«Путешественница во времени»: философия жизни на примере параллельных реальностей

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Путешественница во времени», реж. Оливье Тренэр, 2022

23 марта в российский прокат выходит «Путешественница во времени» (Le tourbillon de la vie) — французская мелодрама, замаскированная под сай-фай о мультивселенных. Об основных идеях и концепции фильма рассказывает Юлия Салихова.

Концептуально «Путешественница во времени» исследует тему параллельных реальностей вроде тех, что были показаны в авторской ленте «Господин Никто» и оскароносном хите «Всё везде и сразу». История разворачивается вокруг молодой девушки по имени Джулия, которая готовится стать великой пианисткой. Однако от заветной карьеры её отдаляют как сознательные решения, так и череда случайностей. Будь то поездка с друзьями в Берлин или знакомство с красавчиком в книжном — все эти события так или иначе повлияют на будущее героини.

Кадр из фильма «Путешественница во времени», реж. Оливье Тренэр, 2022

Жизнь никогда не будет идеальна — такая поверхностная философия едва ли станет для кого-то открытием, тем не менее именно вокруг этой мысли формируется история Джулии. Независимо от обстоятельств, она всякий раз получает не то, о чём мечтала. На протяжении всего фильма героиня рефлексирует на тему прожитых лет и размышляет о том, какой могла бы быть жизнь при других раскладах. При этом большинство сюжетных линий к финалу просто повисают в воздухе. Среди четырёх возможных версий завершение получила только одна — настоящая. Загадка в том, как авторы ленты поняли, на каком именно моменте остальных реальностей надо остановиться, потому что логики в обрубании одних хеппи-эндов и продолжении других всё-таки не хватает.

На уровне идеи французская картина значительно проигрывает в сравнении с аналогичными фильмами, как минимум потому, что не предлагает ничего существенно нового. Дебютирующий в полном метре в качестве режиссёра Оливье Тренэр почти пошагово следует философии Жако Ван Дормаля и транслирует схожую мысль: правильного пути не существует, неправильного, кстати, тоже. Но если история Немо пыталась вызвать дискуссию хотя бы теорией о божественном вмешательстве и дополняла множественные реальности сай-фай-примочками, то хроники Джулии сосредоточены по большей степени на мелодраматических линиях и не допускают внедрения каких-либо интересных жанровых фишек. С концепцией мультивселенных сходств и того меньше. Там, где Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт выжали максимум из идеи гипотетических множеств параллельных реальностей, Оливье Тренэр ограничивается буквально четырьмя версиями в стиле «что-то где-то и когда-то». Формально всевозможные варианты развития событий в «Путешественнице во времени» оказываются не более чем сюжетным движком для развития нескольких романтических линий между главной героиней и её меняющимися мужчинами.

Кадр из фильма «Путешественница во времени», реж. Оливье Тренэр, 2022

Если отбросить формулу так называемых путешествий во времени, фильм более-менее работает в формате классической мелодрамы. Каждая судьба Джулии определённо вызывает эмоциональный отклик благодаря не столько даже сценарию, сколько достойному актёрскому перформансу актрисы Лу де Лааж. Операторская работа тоже на уровне, а вот к монтажу остались вопросы. Параллельные склейки разных сюжеток могли бы сделать ленту более динамичной и куда менее затянутой. Проекту, в котором так много внимания уделено музыке, попросту не хватило ритма — есть в этом какая-то злая ирония.

Продолжая мысль о недостатках картины, хочется отметить не самые удачные трюки с временными титрами. Держать в голове все эти «пять лет спустя» с каждым новым заходом становится всё сложнее с учётом того, что параллельные сюжеты не всегда следуют друг за другом в том же хронологическом порядке. Например, пока одна версия Джулии уже продвинулась вперёд в своём временном путешествии, другая ещё топчется на позапрошлой отметке. При этом визуально их могут «столкнуть» чуть ли не в одной сцене, после чего пустить издевательский титр «столько-то лет спустя», оставив зрителя в недоумении, с какой именно сюжетки производить отсчёты. По этой причине разбросанные по фильму «что, если» приходится старательно фиксировать с помощью математических расчётов. В итоге вместо того, чтобы с интересом следить за историей, уставший мозг пытается найти соответствие между тридцатилетием после падения Берлинской стены и возрастом старшей дочери героини — определённо не то, о чём хотелось бы думать во время просмотра.

Кадр из фильма «Путешественница во времени», реж. Оливье Тренэр, 2022

Ещё одно слабое звено картины — избитые жанровые клише вроде знакомства благодаря случайно упавшим книгам, после чего для пущего эффекта уже окрылённых чувствами героев вымачивают проливным дождём. Настолько пошлые и раздражающие киношные штампы сильно портят впечатления от просмотра и мешают всерьёз оценивать старания всех причастных к созданию фильма.

«Путешественница во времени» может понравиться разве что неприхотливым фанатам романтических мелодрам и тем, кого цепляют истории о непростом женском счастье. Как проходное кино на один раз подходит, но желание пересматривать вызовет едва ли.

Читайте также
В прокате «Джон Уик 4»: Баба-яга наносит ответный удар
Рассказываем о четвертой главе из жизни Джона Уика.
«Одни из нас»: окутанные мицелием
Стоит ли обращать внимание на сериальную адаптацию прославленной видеоигры?
Повернись ко мне: «Солнце моё»
В кинотеатрах России стартовал обласканный критиками дебют Шарлотты Уэллс.
«Лютер: Павшее солнце»: агент 007, которого никогда не было
Вышло продолжение культового сериала о суровом лондонском инспекторе Джоне Лютере.
«Кит»: неуклюжий перифраз «Моби Дика» о переедании
Рассказываем о грандиозном камбеке Фрейзера.
В прокате «Здоровый человек»: мама, мы все тяжело больны
До проката дошел «Здоровый человек» —  фильм Петра Тодоровского.
Также рекомендуем
Продолжение приключений самого неоднозначного персонажа Marvel.
Аниме идеально подходит для изоляции. Недаром японские затворники, их ещё называют хикикомори, считают этот вид ани...
На Берлинском фестивале показали фильм Дени Коте «Антология города призраков». Поэтическое высказывание в духе...
«Агенты А.Н.К.Л.», реж. Гай Ричи, 2015. Warner Bros.Сельская хтонь, балабановский хоррор, сталинский нуар — российское к...
Продолжение приключений самого неоднозначного персонажа Marvel.
Аниме идеально подходит для изоляции. Недаром японские затворники, их ещё называют хикикомори, считают этот вид ани...
На Берлинском фестивале показали фильм Дени Коте «Антология города призраков». Поэтическое высказывание в духе...
«Агенты А.Н.К.Л.», реж. Гай Ричи, 2015. Warner Bros.Сельская хтонь, балабановский хоррор, сталинский нуар — российское к...

Последние новости

У режиссёра Джастина Курзеля есть идея для приквела «Безумного Макса»
Постановщик пытается связаться с Джорджем Миллером.
Sony опубликовала открывающую сцену «Крэйвена-охотника»
Супергероика с рейтингом R выходит в прокат 13 декабря.
Элтон Джон рассказал, что потерял зрение
Из-за чего не может закончить работу над альбомом.
Прокат в США ставит рекорды в День благодарения
Общие сборы всех проектов бокс-офиса Америки побил исторический максимум.
«Миссия: Красный» не собирается сдаваться
Новогодний блокбастер показал рекордно низкое падение.
00:00