28 июня 1963 года в издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново детство». Автор восхищается тем, как режиссёру удалось передать всю боль и ужас, который испытывает Иван, через образы в сновидениях. Краузер называет Тарковского «адептом новой импрессионистической школы», но в то же время опасается, что из-за хрупкой структуры картина не сможет покорить всех зрителей так, как она пленила его. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что эти опасения Краузера были напрасны.
Плач по юным: «Иваново детство» выходит на экран «Марри-Хилл»
Российский фильм «Иваново детство», который со вчерашнего дня идёт в «Марри- Хилл», — словно крик скорби. И не столько скорби по отчаянному 12-летнему пареньку, центральной фигуре фильма, вокруг которого разворачиваются трагические события, сколько по всем молодым людям, погибшим во Вторую мировую, вокруг которых были только ненависть, кровь и смерть. Этот трогательный и незабываемый фильм об осиротевшем мальчике-разведчике, работающем на вражеской территории (на Пинских болотах), на редкость личный, сконцентрирован, как и более ранняя «Баллада о солдате», на судьбе одного человека, что вообще-то нетипично для советского кино. И сюжет, и камера режиссёра Андрея Тарковского сосредоточены на личном опыте мальчика и нескольких людей вокруг него. «Материя» фильма — это поведение мальчика в бою, его мужество под огнём, разочарование, когда он возвращается из разведки, сны, которые не отпускают его всю ночь, и вызывающее общение с другими солдатами.
Господин Тарковский — явно адепт новой импрессионистической школы, которая делает самые сильные кинематографические высказывания с помощью таких случайных образов, и он рассказывает нам о прошлом мальчика и о его чувствах и чувствах его близких в сценах такого изобразительного ряда. Так, мы узнаем об отношениях мальчика и его матери и об его ужасе, когда та гибнет, из ошеломляющей сцены его страшного сна, когда он проваливается в колодец. Мы можем прочувствовать надрыв и неприкаянность загубленного детства в нескольких поэтичных кадрах опять же в сне Ивана — дети на пляже. Есть потрясающий ироничный образ страстной молодости на войне в кадре, где молодой офицер обнимает медсестру, держа её в воздухе над траншеей, словно снимая с виселицы.
Фильм смотреть тяжело, он потрясает зрителя, и сильный состав актёров убедительно разыгрывает драму. Особенно хорош Коля Бурляев в роли мальчика, с его обнажёнными нервами, играющий на разрыв. Моя единственная претензия к этому фильму по рассказу Владимира Богомолова — это его хрупкая структура. Его эмоциональный посыл слишком зависит от импрессионистских деталей. Я опасаюсь, что это не позволит фильму так же пленить зрителя, как это сделала, например, «Баллада о солдате» с её более прямым подходом. Но красота, поэтичность и грусть, пронизывающие этот короткий фильм, не могут не захватить и не покорить того, кому не чуждо сострадание.