Артур Завгородний рассказывает о хорроре, который, возможно, придётся по вкусу фанатам Ари Астера и Роберта Эггерса (со слов критиков), Ларса фон Триера и фильма «Забавные игры».
Детям не просто так запрещают разговаривать с незнакомцами. Однако персонажи европейского триллера «Не говори никому» об этом забывают. Мрачная история в духе хорроров студии А24 шагает по известной жанровой тропе. Милая семья из Дании во время отпуска знакомится с весёлой семьей из Нидерландов. Попрощавшись с солнечным итальянским курортом, счастливые датчане отправляются в деревню к новым друзьям, которых они едва знают, потому что отказываться от приглашения — дурной тон.
Сначала визит кажется анекдотичным, но вскоре поездка превращается в сущий кошмар. Душевные посиделки становятся неуютными, потому что семьи живут и мыслят по-разному. Хозяева слушают музыку так, что уши закладывает, позволяют себе танцевать, пить и целоваться при всём честном народе и оставляют детей с подозрительным мигрантом. Датчане мирятся с поведением хозяев, предпочитая не лезть на рожон, дескать, важно проявить уважением и гуманизм к любым ценностям. Выглядит это почти как подвиг. Правда, когда энтузиазм иссякает и семья всё же решается тайком улизнуть из дома гостеприимных голландцев, оказывается слишком поздно.
«Не говори никому» похож на жутковатую смесь «Забавных игр» и «Исчезновения», но вместо гнева и насилия молодой режиссёр Кристиан Тафдруп маскирует нигилистический триллер под чёрную комедию с щепоткой Триера. Ужас нагнетается неторопливо, глядя на странные выходки хозяев, испытывающих терпение до безобразия вежливых датчан, которые старательно уходят от ругани и с улыбкой принимают любую странность. Поле дозволенного расширяется, и вечер перестаёт быть томным. Сначала вы молчите, потому что страшно, а потом вы уже ничего не скажете, потому что язык отрежут.
Мягкость главных героев наверняка взбесит зрителей, если не заметить, что «Не говори никому» — не просто тревожный хоррор, а притча о рабах и господах по Ницше. Злая сатира с кровавым финалом не столько смеётся над трусливым и безвольным поколением, сколько критикует абсолютизм современных нравов. Европейцы в фильме становятся заложниками терпимости. Европейская толерантность оказывается мифом, и этот миф о дружном обществе разрушается вопиющей жестокостью: библейским побиванием камнями.