оливье Тренэр, 2022

Если отбросить формулу так называемых путешествий во времени, фильм более-менее работает в формате классической мелодрамы. Каждая судьба Джулии определённо вызывает эмоциональный отклик благодаря не столько даже сценарию, сколько достойному актёрскому перформансу актрисы Лу де Лааж. Операторская работа тоже на уровне, а вот к монтажу остались вопросы. Параллельные склейки разных сюжеток могли бы сделать ленту более динамичной и куда менее затянутой. Проекту, в котором так много внимания уделено музыке, попросту не хватило ритма — есть в этом какая-то злая ирония.

Продолжая мысль о недостатках картины, хочется отметить не самые удачные трюки с временными титрами. Держать в голове все эти «пять лет спустя» с каждым новым заходом становится всё сложнее с учётом того, что параллельные сюжеты не всегда следуют друг за другом в том же хронологическом порядке. Например, пока одна версия Джулии уже продвинулась вперёд в своём временном путешествии, другая ещё топчется на позапрошлой отметке. При этом визуально их могут «столкнуть» чуть ли не в одной сцене, после чего пустить издевательский титр «столько-то лет спустя», оставив зрителя в недоумении, с какой именно сюжетки производить отсчёты. По этой причине разбросанные по фильму «что, если» приходится старательно фиксировать с помощью математических расчётов. В итоге вместо того, чтобы с интересом следить за историей, уставший мозг пытается найти соответствие между тридцатилетием после падения Берлинской стены и возрастом старшей дочери героини — определённо не то, о чём хотелось бы думать во время просмотра.

Кадр из фильма «Путешественница во времени», реж. Оливье Тренэр, 2022

Ещё одно слабое звено картины — избитые жанровые клише вроде знакомства благодаря случайно упавшим книгам, после чего для пущего эффекта уже окрылённых чувствами героев вымачивают проливным дождём. Настолько пошлые и раздражающие киношные штампы сильно портят впечатления от просмотра и мешают всерьёз оценивать старания всех причастных к созданию фильма.

«Путешественница во времени» может понравиться разве что неприхотливым фанатам романтических мелодрам и тем, кого цепляют истории о непростом женском счастье. Как проходное кино на один раз подходит, но желание пересматривать вызовет едва ли.

Читайте также
В прокате «Джон Уик 4»: Баба-яга наносит ответный удар
Рассказываем о четвертой главе из жизни Джона Уика.
«Одни из нас»: окутанные мицелием
Стоит ли обращать внимание на сериальную адаптацию прославленной видеоигры?
Повернись ко мне: «Солнце моё»
В кинотеатрах России стартовал обласканный критиками дебют Шарлотты Уэллс.
«Лютер: Павшее солнце»: агент 007, которого никогда не было
Вышло продолжение культового сериала о суровом лондонском инспекторе Джоне Лютере.
«Кит»: неуклюжий перифраз «Моби Дика» о переедании
Рассказываем о грандиозном камбеке Фрейзера.
В прокате «Здоровый человек»: мама, мы все тяжело больны
До проката дошел «Здоровый человек» —  фильм Петра Тодоровского.
Также рекомендуем
Продолжение приключений самого неоднозначного персонажа Marvel.
В прокат вышел новый фильм режиссёра «Гаттаки» и сценариста «Шоу Трумана» Эндрю Никкола «Анон» — антиутопия о лишённом п...
Вспоминаем любопытные факты из биографии всеобщего любимчика.
В российский прокат выходит «Глубже!» Михаила Сегала. Картина рассказывает о молодом режиссёре, мастере псих...
Продолжение приключений самого неоднозначного персонажа Marvel.
В прокат вышел новый фильм режиссёра «Гаттаки» и сценариста «Шоу Трумана» Эндрю Никкола «Анон» — антиутопия о лишённом п...
Вспоминаем любопытные факты из биографии всеобщего любимчика.
В российский прокат выходит «Глубже!» Михаила Сегала. Картина рассказывает о молодом режиссёре, мастере псих...

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00