На Apple TV+ завершился четвёртый сезон шпионского драмеди «Медленные лошади», одного из самых стабильно надёжных шоу, которые способна предложить современная стриминг-индустрия. Хотя обаятельная команда горе-контрразведчиков действительно всё ещё хромает на обе ноги по улицам Лондона, сам сериал, вопреки названию, эффектно седлает тему общественной паники, заранее обещая захватывающее приключение, — и ожидания эти оправдывает.
Четвёртый сезон начинается эффектно, со взрывом посреди торгового центра в Лондоне. Теракт совершён, британской разведке остаётся беспомощно разводить руками перед лицом угрозы, которая ещё не закончила кошмарить британскую столицу. Вдали от Лондона бывший глава МИ5 Дэвид Картрайт постепенно угасает, проигрывая бой симптомам деменции: он быстро выходит из себя, забывает лица, испытывает обострённую паранойю. Или опасность, которая заставляет его оглядываться, действительно существует? Вопрос в том, как отличить воспоминания от реальности и кого он только что застрелил в собственной ванной. Уж не его ли это внук, Ривер Картрайт? И как всё это связано с той частью недр МИ5, которую контрразведка предпочла бы наглухо залить бетоном и навсегда забыть?
«Медленные лошади» третий год подряд возвращаются на Apple TV+, исполняя в первую очередь терапевтическую функцию: осень пройдёт, пройдут холода, и у горе-шпионов в конце концов всё будет хорошо, с какими бы испытаниями они ни столкнулись. Эти уморительно трагичные ребята начисто лишены глянцевого блеска героев жанровой классики о плаще и кинжале, приближающей спецагентов к супергероям, и мы не готовы делать ставки на жизни персонажей в угоду нарастающему напряжению. Несмотря на это, в своей подчёркнуто неловкой будничности сериал ни на секунду не отпускает вожжи брутального детективного триллера — и до финала доживут не все.
Теперь расстановка сил окончательно выстраивается вокруг Ривера Картрайта, с которого постепенно смывается лоск шпиона в дорогом костюме, Джексона Лэмба, которого Гари Олдман играет, с таким изяществом воплощая собой сосредоточение антисанитарии, алкоголизма и ПТСР, и Дианы Тавернер, хладнокровного серого кардинала МИ5. Четвёртую сторону представляет Хьюго Уивинг в роли демонического маньяка, выращивающего ручных ассасинов-смертников из собственных сыновей. Заход сезона встаёт на колею классического противостояния охранителей и наполовину уволенных бунтарей, но на самом деле сюжет сплетается теснее и становится более личным для героев, чем может показаться.
Отчасти «Медленных лошадей» можно считать историей становления шпиона нового поколения, которым является Ривер Картрайт, и если в прошлых сезонах его присутствия на экране вам не было достаточно, то эти шесть эпизодов предлагают связку, самую непредсказуемую из возможных, чтобы рассказать о нём ещё больше. Его собственный путь пролегает через леса Франции, потерю семейных связей, подворотни с псами и убийственные перестрелки. Это сложноустроенный персонаж, которого британец Джек Лауден играет с подкупающей самоотдачей и обаятельной самоиронией. В конечном счёте его арка всегда будет вести к раздвоенной тропе: он либо станет новым агентом 007, либо, стремясь подражать Картрайту-старшему, рискует оказаться вторым Джексоном Лэмбом. Чертовски проницательным, но бесконечно разочарованным.
Тем временем столкновение разведки с «чёрным лебедем» в самом тёмном из смыслов, терактом, окончательно уравнивает элитных шпионов и аутсайдеров. Эта история, вскрывающая тот неудобный факт, что разведка, по сути, своими руками выращивала террористов, обостряет главный конфликт, который нависал над героями все эти годы: что, если Ридженс-парк — территория плохих парней? Не менее проблемным оказывается конфликт поколений: молодые агенты пристыжены старой школой шпионов, чьи рукава старомодных плащей по локоть запятнаны в крови. Меж ними оказывается и новый глава разведки, который должен решить для себя: готов ли он предать огласке подковёрные тайны или похоронить их, чтобы не пугать общественность?
Всё в «Медленных лошадях» неправильно, неловко, диспропорционально — и от того освежающе великолепно.
Другое дело, что шоу, кажется, застряло в трагикомедийной колее борнианы. В то время как ему пора вернуться к традициям главной жанровой фигуры — Джона Ле Карре и его романа «Шпион, выйди вон», сюжет беззастенчиво использует элементы мыльной оперы только затем, чтобы Ривер Картрайт получил шанс действительно подумать о своём происхождении. На долгой дистанции это не сработает. И всё же в новом сезоне достаточно загадочных лакун, в которых уютно помещать теории, в то время как экшен-потенциал сериала стремится установить новую планку качества, не ныряя в ультранасилие.
Особый нюанс сериала заключается в том, что, отслеживая траекторию движения Медленных лошадей, невозможно отмахнуться от колоссального кредита доверия вооружённым балбесам. От сезона к сезону сериал не теряет ни своего остроумия, ни изящества, ни старомодного обаяния, все его фишки на месте: рваные на пятках носки, перегар, погони, бадди-муви, пердёж Джексона Лэмба и его же конгениальность. Всё это сценарист Уилл Смит (нет, другой) удерживает на хрупком слое жестокого бытового шпионажа, ностальгии по холодной войне, пассивной агрессии и лжи. Лёд этот вот-вот треснет, и, возможно, уже никто из Слау-хауса не захочет оказаться в порочной структуре Ридженс-парка.
В любом случае «Медленные лошади» остаются большой удачей для Apple TV+ и лучшим шпионским шоу на телевидении. А это значит, что впереди нас обязательно ждёт пятый сезон, который опасность способен превратить в остроумную шутку, а несовершенство — в триумф человечности. Вопрос в том, готово ли шоу вернуться к размеренному темпу политического триллера в духе Tinker Tailor Soldier Spy. Узнаем в пятом сезоне.