«Не хороните меня без Ивана» — якутская комедия об уважении к чудесам

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Не хороните меня без Ивана», реж. Любовь Борисова
Кадр из фильма «Не хороните меня без Ивана», реж. Любовь Борисова

В прокате — второй фильм Любови Борисовой, чей дебют «Надо мною солнце не садится» осветил сонные залы ММКФ-2019. Новый проект — костюмное историческое кино в декорациях начала XX века — премьерили уже на фестивале-дебютанте «Зимний», где «Не хороните меня без Ивана» получил главный приз. Почему в Якутии (почти) всегда солнечно и действительно ли у местных жителей три души, разбирался Алексей Филиппов.

1910 год, село Ытык-Кюёль, Восточная Сибирь. Якутский крестьянин Степан Бересеков (Александр Чичахов) залюбовался закатом — и рухнул замертво. Правда, на второй день встал из гроба во время отпевания — и пошёл по своим делам. Да не умер он в начале фильма — просто провалился в летаргический сон. С детства такое бывало: заметит что-то невероятно красивое — и в дрёму, чтобы прочувствовать момент, рассмотреть как следует. Правда, набожные и суеверные (sic!) односельчане оказались к такому не готовы: поскорбели, отпели, уволили — и тут нате, воскрешение Лазаря у нас дома.

Кадр из фильма «Не хороните меня без Ивана», реж. Любовь Борисова

Только сын местного священника Иван Попов (Дариус Гумаускас) может уберечь Степана от погребения заживо. Русский художник, фотограф, этнограф и вообще человек всесторонне образованный, он способен прощупать пульс якута по прозвищу Сонный, а потому новоиспечённый безработный и владелец телёнка очень боится упустить адепта науки из виду. Даже увязывается следом, когда Иван отправляется в этнографическую экспедицию: смотреть на жизнь окрестных улусов, делать редкие фото, записывать фольклор и покупать артефакты для будущего музея. Так и отправились они бороздить округу — милый Степан, дорогой Иван.

Второму полнометражному фильму Любови Борисовой едва ли не больше подошло бы имя её дебюта — «Надо мною солнце не садится» (2019). Тёплый свет заливает кадр с первых минут, и хотя в кинематографической Якутии не всегда солнечно, именно рассветное и закатное тепло задают тон трагикомичному повествованию. История в основе сюжета — реальная: внук тюрколога и составителя «Словаря якутского языка» Дмитриана, Иван Попов жил с 1874-го по 1945-й — и сам остался в летописи как «основоположник изоискусства Якутии». Его фотографии и послужили порталом в начало XX века, который Борисова с художницами Саргыланой Скрябиной и Дарьей Дмитриевой воссоздавали по снимкам с максимальной точностью: от типажей до нарядов и жилищ.

Кадр из фильма «Не хороните меня без Ивана», реж. Любовь Борисова

После такой справки можно подумать, что блаженный Степан задвинут на второй план, обречён на роль комичного сайдкика: в сюжете играет роль сопровождающего, в заглавии — тоже имя Попова. И всё же Бересеков, переживающий крайнюю форму синдрома Стендаля, — фигура центральная. Может, он и не упомянут в заглавии, но явно его произносит, а что не выбирает маршрут — так и пусть: зато видит его в таких красках, какие «основоположнику» и не снились.

Похожая дихотомия лежала в основе дебюта Борисовой, где юный городской блогер и одинокий приморский пенсионер обнаруживали через совместный досуг родство душ. Так и «Не хороните…» в пути превращается в отечественную версию «Зелёной книги» (2018). Просвещённый взгляд Попова, пусть и рождённого в здешних традициях, но «русского с огненными глазами», уравновешивается магическим мироощущением Степана. Воспринимать их дуэт можно в формальном или популистском ключе: как тандем научного и мистического (или интуитивного) знания, а то и как пару глаз, которым друг без друга мир не откроется во всей красе.

Кадр из фильма «Не хороните меня без Ивана», реж. Любовь Борисова
Кадр из фильма «Не хороните меня без Ивана», реж. Любовь Борисова

Иван и Степан не просто коллекционируют истории и артефакты, влипают в истории или любуются красотами — промысла человеческого и природного (или божия). Как водится, они в пути узнают самих себя — и друг друга. Вдовец Попов, полагающийся на этикет и рацио, явно упускает эмоциональную составляющую жизни — в том числе в отношениях с дочерью-подростком (Вера Ефремова). Для Бересекова нет большой разницы, чему дивиться: тысячному закату, репродукции леонардовской «Мадонны Литта» из мастерской Ивана, лучащемуся в свете костра леденцу-петушку или красавице Майе (Наталья Корякина) в национальном наряде. Однако он до конца не осознаёт ценность этого дара и не видит его неизбежную связь с недугом.

Тут примечательна трудность перевода, которая возникает у Попова. Он уверяет Степана, что у «якутов три души», на что Бересеков парирует: и всё равно одну отдавать жалко. Судя по всему, речь о трёх частях души (кут), которые отвечают за культурное, физическое и интеллектуальное начала, а потому связаны неразрывно. И это простое, но тёплое соображение как будто отсылает к закадровым хворям, которые в повествование фильма почти не врываются. Ни в историческом (колониальном) разрезе, ни в отражении современности. Живы будем — не помрём.

Читайте также
«Молодость» Дмитрия Давыдова: морозная тоска алиментщика
Почему «Молодость» — самый доступный и смешной фильм автора из Республики Саха.
«Операция “Фортуна”: Искусство побеждать»: очередной шпион, мечтающий об отпуске
Об устройстве фильма рассказывает Карина Назарова.
«Белый шум» Ноа Баумбака: апокалипсис с Адамом Драйвером и Гретой Гервиг
Постановщик экранизировал современную классику постмодернизма.
«На тебе сошёлся клином белый свет»: время и стекло
Про магический реализм и откровения кинематографиста.
Также рекомендуем
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
В российский прокат выходит картина «Sheena667» — история про то, как злосчастный вебкаминг врывается в семейную идиллию...
На Netflix вышел второй сезон мультипликационного альманаха «Любовь, смерть и роботы». В нём 8 серий вместо 18 (как два...
В российском прокате — восьмой фильм тридцатилетнего канадца Ксавье Долана, рифмующийся своим названием со&nbs...
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
В российский прокат выходит картина «Sheena667» — история про то, как злосчастный вебкаминг врывается в семейную идиллию...
На Netflix вышел второй сезон мультипликационного альманаха «Любовь, смерть и роботы». В нём 8 серий вместо 18 (как два...
В российском прокате — восьмой фильм тридцатилетнего канадца Ксавье Долана, рифмующийся своим названием со&nbs...

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00