В российский прокат вышел фильм Гая Ричи «Операция “Фортуна”: Искусство побеждать» — шпионская экшен-комедия с Джейсоном Стэйтемом и Обри Плазой в главных ролях. Об устройстве фильма рассказывает Карина Назарова.
В кабинетах лондонских спецслужб тревожно, начальник отдела Норман (Эдди Марсан) звонит своему агенту Нейтану (Кэри Элвес), чтобы вместе обдумать очередной план спасения человечества. Накануне из одной из секретных лабораторий Европы было украдено опасное оружие «Титан». Теперь необходимо в кратчайший срок выйти на след преступников, вернуть пропажу и раскрыть криминальную сеть, угрожающую безопасности мирового сообщества.
За дело берётся Орсон Форчун (Джейсон Стэйтем) — шпион высшего класса и гедонист, знающий толк в роскошной жизни. К нему присоединяются подающий надежды спецагент ДжейДжей (Багзи Мэлоун) и хакерша с непробиваемым характером Сара Фидель (Обри Плаза). Правда, успех их миссии под большим вопросом, ведь охоту на «Титан» открыл бывший коллега Форчуна Майк (Питер Фердинандо). В его распоряжении целый отряд боевиков и техники, но кто его нанял — остаётся загадкой. Обеим командам придётся посоревноваться в «искусстве побеждать» и доказать своё мастерство в хитроумии — конкуренция подстать соперничеству шпионов-подростков из фильмов Роберта Родригеса.
Наконец группа Форчуна выходит на след миллиардера Грега Симмондса (Хью Грант), который за самаритянской помощью сироткам прячет целую подпольную индустрию незаконного оборота оружия. В «Джентльменах» Хью Грант играл экстравагантного детектива, который превратил своё расследование в материал для сценария будущего фильма. В «Искусстве побеждать» Грант вновь в пародийной манере представляет героя, заворожённого кино. Симмондс — завсегдатай кинофестивалей, коллекционер дорогого реквизита со съёмок блокбастеров и большой поклонник боевиков. Поэтому Форчун, Сара и ДжейДжей решают подарить бандиту желанного «троянского коня» — встречу с любимым актёром Дэнни Франческо (Джош Хартнетт). Герои шантажом выманивают упрямого Франческо с Голливудских холмов и подключают его талант и мастерство к своей опасной миссии.
Гай Ричи вместе с постоянными сценаристами в лице Айвана Аткинсона и Марна Дэвиса собирают вполне пригодный образчик шпионского комедийного боевика. Ричи в своей свойской манере пытается подшутить над известными киношпионами и пафосностью жанра. Одно из главных оружий — Обри Плаза, которая актёрской харизмой развенчивает образ бондианской девушки мечты. Сара способна стать кокетливой сердцеедкой лишь на пять минут, но даже в образе она продолжает оставаться ироничной.
Несмотря на шутливый характер замысла фильма, история не кажется анекдотической, а персонажи — карикатурными. Напротив, Ричи поднимает непростые для современности темы наращивания вооружений и махинаций с финансами и в довольно серьёзной форме репрезентирует свои мысли на экране и обрамляет в контексте истории. А классический сбивчивый монтаж режиссёра гарантирует ускорение сюжета. Но едва ли это способствует погружению. В фильме не найти напряжения, пыла боевика и брызг драматургии — возможно, это намеренное исключение. Если в бондиане (и в многочисленных пародиях на жанр вроде фильмов про Остина Пауэрса) монструозный злодей всегда движим грандиозной идеей уничтожения всего хорошего, то Ричи ставит антагонистов и протагонистов примерно на одну моральную ступень, что позволяет зрителю пожалеть простых «плохих» ребят — этих пролетариев от криминального мира. В других своих работах автор крайм-жанра старался выстроить противостояние героев, доводил конфликт до точки кипения, но здесь он намеренно упускает это из виду. Ведь, в сущности, этот фильм не про добро и зло, правых и неправых, и уж точно не про спасение человечества, а про искусство профессии и верность делу. Поэтому оружейные коммивояжёры, преступники и спецагенты лишены прошлого и всецело погружены в настоящее — в рабочие смены.
Новая работа Ричи получилась очень сентиментальной. Джейсон Стэйтем здесь крайне далёк от своего амплуа из «Гнева человеческого» — он уже не мстительный сорвиголова, а человек, мечтающий об отпуске, ретрите и красном вине за тысячи фунтов. К середине фильма режиссёр сам решает передохнуть от панически быстрого развития событий с помощью шоустоппера. Форчун посреди ночи проникает на роскошную виллу бандитов и усаживается посмотреть включённый телевизор — в эфире момент из фильма Джорджа Роя Хилла «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» 1969 года, в котором звучит оригинальный саундтрек: Raindrops Keep Fallin’ on My Head. Герой не может оторвать глаз от экрана, он так бы и просидел всю миссию, если бы голос Сары в наушнике не напомнил ему о деле. Шпион начинает подпевать песне из фильма, а Сара подхватывает мелодию и поёт вместе с ним. Эта сцена единения столь разных характеров — пожалуй, главная удача этого кино.
По итогу «Операция “Фортуна”: Искусство побеждать» — не совсем пародия на шпионский жанр, но и полноценным серьёзным фильмом его назвать трудно. Характер теряется в череде странных диалогов, несмешных, вульгарных шуток и чрезмерной торопливости повествования. Кажется, кино получилось бы безбашенней, если бы Ричи решился на радикальный шаг — убрал часть драк и добавил побольше обаятельных сцен. Всё же основной шарм ленты заключается в химии отношений внутри команды шпионов, из которой получилась настоящая семья. А линия сотрудничества актёра Франческо и бандита Симмондса и вовсе заслуживает отдельного спин-оффа.