«Спасительница» святая Мод: божественная трагедия

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спасительница» обеспечил британке место в ряду самых перспективных режиссёров современности. До широкого проката лента так и не добралась, зато её уже можно посмотреть в сети. Максим Ершов рассказывает о медленном и довольно предсказуемом, но эффектном и атмосферном психологическом хорроре.


После несчастного случая в больнице медсестра Мод (Морфидд Кларк) уволилась с работы и уверовала в Бога. Но одной религией сыт не будешь, приходится искать источники дохода. Девушка ухаживает за состоятельной, но умирающей от рака танцовщицей Амандой (Дженнифер Эль). Женщине нет и 50, но она обречена. Последние дни в этом мире она проводит весело: курит по несколько пачек сигарет в день, закатывает шумные вечеринки, а ночью видится с Кэрол (Лили Фрайзер), которая младше больной лет на 25. Мод с прискорбием наблюдает плотские наслаждения своей подопечной и пытается наставить её на путь истинный. Желание спасти Аманду становится смыслом её жизни.

Дебютантка Роуз Гласс не скрывает своего пренебрежительного отношения к религии. С первых же кадров застенчивая и чересчур наивная Мод выглядит обречённой фанатичкой. Режиссёрке не очень важно, что именно подтолкнуло героиню к Всевышнему, интереснее — как выглядят её будни сейчас. Бесконечные молитвы, самоистязания и заведомо бесперспективные попытки обратить в веру окружающих. 

Умирающая от рака женщина в голове у сиделки постоянно представляется искусительницей, проверяющей её веру на прочность. Аманда называет свою сиделку самой одинокой девушкой, которую она когда-либо видела. Однажды Мод решит вернуть молодость и оттянуться на полную, но выйдет неловко. Неудавшейся тусовщице будет стыдно и перед собой, и перед Богом. Жизнь Мод вообще ограничена двумя локациями: скромные и неуютные четыре стены, в которых она живёт (примерно в таких унылых квартирках находили жертв маньяка, орудовавшего в «Семи» Дэвида Финчера), и некогда помпезный особняк Аманды. Аскетичный рай против угасающего, но всё равно манящего ада.

В провинциальном городке, где живёт Мод, развлечений мало. Тем не менее по вечерам, возвращаясь домой, она видит слепящие вывески ночных клубов и баров и закрытый парк аттракционов. То ли в английском захолустье все только и делают, что веселятся, то ли мир главной героини делится только на тьму и свет. И если хочешь угодить Господу, непременно нужно избегать развлечений и вредить своему телу. Тайные желания обуревают девушку, но она не хочет в этом признаваться даже себе. Как тогда смотреть на всех сверху вниз с видом святой послушницы, разговаривающей с Всевышним?

Морфидд Кларк — главное украшение дебюта Роуз Гласс. В некоторых сценах она извивается в эпилептическом припадке / приступе религиозного экстаза, в других — мило и кротко улыбается, но огонёк безумия в глазах девушки не угасает ни на секунду. Пламя — ключевой мотив для всего фильма. Мод любит держать в руках зажигалку, а в качестве одного из наказаний специально обжигает руку. Главное: спасая остальных от геенны огненной, не оказаться в ней самой.



«Спасительница» развивается неторопливо, но неотвратимо. С каждой минутой экранного времени главная героиня выглядит всё более безумной. В какой-то момент можно даже подумать, что поиски Бога привели её к дьяволу и одержимости. Вот только, в отличие от девочки Риган в «Изгоняющем дьявола» Уильяма Фридкина, рядом с Мод никого нет. Обряд экзорцизма нужно проводить ей самой, если она всё же решится на такой шаг.

«Спасительницу» трудно назвать страшным фильмом, но, как принято в последнее время, жанр хоррора прекрасно позволяет обнажить психологические травмы центрального персонажа. Мрачные краски, тревожная музыка, тесные пространства — верные товарищи одинокой послушницы, пытающейся оставить всё людское. 

Всему есть предел. Даже тихие и почти что незаметные девушки способны на решительные шаги. Особенно если мир фантазий поглотил реальность. Как и Кэрри у Брайана Де Пальмы, Мод достаточно одного эффектного жеста. Все её усилия сразу же обретут смысл, о ней услышат и узнают. А Бог обязательно простит.

Читайте также
«Поступь хаоса»: вокруг Шум
До российского проката добрался многострадальный сай-фай Дага Лаймана «Поступь хаоса» — и это уже само по себе можно считать достижением. Фильм ждали в киноте...
«Ая и ведьма»: новый мультфильм студии Ghibli с ведьмами, котами и британским антуражем 
У российского зрителя наконец появилась возможность посмотреть мультфильм «Ая и ведьма» — творение Горо Миядзаки, сына великого мультиплик...
«Лига справедливости» Зака Снайдера: четыре часа фансервиса — это слишком, но зато теперь всё понятно
Даша Видре перевела статью критика IndieWire Эрика Кона о вышедшей «Лиге справедливости Зака Снайдера». Пока наши кинокритики пишут восторженные отзывы на выд...
Премьера фильма «Никто» Ильи Найшуллера: особый метод Хитча
К середине марта в прокат постепенно возвращаются блокбастеры. Среди них — новая лента режиссёра Ильи Найшуллера «Никто». Тимур Алиев — о русской мафии в филь...
«Снега больше не будет»: зона всеобщего отчуждения
Capella Film выпускает в российский прокат фильм «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской и Михала Энглерта. История про пришельца (видимо,...
Фильм «Игры шпионов»: казнить нельзя помиловать
В российский прокат выходит картина «Игры шпионов» про полковника ГРУ Олега Пеньковского, который в годы холодной войны сливал секретную информацию западным а...
Также рекомендуем
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и неделя чудес». Картину про 13-ле...
На российском «Кинопоиске HD» вслед за британским BBC One и американским Hulu вышел мини-сериал «Нормальные люди» — экра...
Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламирую...
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и неделя чудес». Картину про 13-ле...
На российском «Кинопоиске HD» вслед за британским BBC One и американским Hulu вышел мини-сериал «Нормальные люди» — экра...
Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламирую...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00