«Индиана Джонс и колесо судьбы»: старый Форд борозды не испортит

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Индиана Джонс и колесо судьбы», реж. Джеймс Мэнгол, 2023/Lucasfilm Ltd.

В кинотеатрах стартовала последняя часть приключений самого известного археолога кинематографа. Впервые в истории франшизы в режиссёрское кресло сел не Стивен Спилберг, а маститый кинодел Джеймс Мэнголд. Виктор Непша выясняет, есть ли ещё порох в пороховницах у старины Инди.

На дворе 1969 год, вся Америка празднует вылазку на Луну, а в заштатном университете уныло читает лекцию по истории старик по имени Индиана Джонс (Харрисон Форд). Искатель приключений и авантюрист давно превратился в угрюмоватого одинокого дедушку, который не очень находит себе место в новых условиях: преподавание не радует, жена ушла, поганая молодёжь по соседству шумит и мешает спать. Кажется, что былые приключения остались позади, пока однажды он не встречает свою крестницу Хелену по прозвищу Вомбат (Фиби Уоллер-Бридж).

Хелена — дочь его старого приятеля Бэйзила (Тоби Джонс), тоже археолога, помогавшего когда-то Индиане в его приключениях. 25 лет назад они во время поединка с нацистами на поезде заполучили древний артефакт — антикитерский механизм Архимеда. С тех пор Бэйзил помешался на его исследованиях, считая, что Архимед открыл секрет путешествий во времени. Чтобы не провоцировать безумие бывшего товарища, Индиана забрал устройство себе — и, как оказалось, теперь за артефактом охотятся Вомбат (ставшая не меньшей оторвой, чем крёстный), а также группа нацистов под предводительством выжившего в том бою на поезде доктора Воллера (Мадс Миккельсен). Последний, конечно же, грезит восстановлением Третьего рейха по принципу «назад в прошлое». Индиана оказывается втянут в очередную авантюру — чтобы спасти себя, крестницу и, как водится, мироздание.

Кадр из фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы», реж. Джеймс Мэнгол, 2023/Lucasfilm Ltd.

«Индиана Джонс и колесо судьбы» — пятая часть во франшизе и первая, которую снял не Стивен Спилберг и написал не Джордж Лукас (но оба числятся в проекте исполнительными продюсерами). Режиссёром в этот раз выступил Джеймс Мэнголд («Ford против Ferrari», «Логан»). Открывающая сцена-флэшбек из 1944 года с нацистами отсылает ко временам «В поисках утраченного ковчега», идея прямого или косвенного продолжения которого обсуждалась Спилбергом и Лукасом ещё в 1970-е. Как и другие крупные франшизные проекты, «Индиана Джонс 5» прошёл через смену череды сценаристов из-за затягивания сроков производства и ковида. С получившимся бюджетом фильм стал 13-м в списке самых дорогих из когда-либо снятых без учёта инфляции.

Как и в прошлый раз, каст обновился частично: основной костяк из Харрисона Форда, Джона Рис-Дэвиса и Карен Аллен в строю, и на второстепенных ролях, помимо упомянутых выше, присоединился Антонио Бандерас (который в современном голливудском кино превратился в стереотипного молодящегося испанского дедушку). Вечный Джон Уильямс в очередной раз согласился написать саундтрек, в очередной раз пообещал, что это будет его последняя работа, и, по-видимому, в очередной раз не сдержит обещание.

Джеймсу Мэнголду снова (см. «Логан») выпадает задачка нянчиться со стареющими супергероями — получилось добротно. Основные сцены рукопашного боя минут этак на двадцать длиной переложили во флешбэк, где за старого Харрисона Форда бегает и отдувается Харрисон Форд искусственно омоложенный. В некоторых эпизодах это всё ещё создаёт мощный эффект зловещей долины — Индиана из прошлого выглядит то ли как покусанный пчёлами, то ли как (вероятнее) побитый нацистами по лицу.

Впрочем, современный, всамделишный Харрисон Форд, по слухам со съёмочной площадки, тоже рвался в бой — настолько, что в сцене удара по лицу Мадса Миккельсена сам повредил руку. Пожалуй, этот актёрский задор заметно оживляет фильм — если хотите узнать, кто Форду нравится больше, Хан Соло или Индиана, просто сравните его игру в этом фильме и в VII эпизоде «Звёздных войн». В некоторых сценах «Индианы 5» кажется, что всю предыдущую жизнь Форд не столько старел, сколько созревал для такой идеальной роли обаятельного ворчуна в возрасте.

Кадр из фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы», реж. Джеймс Мэнгол, 2023/Lucasfilm Ltd.

Его пару горящих глаз хорошо дополняет Фиби Уоллер-Бридж, которая, не мудрствуя лукаво, по сути является женским аналогом молодого Индианы — такая же харизматичная, авантюрная, безбашенная, циничная снаружи и добрая внутри (и у неё тоже есть мальчик-компаньон). При этом она успевает обаятельно осаждать мужчин, которые хотят то сделать ей предложение, то спасти, то поучить жизни со старческим брюзжанием, — кажется идеальным кастом для актрисы.

Однозначно хорошее на этом заканчивается, но и плохое не начинается — новый «Индиана» плотно сбит, качественно снят и смонтирован. Ритм фильма работает как часы — все примерно понимают, чем всё закончится, но сильно веселее или скучнее от этого не становится, и 2,5 часа пролетают проще, чем у большинства современных продолжений франшиз. Конечно, будет много путешествий в разные страны (Марокко, Греция, США), Индиана справится, вспомогательные боевые товарищи геройски погибнут, а зло будет побеждено — для этого и смотрят. Главным заложником ситуации остаётся Мадс Миккельсен, у которого в роли злодея-нациста просто не остаётся много пространства для маневра.

Кадр из фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы», реж. Джеймс Мэнгол, 2023/Lucasfilm Ltd.

Пожалуй, после всех мультивселенных и франшизных продолжений хочется поблагодарить создателей фильма за то, что не тычут в лицо отсылками и пасхалками так сильно, как могли бы. Под конец остаётся сожаление, что знаменитый кнут Индианы использовался не так часто. И даже путешествия в другое временное измерение не приводят к спекулятивным встречам с персонажами из предыдущих частей.

Пожалуй, фильм напоминает недолгий поход к родственникам за просмотром старых фотографий, где нет навязчивого усаживания за стол с салатами и холодцом — только приятная ностальгия. Тем не менее для 13-го фильма по величине бюджета в истории поход обошёлся дороговато: «Индиана 5» не смотрится на эту сумму, а цифровой Форд, даже если снимать его 25 минут, не заменит молодого. Навязчивые трели саундтрека Уильямса, которые после стольких лет звучат так одинаково во всех фильмах-продолжениях, напоминают, что неплохо бы нам возвращаться от родственников домой, а Спилбергу/Лукасу — тихо на этом завершить франшизу.

Читайте также
Он сам нарвался: «Моё преступление» Франсуа Озона
В российский прокат выходит новый фильм Франсуа Озона «Моё преступление», ставящий точку в трилогии легковесных, но пронзительных комедий французского режиссё...
«Дыхание»: воспоминания о пандемии
В прокат выходит драма Романа Каримова «Дыхание», посвящённая тяжёлым будням врачей во время пандемии COVID-19, коснувшейся каждого из нас. Режиссёр, больше и...
«Микулай»: в плену иллюзий
22 июня в российский прокат выходит этно-триллер «Микулай» с Виктором Сухоруковым в заглавной роли. Это дебютная картина режиссёра Ильшата Рахимбая, которую с...
«Чёрное зеркало»: Чарли Брукер против цифровой эксплуатации
15 июня на стриминговой площадке Netflix стартовал шестой по счёту сезон научно-фантастической антологии «Чёрное зеркало». Шоураннер Чарли Брукер вновь раскры...
«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2»: эвакуируем «под ключ»
Если вдруг вы не видели первого «Тайлера Рейка» и боитесь, что вам будет сложно вкатиться в сиквел без знаний событий первой части, то спешим вас успокоить: «...
«Флэш»: Барри Аллен ломает мультивселенную
В это трудно поверить, но многострадальный «Флэш» наконец добрался до экранов. Виктор Непша посмотрел фильм и спешит вам о нём рассказать.Барри Аллен (Эзра Ми...
Также рекомендуем
Рассказываем, как зарождались «Звёздные войны».
Виктор Непша вспоминает историю популярного персонажа.
«Бегущий по лезвию 2049» — первый сценарий Ридли Скотта за пятьдесят лет — предыдущий был к собственному, дебютному филь...
Рассказываем, как зарождались «Звёздные войны».
Виктор Непша вспоминает историю популярного персонажа.
«Бегущий по лезвию 2049» — первый сценарий Ридли Скотта за пятьдесят лет — предыдущий был к собственному, дебютному филь...

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00