«Круче некуда»: крадущийся Джеки Чан, затаившийся Джон Сина

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Круче некуда», реж. Скотт Во, 2023/Вольга

В отечественный прокат вышел китайско-американский блокбастер «Круче некуда» с Джеки Чаном и Джоном Синой. Фильм Скотта Во вбирает в себя традицию гонконгских боевиков, бешеной постапокалиптики в духе «Безумного Макса» и даже визуальные приёмы спагетти-вестерна. Но эта рецептура не спасает забронзовевший комедийный экшен. Роман Волынский рассказывает, почему «Круче некуда» не работает даже как непринуждённое развлечение.

Ближний Восток опустошён войнами за нефть. Подконтрольный Китаю нефтеперерабатывающий завод атакуют повстанцы, замыслившие перераспределить ресурсы. Боец частной охранной организации (видимо, локализаторы не захотели переводить её как «частную военную компанию») Дракон Луо (Чан) прибывает в Ирак, чтобы вывезти рабочих. Эвакуационной колонне предстоит пройти по «Дороге смерти», где их ждёт засада отряда героя Джона Сины. Но последний быстро смекнёт, что бьётся не за тех: враг — кто угодно, но только не добряк Джеки Чан. Вместе они триумфально дают алчным разбойникам по голове, защитив силу государственной машины и семейные ценности.

Кадр из фильма «Круче некуда», реж. Скотт Во, 2023/Вольга

Идея семейности — и отсюда банальная мелодраматичность — жирно вшивается в сюжет. Дракон Луо приехал спасать не столько людей, сколько свою забытую дочь, добившуюся успеха на предприятии. А герой Сины, здоровяк Крис, нашёл счастье в заботе за жителями деревушки, ради благополучия которой он пошёл на первоначальный разбой. Тогда как главный злодей (Пилу Асбек) прямо говорит, что он отказался от семейной жизни в пользу мародёрской карьеры и денег. Создаётся ощущение, что именно семейный статус формирует моральный облик героя. Кажется, если бы режиссёр отказался от такой примитивной психологии, то картина бы только выиграла. Лучше сконцентрироваться на юморе и динамике. Но и с этим у Скотта Во вышла неувязочка.

Казалось бы, у дуэта были все шансы впечатлить аудиторию: великий трюкач и весельчак Джеки Чан, не растерявший форму к 69 годам, в паре с бывшим рестлером Джоном Синой. К сожалению, Скотт Во представил блёклую тень былого Джеки. С одной стороны, он виртуозно скачет, паясничает во время драки, короче, устраивает полноценное шоу вместо брутального мочилова; с другой — пропала аура, которая сделала его столь великим. Если в киносерии «Полицейская история» он самостоятельно проделывал впечатляющие трюки, то сейчас постпродакшн отравляет весь эффект. А ведь в 1980-х годах именно гонконгские боевики были ответом «аккуратным» экшен-фильмам Голливуда, в которых актёры делегировали опасную работу каскадёрам, а постановщики — компьютерным технологиям. Вот и Джеки обуржуазился. Получается, что его роль мог сыграть кто угодно, — от этого испаряется очарование.

Кадр из фильма «Круче некуда», реж. Скотт Во, 2023/Вольга

На визуальном уровне CGI ощущается чуть ли не на тактильном уровне. Это особенно заметно в сцене погони по пустыне, когда густая графическая буря напомнила условные театральные декорации. Очевидно, Скотт Во добивался такого эффекта целенаправленно. Ну, во-первых, сейчас режиссёров хлебом не корми — дай оставить метакомментарий о природе магии кино. Вспомним недавнюю «Операцию “Фортуна”» Гая Ричи, в которой целая сюжетная линия выполняла роль такого комментария, или совсем свежего «Гипнотика» Роберта Родригеса. Во-вторых, при бюджете в 80 миллионов долларов Скотт Во ориентируется на фильмы категории B, для которых «сделанность», «искусственность» стала неотъемлемой частью эстетики, правда, тогда — по причине нехватки денег. Смотрятся ли сейчас эти фокусы «круто»? Есть ощущение, что этот приём уже изжил себя.

Кадр из фильма «Круче некуда», реж. Скотт Во, 2023/Вольга

Весь комедийный эффект построен на динамике общения героев Чана и Сины. Даже осваивают абсурдный юмор в духе Дэвида Цукера, но делают это беззубо. Например, в сценах, когда начинают «непреднамеренно» кидать друг другу гранаты без чеки или упорно не могут условиться, что означает тот или иной жест в ответственный момент перестрелки. Из таких несуразностей и совсем олдскульных шуточек персонажа Джона Сины состоит весь фильм. Поэтому после нескольких повторений и однотипных отыгрышей шарм и вместе с ним химия между актёрами быстро испаряются.

Хоть «Круче некуда» изо всех сил старается быть смешным и развлекательным, ему не удаётся сняться с якоря устаревшего кино. Кто-то отметит, что фильм изобилует эффектно поставленными драками, хореографией и тому подобным, но сейчас в любом хай-концепт-боевике рукопашные бои поставлены практически безукоризненно. Тут уже ничем не удивишь. Чтобы не заскучать на сеансе, предлагаю зрителям считать, сколько врагов убил герой Сины и сколько раз персонаж Чана вообще брался за огнестрельное оружие.

Читайте также
«Кентавр»: экшен-триллер от продюсера Ильи Найшуллера
13 июля в российский прокат выходит «Кентавр» — экшен-триллер с Юрой Борисовым в роли подозрительного водителя такси. Референсами к фильму послужили «Драйв» Н...
«Индиана Джонс и колесо судьбы»: старый Форд борозды не испортит
В кинотеатрах стартовала последняя часть приключений самого известного археолога кинематографа. Впервые в истории франшизы в режиссёрское кресло сел не Стивен...
Он сам нарвался: «Моё преступление» Франсуа Озона
В российский прокат выходит новый фильм Франсуа Озона «Моё преступление», ставящий точку в трилогии легковесных, но пронзительных комедий французского режиссё...
«Дыхание»: воспоминания о пандемии
В прокат выходит драма Романа Каримова «Дыхание», посвящённая тяжёлым будням врачей во время пандемии COVID-19, коснувшейся каждого из нас. Режиссёр, больше и...
«Микулай»: в плену иллюзий
22 июня в российский прокат выходит этно-триллер «Микулай» с Виктором Сухоруковым в заглавной роли. Это дебютная картина режиссёра Ильшата Рахимбая, которую с...
«Чёрное зеркало»: Чарли Брукер против цифровой эксплуатации
15 июня на стриминговой площадке Netflix стартовал шестой по счёту сезон научно-фантастической антологии «Чёрное зеркало». Шоураннер Чарли Брукер вновь раскры...
Также рекомендуем
В научном подходе черти водятся.
Виолетта Власова составила даже не (кино)расписание, а скорее антологию абсурда. Несколько взбалмошных азиатс...
Кадр из фильма «Криминальный город: Разборки в Пусане», реж. Ли Сан-ён. BA Entertainment/Central PartnershipНа больших р...
Рассказываем о том, каким получилось возвращение культового азиатского режиссёра в Голливуд.
В научном подходе черти водятся.
Виолетта Власова составила даже не (кино)расписание, а скорее антологию абсурда. Несколько взбалмошных азиатс...
Кадр из фильма «Криминальный город: Разборки в Пусане», реж. Ли Сан-ён. BA Entertainment/Central PartnershipНа больших р...
Рассказываем о том, каким получилось возвращение культового азиатского режиссёра в Голливуд.

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00