Компания «Вольга» выпускает в российский прокат фильм «Девушка, подающая надежды» — полнометражный режиссёрский дебют шоураннера 2-го сезона сериала «Убивая Еву», продюсера, актрисы и сценаристки Эмиральд Феннел. Максим Ершов впечатлился гнетущим триллером в декорациях слащавого ромкома и отдельно отмечает Кэри Маллиган, роковую, манящую и решительную.
Кассандре Томас (Кэри Маллиган), или попросту Кэсси, около 30. Она живёт в одном доме с родителями и работает в маленькой кофейне. У неё нет бойфренда и желания завязывать серьёзные отношения. Вместе со своей подругой Ниной она была одной из лучших студенток медицинского института. Ни одногруппники, ни преподаватели не сомневались, что девушек ждёт большое будущее. С Ниной произошла страшная трагедия, а Кэсси объявила войну мужскому полу.
Каждый вечер она надевает вызывающий и притягивающий взгляды парней наряд и идёт в бар, притворяется пьяной ничего не соображающей дурочкой и ждёт, когда же к ней подойдёт очередной козёл, который хочет воспользоваться её почти что бессознательным состоянием. Кэсси устраивает мужчинам тест на вшивость: уже у них дома она резко приходит в себя и жестоко карает похотливых спутников.
Роль безумца или психопата (реального или притворяющегося) всегда выигрышная, но не все актёры пользуются представляющимся шансом. Кэри Маллиган блистает в роли Кэсси. За доли секунды она превращается из улыбающейся милашки в опасную и хладнокровную мстительницу. Ледяной взгляд, от которого у собеседников бегут мурашки по телу, сменяет озорное выражение лица. Эти мгновенные переходы скрывают таящуюся внутри бездну, которая только ждёт правильного момента, чтобы поглотить всех вокруг.
Британка Эмиральд Феннел снималась в фильмах «Девушка из Дании» и «Вита и Вирджиния», была сценаристской и продюсером сериала «Убивая Еву», а теперь и сама села в режиссёрское кресло. Естественно, её дебют — картина смелая и на злобу дня. Феннел убедительно и во всех подробностях показывает акт сексуального насилия. В патриархальном мире ситуация проста: слово жертвы против слова обвиняемого. А если девушка ещё была и пьяна? Тогда уж гарантированно сама виновата: нечего так одеваться и ярко краситься, да и нужно всегда сохранять трезвую голову. Феннел совершенно мастерски и логически последовательно показывает, как в одночасье жертва становится изгоем, а насильник продолжает жить припеваючи.
Альтернативой общепринятой и чуть ли не ставшей нормой культуре замалчивания становятся активные шаги. Такой путь избирает героиня Маллиган. В перевёрнутом мире, где необходимы веские доказательства харассмента, отчаянные меры вовсе не кажутся безумием. А что ещё делать? Феминистская оптика и женский взгляд действуют отрезвляюще. Феннел не впадает в патетику и обличающий пафос, её фильм не превращается в публицистическое воззвание. Нет, таким и должно быть жанровое кино: не просто развлекательная и динамичная картина на грани триллера и чёрной комедии, а чёткое и прозрачное высказывание в нескучной форме.
Кэсси ведёт двойную жизнь: лишённая амбиций работа в кофейне днём и жестокие игры в барах и клубах по ночам. Два этих мира сталкиваются на визуальном уровне: блёстки и неон против солнечных лучей и умиротворяющей белизны. Родительский дом обставлен антикварной мебелью и напоминает провинциальный Версаль. Кофейня оформлена в светлых тонах, на прилавке — конфеты и леденцы. Всё это (пусть и в гипертрофированной форме) могло бы быть у главной героини. Сюжет даже предлагает ей обратить внимание на весёлого и обаятельного Райана (бывший одногруппник), которого даже не стыдно показать маме с папой за семейным ужином. Вместе с ним Кассандра могла бы смотреть дома кино, ужинать в милых ресторанчиках, болтать обо всём на свете, петь и танцевать. Ах, какой бы тошнотворно предсказуемой была бы эта романтическая комедия!
Но всё это не для неё. Подсказка — само имя: Кассандра в древнегреческой мифологии — троянская царевна, наделённая Аполлоном даром пророчества. Только, к сожалению, никто её увещеваниям не верил. Кассандра — вестница несчастья. И мисс Томас, конечно, такая же. После трагедии Нины что-то в ней умерло раз и навсегда, травма превратила её в одержимую. Она не живёт в нормальном понимании, она стала почти что зомби, выходящим на охоту на закате солнца. Издевательски звучат каверы на «Toxic» Бритни Спирс и «It’s Raining Men» Джери Халлиуэлл, только в замедленном темпе и со скрипичной доминантой — тревожно и пугающе. Словно бы пластинку с оригинальной звуковой дорожкой нарочно царапает игла винилового проигрывателя. Так и судьба сразу двух девушек, подававших надежды, как будто бы прошла через шредер.
Многие фильмы разочаровывают своей предсказуемостью и заточенностью на хеппи-энд. Другие — претендуют на откровение и старательно шокируют, но сдуваются в концовке. «Девушка, подающая надежды» с первых минут берёт высокую ноту иррациональности и сумасшествия и с честью выдерживает её до самого финала. А развязка и вовсе сбивает с ног.