«На тебе сошёлся клином белый свет»: время и стекло

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «На тебе сошёлся клином белый свет», реж. Игорь Поплаухин
Кадр из фильма «На тебе сошёлся клином белый свет», реж. Игорь Поплаухин

До российского проката добрался фильм «На тебе сошёлся клином белый свет». Это полнометражный дебют выпускника Московской школы нового кино Игоря Поплаухина, чей короткий метр «Календарь» был в Каннах в 2017 году. Тимур Алиев — о том, как магический реализм сосуществует здесь с личным откровением кинематографиста.

Вода, девушка и тишина — кажется, три кита, на которых держится полный метр Поплаухина. Ещё немного, и практически «Зеркало»; не хватает разве что томных взглядов Маргариты Тереховой на крупных планах и стихотворений Арсения Тарковского, льющихся, как… река. Не пугайтесь; конечно, «На тебе сошёлся клином белый свет» — не такое авторское кино, о котором принято размышлять, не выпуская из рук монокль аристократа.

Фото со съёмок фильма «На тебе сошёлся клином белый свет», фотограф: Ксения Угольникова

Впрочем, это кино МШНК, и с этим нельзя не считаться. Школа, выпускающая из своих дверей кинематографистов с максимально необычным режиссёрским видением, славится не только большим количеством наград на международных и национальных фестивалях. Фильмы выпускников МШНК необычны и по своей структуре, и по содержанию (иногда его как будто и вовсе нет). В псевдобайопике о Янке Дягилевой — её фамилия за 90 минут хронометража так и не прозвучит — нарратив постоянно ускользает.

У Гаса Ван Сента был условный Кобейн, а у Поплаухина — условная рок-исполнительница из Омска, погибшая в реке при загадочных обстоятельствах в 1991 году. Хочет ли режиссёр разгадать тайну смерти артистки, широко известной в узких кругах? Вряд ли; фильм не приближается к разгадке ни на миллиметр. Скорее молодому кинематографисту важнее ухватить атмосферу, при которой это произошло; время и дух ушедшей эпохи; потерянных людей, скитающихся, возможно, между мирами.

Кадр из фильма «На тебе сошёлся клином белый свет», реж. Игорь Поплаухин

По одной из версий, Дягилева свела счёты с жизнью, по другой — стала жертвой несчастного случая. Вариаций ещё десятки; поклонники и близкие артистки до сих пор могут «развести огонь» во время жарких споров о том, как всё было на самом деле. Поплаухин умело использует реальную персону для рефлексии личных переживаний. Как известно, всякое кино в той или иной мере говорит об авторе; если исходить из этого тезиса, мир Игоря Поплаухина — сюрреалистическая сепия, пропущенная через мясорубку.

Дух потери, который можно если не потрогать, то ощутить — через удивительно живую и яркую исполнительницу главной роли (Кира Пиевская), от которой не оторвать глаз; через музыкальные переливы и перезвоны, пробуждающие у зрителя смесь оцепенения и восторга во время просмотра (в параллельной вселенной звукорежиссёру вручили бы «Оскар»), — живёт на экране собственной жизнью. Но потери отнюдь не Янки; для Поплаухина «На тебе сошёлся клином белый свет» — своего рода кинотерапия, сопряжённая с переживанием утраты товарища по ремеслу Максима Шавкина (студента МШНК, автора неустаревающей короткометражки «14 шагов»; как и Дягилева, Шавкин ушёл из жизни).

Фото со съёмок фильма «На тебе сошёлся клином белый свет», фотограф: Ксения Угольникова

Единственная песня Дягилевой, что звучит на экране, напомнит о фигуре Янки в самом конце. Остальное время — это бесконечный, непрерывный трип в потустороннее измерение и одновременно с этим сон, который хочется обязательно досмотреть до конца. В формах и метафорах режиссёра обязательно заплутаешь, да не выберешься: Янка (или Яныч, как зовут Пиевскую в фильме) в одно мгновение появляется у микрофона, произнося едва различимые слова; бац — и девушка превращается в условную Гретель, заблудившуюся в дивном лесу.

«На тебе сошёлся клином белый свет» — волшебная синергия (очень условной, но) линейности повествования и магического реализма. Мистика, помноженная на рефлексию; захватывающий в свои неведомые сети радикализм кинематографического высказывания, которого сегодня так не хватает молодому российскому кино. И в то же время история, преумножившая (в этом году) смыслы; в какой-то мере и мы скоро станем призраками на границе миров. Призраками, о которых уже некому будет снимать кино.

Читайте также
Старики-разбойники: корейский фильм «Помнить»
Фильм про месть, которую подают холодной и на старости лет.
«Балабанов. Колокольня. Реквием»: пронзительный док Любови Аркуc
Про одного из главных российских режиссёров.
«Ламборгини: Человек-легенда»: я памятник тебе воздвиг автомобильный
Биографическая картина, посвящённая становлению бизнеса Ферруччо Ламборгини.
Сериал «Уэнздей»: страх и ненависть в «Сонной Лощине»
Карина Назарова заглядывает в его готичные закоулки.
«Время года зима»: дебют актрисы Светланы Устиновой про деменцию
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.
Также рекомендуем
На экранах — «Маленькие женщины», второй (с половиной) фильм всеобщей любимицы Греты Гервиг, девятая (каж...
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
В прокате 19-й фильм трудоголика Франсуа Озона. «Лето’85» — история однополой подростковой любви, в которой есть место с...
На экранах — «Маленькие женщины», второй (с половиной) фильм всеобщей любимицы Греты Гервиг, девятая (каж...
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
В прокате 19-й фильм трудоголика Франсуа Озона. «Лето’85» — история однополой подростковой любви, в которой есть место с...

Последние новости

Кира Медведева получила главную роль в сериале «Трудная»
Победительница реалити-шоу «Новые пацанки».
Киану Ривз сыграет в сатирическом кино Рубена Эстлунда
Режиссёра фильмов «Квадрата» и «Треугольника печали».
Аня Тейлор-Джой покоряет пустошь на новых кадрах «Фуриосы»
Свежий взгляд на новый боевик экшн-сериала Джорджа Миллера.
00:00