В российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Белькеддара «Король улиц», представленная на Каннском кинофестивале 2023 года вне конкурса и номинированная на «Золотую камеру» за режиссёрский дебют. Французский постановщик прежде всего известен как исполнительный продюсер и один из сценаристов протестной драмы «Афина», в 2022 году получившей премию Arca CinemaGiovani в Венеции за лучший фильм по версии молодёжного жюри. Кино о противостоянии этнической диаспоры из криминального района Парижа и полиции большинство критиков сочли излишне театрализованным представлением с эффектной, но слишком очевидной метафорой предвкушения революции, пламя которой так и не разгорится. С «Королём улиц», снятым по совместному сценарию Элиаса Белькеддара и Томаса Бидегедена, принимавшего участие в написании «CODA: Ребёнок глухих родителей», — совсем другая история. Криминальное кино о бывалом гангстере в изгнании, напрочь лишённое жанровой помпезности, тонко повествует о крепкой мужской дружбе, отрезвляющей любви и возвращении к корням. Рассказываем, почему «Король улиц» — самый душевный фильм этого лета.
Влиятельному гангстеру Омару (Реда Катеб) по прозвищу Клубничка, для которого вооружённые нападения давно стали рутиной, грозит двадцать лет лишения свободы. Чтобы не оказаться за решёткой, вместе со своим кентом Роже (Бенуа Мажимель) герой бежит в Алжир. Там двое друзей пытаются начать жизнь с чистого листа, но из-за криминальных привычек периодически сходят с праведного пути и нарушают закон. Преступный мир Алжира оказывается куда беспощаднее, чем они представляли.
Элиас Белькеддар не впервые снимает кино, посвящённое современному Алжиру, который он любит всей душой, ведь оттуда родом его отец. В короткометражном фильме режиссёра «День свадьбы», получившем премию Canal+ в Каннах-2018, беглый французский мошенник Карим, переживающий экзистенциальный кризис, праздно шатается по улицам столицы, расположенной на берегу Средиземного моря. «Король улиц», оригинальное название которого — «Омар Клубничка», раскрывает свою силу ближе к финалу, по сути, — расширенная версия «Дня свадьбы» с существенными сюжетными дополнениями. Так, главный герой Реда Катеба сначала не рассматривает своё вынужденное пребывание в жаркой стране как возможность проникнуться местной культурой — не такой уж чужой, ведь отец бандита был алжирцем. Омар, склонный к доминированию, озабочен тем, как быстро «подняться» в столице, легально или нелегально — ему плевать, ведь кто не рискует, тот не пьёт. Гангстера, возомнившего себя королём преступного мира Алжира, с небес на землю возвращает его подельник Роже. Старший товарищ уговаривает Омара вместо продажи «порошка» заняться законным бизнесом. Таким образом частый герой парижской криминальной хроники вскоре становится боссом на алжирской кондитерской фабрике (разумеется, без применения насилия тут не обошлось). По вечерам и выходным Омар отрывается с Роже, как в старые добрые: солидные дорожки кокса, сокровенные разговоры под кайфом и водка после утренней пробежки. Так продолжается до тех пор, пока герой Реда Катеба не сближается с Самиёй, работающей на фабрике, и не становится наставником для шпаны из бедного района, промышляющей грабежом и сбытом запрещённых веществ. Омар пытается найти смысл жизни вне криминала, в то время как Роже всё больше втягивается в местный наркобизнес, куда более опасный и жестокий, чем во Франции.
Белькеддар заверяет, что его «Король улиц» — прежде всего история о силе любви, а не о приключениях гангстеров в Алжире, скорее служащих двигателем сюжета. В фильме любовь если и не делает героев лучше, то по крайней мере не даёт упасть на самое дно и пробуждает проблески человечности. Роже, считающий Омара младшим братом, остаётся ради него в Алжире, ведь у гангстера больше никого нет. Железобетонная дружба героев, зародившаяся ещё в школе, их общие аппетиты к роскошной жизни, чисто тарантиновские диалоги и клятва быть рядом, пока смерть не разлучит, исполненная в мучительной сцене, одновременно отсылающей к «Бешеным псам» и финалу «Достучаться до небес», превращают «Короля улиц» в добротное бадди-муви, в котором от комедии до драмы — один шаг. Надёжный, как швейцарские часы, дуэт Реда Катеба и Бенуа Мажимеля, перезапустившего свою карьеру, — главное сокровище фильма.
«Король улиц» не обходится и без любви романтической. Грубого и чёрствого, на первый взгляд, Омара сбивают с ног искренние чувства к героине Мерьем Амиар. Робкое развитие отношений бандита и Самии, построенных на взаимоуважении и доверии, снижает высокий уровень уличной агрессии и наполняет картину нежностью, совершенно неожиданной для такого крепкого мужского кино. Белькеддару удаётся найти необходимый баланс между кровавой изнанкой гангста-парадайза и трогательной романтикой. Режиссёр также отказывается от стереотипной репрезентации девушки бандита как безвольного приложения к нему. Героиня Мерьем Амиар получилась глубокой и самодостаточной. Самия, сбежавшая с собственной свадьбы, всегда выбирает личный комфорт и независимость. Девушка настолько тверда в своих убеждениях, что Омар считает её главной в их отношениях. И всё же любовь не способна изменить бандита — боготворя и оберегая Самию, он безжалостно поступает с другими. Хеппи-энда не случится, пока герой не отречётся от криминала.
«Король улиц» с самого начала кажется историей о возвращении к корням. Роже говорит, что его друг должен найти свою связь с прошлым на родине отца. Для Омара Алжир становится по-настоящему близок и дорог, когда тот встречает беспризорных подростков — агрессивных, бесстрашных и одиноких. Герой, который сам когда-то был таким, сильно привязывается к юным головорезам. Примечательно, что Омара играет Реда Катеб — французский актёр алжирского происхождения. Он также снимался в драме «Вдалеке от людей» 2014 года, рассказывающей о войне за независимость Алжира.
В «Короле улиц» Белькеддар отражает противоречивость Алжира. «Дворец» Омара и Роже с видом на залив в кадре часто сменяют рабочие районы столицы, испещрённые шрамами прошлого, любимый клуб гангстеров, заполненный неоновым светом и кальянным дымом, контрастирует с общей камерой в тюрьме, а гонки на верблюдах в пустыне чередуются с поножовщиной. Со съёмками режиссёру помогал его друг — продюсер Ясин Медкур из Алжира. Он давал Белькеддару рекомендации, как воплотить в фильме безграничную любовь к стране, показав её многогранность без стереотипов. «Король улиц» — не только страстное письмо дорогому сердцу месту, преподнесённое в грубоватой криминальной обёртке. Это ещё и чуткое кино о путешествии к себе, которое необходимо совершить каждому.