«Северный ветер» Литвиновой: «сказка о потерянном времени» и матриархате

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокате долгожданный фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Причудливая и невероятно красивая сказка о загадочном Клане Северных полей, которым целиком и полностью управляют женщины. Ксения Ильина рассказывает о старинном особняке, тринадцатом часе, любви, которой «заражаешься», и притягательном мире Литвиновой. 


Под закадровый голос главной героини Маргариты открываются старинные ворота роскошного имения, сердца Клана Северных полей. Маргарита — это, конечно, сама Литвинова — рассказывает, что в её мире, где царит матриархат, снова собираются праздновать Новый год и ждать появления мужчины, который будет способен существовать с женщинами на равных. У Маргариты большая семья, состоящая сплошь из тёток, племянниц и сестёр. Это, например, Вечная Алиса (Татьяна Пилецкая), правительница Клана и мать Маргариты, сестра Лотта (Галина Тюнина) и племянница Ада (Манана Тотибадзе). Есть у Маргариты и сын Бенедикт (Антон Шагин), который привёл в дом свою очаровательную невесту Фанни (дочь Литвиновой Ульяна Добровская). За щедро накрытым столом (который напоминает кадры бергмановского шедевра «Фанни и Александр») будут загадывать желания и ждать, пока наступит 13-й час, который существует только для Клана Северных полей и уберегает жительниц дома от смерти. 

Но смерть всё равно случится: Фанни, работающая стюардессой, погибнет в авиакатастрофе. Именно с этого момента шикарный особняк начнёт неумолимо ветшать, а населяющие его герои — в тоске разбредаться по миру. Место Фанни займёт её родная сестра Фаина (Софья Эрнст), которая будет безуспешно бороться за любовь Бенедикта. Будут рождаться дети, северный ветер будет качать старинную люстру в обеденной зале, а Маргарита, не теряя надежды, будет ждать звонка от того самого мужчины, который однажды должен появиться в её жизни.


«Северный ветер» поставлен Ренатой Литвиновой по мотивам собственной одноимённой пьесы, которая уже несколько лет с большим успехом идёт на сцене МХТ. Но, по признанию самой Литвиновой, миры спектакля и фильма совершенно не похожи друг на друга. На сцене МХТ царит утрированная простота декораций Гоши Рубчинского, тогда как с экрана на зрителя обрушивается многообразие текстур и форм. Новый фильм Литвиновой, которая не снимала полные метры последние восемь лет, — космически красивое кино. Костюмы для «Северного ветра» создавались целой командой талантливых художников, возглавляемых креативным директором модного дома Balenciaga и другом Литвиновой, дизайнером Демной Гвасалией. Среди других художников-постановщиков, например, Надежда Васильева (вдова Алексея Балабанова), с которой Ренату также связывают нежные профессиональные отношения. 

Как и её картина, Рената Литвинова всегда держится особняком, она как будто пребывает в своём собственном творческом безвременье. «Северный ветер» сложно вписать в систему координат российского кино, кроме, пожалуй, той, которую задаёт сама Литвинова. Может быть, вспомнятся картины Хамдамова — но и от этой ассоциации сразу же хочется отмахнуться. Безвременье, отрицание времени — один из основных мотивов фильма. Время тут постоянно ускользает, проваливаясь в очередное новогоднее застолье, на котором собираются постоянно ссорящиеся и мирящиеся домочадцы. Это большой котёл, в котором переплавляются любовь и ненависть, одни герои стареют с каждым годом, а другие, как сама Маргарита, остаются такими же молодыми и прекрасными. Одна сцена перетекает в другую, и сложно не только сказать, сколько прошло экранного времени, — сложно почувствовать, сколько прошло времени в реальности. 


Этот фильм, сделанный руками драгоценных соратников Литвиновой, — от собственной дочери до Земфиры — максимально театрален. Ещё одна жемчужина «Северного ветра»— это речь героев. Разговаривают в картине много, изысканно и с удовольствием, диалоги с привычной литвиновской интонацией льются так же, как реки шампанского. При желании картина с лёгкостью разбирается на цитаты: «Мы пьющие, зато красивые». И как с этим поспоришь?

Дом, в котором живёт многочисленное семейство, постоянно раздираемое абсурдными склоками, выглядит как переосмысленная нора из «Алисы в стране чудес», куда невозможно попасть простому смертному. Этот чудной мир с его зеркалами, старинными телефонами, вороном, прикуривающим Маргарите папиросу, огромными пустыми пространствами, по которым перемещаются герои, — настоящее Зазеркалье. В кадре часто происходит жуткая сумятица, все куда-то бегут, но так и не могут сбежать из рокового дома окончательно. Вечное возращение, путаница, гротеск становятся главным очарованием этого фильма.

Конечно, эта прекрасная и страшная сказка — целиком про Любовь, которой «заражаешься». Именно это слово становится рефреном фильма. Это любовь к наставнице Кире Муратовой, которой посвящён фильм, любовь к волшебству и 13-му часу, которым не суждено владеть простым смертным. И прежде всего это любовь Литвиновой к собственному миру, состоящему из немеркнущего блеска. Этот мир скрыт от посторонних глаз, и нам разве что изредка дают возможность заглянуть туда хотя одним глазком. И кажется жестокостью даже мысль о том, чтобы упустить такую возможность.


Читайте также
«Малкольм и Мари»: девушка в завязке и режиссёр-нарцисс выясняют отношения
На Netflix вышла чёрно-белая картина «Малкольм и Мари», в главных ролях — Джон Дэвид Вашингтон и Зендея, на этих именах актёрский состав ленты и за...
«Раскопки» с Маллиган и Файнсом: фильм для любителей английской литературы
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентиментальная экранизация книги, основанной на&n...
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщик из Техаса выпустил картину «Дья...
«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельную битву», «Обитель зла» и в довесок фи...
Мультфильм «Душа» Пита Доктера: «Великое До» и «Великое После»
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступил Пит Доктер, подаривший нам такие ан...
Фильм «Девушка, подающая надежды»: живой труп и месть
Компания «Вольга» выпускает в российский прокат фильм «Девушка, подающая надежды» — полнометражный режиссёрский дебют шоураннера 2-го сезона сериала «Уби...
Также рекомендуем
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польск...
Даша Видре перевела статью критика IndieWire Эрика Кона о вышедшей «Лиге справедливости Зака Снайдера». Пока наши кинокр...
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
В российский прокат выходит картина «История семьи Блум» — невыдуманный рассказ о том, как птенец сороки...
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польск...
Даша Видре перевела статью критика IndieWire Эрика Кона о вышедшей «Лиге справедливости Зака Снайдера». Пока наши кинокр...
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
В российский прокат выходит картина «История семьи Блум» — невыдуманный рассказ о том, как птенец сороки...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00