На цифровых площадках вышел триллер М. Найта Шьямалана «Ловушка» с Джошем Хартнеттом в главной роли. Кинокритик Юлия Салихова рассказывает, чем удивляет и разочаровывает новый фильм мастера интригующих сюжетов.
Примерный семьянин по имени Купер (Джош Хартнетт) ведёт дочь-подростка Райли (Ариэль Джой Донохью) на концерт её любимой певицы Леди Рейвен (Салека Шьямалан). Во время шоу образцовый отец замечает, что здание оцепили федералы. Благодаря болтливому продавцу футболок мужчина узнаёт, что концерт на самом деле является прикрытием для амбициозной операции по поимке серийного убийцы. Купера эта информация заставляет понервничать: вместо того чтобы продолжить весело проводить время с дочерью, он начинает тревожно озираться по сторонам в поисках выхода.
Визитной карточкой М. Найта Шьямалана стали изобретательные твисты, переворачивающие сюжет с ног на голову. В «Ловушке» режиссёр предпочёл не затягивать с интригой: личность серийного убийцы раскрывается примерно на десятой минуте. Более того, всё было понятно ещё в трейлере. Интрига заключается не в том, чтобы узнать, за кем охотятся федералы, а в том, как преступник будет выпутываться из сложившейся ситуации. Завязка сюжета априори не может быть спойлером, однако на всякий случай предупреждаем, что далее в тексте будет раскрыто имя маньяка.
Нетрудно догадаться, что под маской душегуба скрывается сам Купер. Серийного убийцу спасает то, что полиция не знает, как выглядит подозреваемый, однако наш парень подходит под одну из предполагаемых примет. Вооружённая охрана следит за всеми выходами и шмонает всех подряд, поэтому просто покинуть здание не получится. На протяжении большей половины повествования герой будет искать пути отступления, не гнушаясь самых низких способов ради достижения цели.
История рассказана с перспективы убийцы. Это интересный подход, который, однако, не лишён недостатков. Каким бы прекрасным отцом ни был Купер, сложно сопереживать поехавшему типу, который втайне кромсает людей на куски. Ещё одна проблема заключается в излишне прямолинейной подаче. Режиссёр не использует возможность как-либо удивить публику, хотя условия вполне располагают. В третьем акте он добавляет несущественные повороты сюжета, но они не создают вау-эффекта. Несмотря на интригующую предпосылку, концовка получилась несколько скомканной. Фирменного шьямалановского твиста всё-таки не хватает.
После феноменального успеха мистического триллера «Шестое чувство» Шьямалан довольно быстро утратил кредит доверия: с каждым новым провалом имя режиссёра падало в цене. Восстановить репутацию удалось благодаря многократно окупившимся в прокате и тепло принятым аудиторией ужастику «Визит» и триллеру «Сплит», но последние полнометражные работы не спасают даже высокие кассовые сборы. «Ловушка» продолжает эту тенденцию: не худшая работа в фильмографии режиссёра, но и в топе лучших ей тоже не место.
Складывается впечатление, что сейчас Шьямалана куда больше интересует продвижение творчества дочерей, чем реабилитация собственной карьеры. В начале года он спродюсировал полнометражный дебют Ишаны «Смотрители», а теперь подарил минуту славы Салеке — старшая дочь режиссёра написала для «Ловушки» целый альбом и сыграла поп-звезду Леди Рейвен, на чьём выступлении и разворачивается основное действие картины.
Шьямалан пиарит «Ловушку» через референс «“Молчание ягнят” на концерте Тейлор Свифт». Реклама работает: фильм привлёк массовую аудиторию и собрал приличную кассу. Оценки, правда, традиционно для Шьямалана довольно средние. Что до источников вдохновения: вторая часть выбранной режиссёром концепции досадно превалирует над первой.
Глядя на количество и продолжительность музыкальных номеров, кажется, будто не сцены с песнями вписаны в сценарий и дополняют повествование, а история с поимкой маньяка служит обрамлением для концерта. Демонстрация вокальных талантов Салеки занимает слишком много времени и отвлекает от основного сюжета. Но даже когда музыкальная часть подходит к логическому завершению, Леди Рейвен остаётся в кадре. В третьем акте певице отводится важная роль: её героиня становится ключевым участником истории.
«Ловушка» может стать неплохим развлечением на вечер для тех, кому нравятся триллеры про маньяков, рассказанные с необычного ракурса. Однако фильм стоит смотреть не столько ради сюжета, сколько ради игры Джоша Хартнетта. Если прошлый год стал для актёра камбэком в профессию благодаря ролям второго плана в «Операции “Фортуна”: Искусство побеждать», «Оппенгеймере» и «Чёрном зеркале», то главная партия в «Ловушке» не оставляет сомнений: Хартнетта рано списали со счетов, ему определенно ещё есть чем удивить публику. Актёр виртуозно балансирует между двойственностью своего персонажа, поочерёдно меняя добродушную улыбку любящего отца на злобную ухмылку хладнокровного психопата. Как минимум благодаря этому впечатляющему перформансу фильм и заслуживает внимания.